Цель урока: развитие познавательной деятельности учащихся, формирование навыков решения линейных уравнений и сюжетных задач с помощью уравнений.
Задачи урока:
- Ознакомление учащихся с историей возникновения натурального числа.
- Отработка навыков решения линейных уравнений и сюжетных задач.
- Развитие умения записывать натуральные числа на разных языках Древнего мира.
- Расширение математического кругозора учащихся.
- Развитие грамотной математической речи.
ХОД УРОКА
1. Организационный вопрос
а) приветствие учащихся,
б) озвучивание темы урока, цели урока и задач урока.
Вводное слово учителя: Понятие натурального числа возникло еще в Древнем мире. Ему предшествовал примитивный счет конкретных предметов, обычно путем сопоставления с пальцами рук и ног человека или нескольких людей.
Первоначально числа были «именованными», т.е. одни числа употреблялись для счета людей, другие – для счета лодок, кокосовых орехов и т.п.
Лишь на более высокой ступени развития человечества появилось абстрактное понятие числа, не связанное с природой предметов счета. Для характеристики такого общего свойства изобретались символы – точки, палочки, кружочки, клинья, буквы, иероглифы и другие символы.
У разных народов существовали разные обозначения натуральных чисел. Современные цифры и десятичный способ их записи происходят из Индии, где они употреблялись за тысячу лет до нашей эры. Они были завезены в Европу арабами в 10 веке н.э. и поэтому их называют «арабскими».
В Древнем Египте цифры от 1 до 9 изображались вертикальными палочками, 10 – «подковой» 100 –
Задание 1: Запишите данные числа, с помощью символов Древнего Египта:
а) 5 ответ: ІІІІІ
б) 42 ответ: ∩∩∩∩ІІ
в) 151 ответ: ∩∩∩∩∩І
Задание 2. Задумано число. Если это число умножить на 5, из произведения вычесть 10 и эту разность поделить на 2, то получится число 122,5. Найдите задуманное число и запишите его с помощью символов, принятых для обозначения чисел в Древнем Египте.
Ответ: 51.
В Древней Греции числа обозначались буквами (со специальными значками или без них). Система исчислений Древней Греции называлась ионической. В ионической системе цифры от 1 до 9 изображались первыми буквами греческого алфавита (от α до θ), десятки – от ι до ς (каппа), сотни – от ρ до π. Иногда над буквой ставился штрих справа сверху. Штрих же внизу слева означал соответствующее число тысяч, буква М – 10000.
Задание 3. Запишите данные числа символами, принятыми в Древней Греции:
а) 2, Ответ: β
б) 34. Ответ: λδ
в) 921. Ответ: πκα.
Задание 4. Решите уравнения и запишите корни уравнений знаками, принятыми для обозначения чисел в Древней Греции и Древнего Египта.
а) 5х + 3х – 7 = 9. Ответ: 2
б) (7х + 1) – (6х + 3) = 5 Ответ: 7.
Римские цифры хорошо вам известны, напомню основные из них: 1 – I, 5 – V, 10 – X, 50 – L, 100 – C, 500 – D, 1000 – M. Запись осуществляется от больших чисел к меньшим слева направо.
Задание 5. Запишите заданные числа с помощью римских цифр:
а) 56
б) 237
Ответы:
а) LVI.
б) CCXXXVII.
Буквенная запись чисел (со знаком ᷉ (титло) над левой буквой) употреблялась и в славянских рукописях. Например, число 323 записывалось так: .
Задание 6. Решите уравнения и корни уравнений запишите с помощью римских цифр:
а) (8х + 11) – 13 = 9х – 5. Ответ: 3.
б) 2 = (3х – 5) – (7 – 4х). Ответ: 2.
Задание 7. Решите задачи с помощью уравнений, результаты запишите с помощью арабских, римских и египетских цифр:
1. Таня сначала в школу едет на автобусе, а потом идет пешком. Вся дорого у нее занимает 26 минут. Идет она на 6 минут больше, чем едет на автобусе. Сколько минут Таня едет на автобусе?
Ответ: 10 (Х)
2. В двух сараях сложено сено, причем в первом сарае сена в 3 раза больше, чем во втором. После того, как из первого сарая увезли 20 тонн сена, а во второй привезли 10 тонн, в обоих сараях сена стало поровну. Сколько всего сена было в двух сараях первоначально?
Ответ: 60т (LX)
Задание 8. Решите уравнения и ответы запишите с помощью римских цифр.
а) (5х – 3) + (7х – 4) = 8 – (15 – 11х). Ответ: 14
б) (4х + 3) – (10х + 11) = 7 + (13 – 4х). Ответ: 14
в) 8х + 5 = 119 + (7 – 3х) Ответ: 11.
Домашнее задание:
№1. Решите уравнения:
1. (2х – 7) + (6х + 1) = 18
2. 24 – 2(5х + 4) = 6
3. 20 + 4(2х – 5) = 14х + 12
4. – 8(11 – 2х) + 40 = 3(5х – 4).
№2. Решить задачи и ответы записать с помощью римских и арабских цифр:
а) Часть пути в 600 км турист пролетел на самолете, а часть проехал на автобусе. На самолете он проделал путь в 9 раз больший, чем проехал на автобусе. Сколько километров турист проехал на автобусе?
б) На одном участке было в 5 раз больше саженцев смородины, чем на другом. После того как с первого участка увезли 50 саженцев, а на второй посадили еще 90, то на обоих участках стало поровну. Сколько всего саженцев смородины было на двух участках?
№3*. Напишите любые три натуральных числа с помощью цифр стран Древнего мира, которые вы узнали на этом уроке.
Рефлексия урока:
- Повторение правил решения линейных уравнений.
- Повторение правил решения сюжетных задач.
- Числа, каких стран Древнего мира вы изучили?
Пожелание дня:
- Желаю вам хорошего настроения на весь день.
- Желаю вам узнать в этот день много интересного, важного и нужного.
- Улыбайтесь, радуйтесь и радуйте окружающих вас людей.