Методическая разработка урока алгебры по теме "Решение линейных уравнений и сюжетных задач. Числа Древнего мира". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цель урока: развитие познавательной деятельности учащихся, формирование навыков решения линейных уравнений и сюжетных задач с помощью уравнений.

Задачи урока:

  • Ознакомление учащихся с историей возникновения натурального числа.
  • Отработка навыков решения линейных  уравнений и сюжетных задач.
  • Развитие  умения записывать натуральные числа на разных языках Древнего мира.
  • Расширение математического кругозора учащихся.
  • Развитие грамотной  математической речи.

ХОД УРОКА

1. Организационный вопрос

а) приветствие учащихся,

б) озвучивание темы урока, цели урока и задач урока.

Вводное слово учителя: Понятие натурального числа возникло еще в Древнем мире. Ему предшествовал примитивный счет конкретных предметов, обычно путем сопоставления с пальцами рук и ног человека или нескольких людей.
Первоначально числа были «именованными», т.е. одни числа употреблялись для счета людей, другие – для счета лодок, кокосовых орехов  и т.п.
Лишь на более высокой ступени развития человечества появилось абстрактное понятие числа, не связанное с природой предметов счета. Для  характеристики такого общего свойства изобретались символы – точки, палочки, кружочки, клинья, буквы, иероглифы и другие символы.
У разных народов существовали разные обозначения натуральных чисел. Современные цифры и десятичный способ их записи происходят из Индии, где они употреблялись  за тысячу лет до нашей  эры. Они были завезены в Европу арабами в 10 веке н.э. и поэтому их  называют «арабскими».
В Древнем Египте цифры от 1 до 9 изображались вертикальными палочками, 10 – «подковой» 100 –


Задание 1: Запишите данные числа, с помощью символов Древнего Египта:

а) 5                  ответ:  ІІІІІ
б) 42                ответ:   ∩∩∩∩ІІ
в) 151              ответ:  ∩∩∩∩∩І

Задание 2. Задумано число. Если это число умножить на 5, из произведения вычесть 10 и эту разность поделить на 2, то получится число 122,5. Найдите задуманное число и запишите его с помощью  символов, принятых для обозначения чисел в Древнем Египте.

Ответ: 51.

В Древней Греции числа обозначались буквами (со специальными значками или без них). Система исчислений Древней Греции называлась ионической. В ионической системе цифры от 1 до 9 изображались первыми буквами греческого алфавита (от α до  θ), десятки – от ι до ς (каппа), сотни – от ρ до π. Иногда над буквой ставился штрих справа сверху. Штрих же внизу слева означал соответствующее число тысяч, буква М – 10000.

Задание 3. Запишите данные числа символами, принятыми в Древней Греции:

а) 2,                                                     Ответ: β
б) 34.                                                   Ответ: λδ
в) 921.                                                 Ответ: πκα.

Задание 4. Решите уравнения и запишите корни уравнений знаками, принятыми для обозначения чисел в Древней Греции и Древнего Египта.

а)  5х + 3х – 7 = 9.                             Ответ: 2
б) (7х + 1) –  (6х + 3) = 5                  Ответ: 7.

Римские цифры хорошо вам известны, напомню основные из них:  1 –  I, 5 – V, 10 – X, 50 – L, 100 – C, 500 – D, 1000 – M. Запись осуществляется от больших чисел к меньшим слева направо.

Задание 5. Запишите заданные числа с помощью римских цифр:

а)  56
б)  237

Ответы:

а)  LVI.
б)  CCXXXVII.

Буквенная запись чисел (со знаком   ᷉ (титло) над левой буквой) употреблялась и в  славянских рукописях. Например, число 323 записывалось  так: .

Задание 6. Решите  уравнения и корни уравнений запишите с помощью римских цифр:

а)  (8х + 11) –  13 = 9х – 5.          Ответ: 3.
б) 2 = (3х –  5) –  (7 –  4х).           Ответ: 2.

Задание 7. Решите задачи с помощью уравнений,  результаты запишите с помощью арабских, римских и египетских цифр:

1. Таня сначала в школу едет на автобусе, а потом идет пешком. Вся дорого у нее занимает 26 минут. Идет она на 6 минут больше, чем едет на автобусе. Сколько минут Таня едет на автобусе?

Ответ: 10 (Х)

2. В двух сараях сложено сено, причем в первом сарае сена в 3 раза больше, чем во втором. После того, как из первого сарая увезли 20 тонн сена, а во второй привезли 10 тонн, в обоих сараях сена стало поровну. Сколько всего сена было в двух сараях первоначально?

Ответ: 60т  (LX)

Задание 8. Решите уравнения и ответы запишите с помощью  римских цифр.

а) (5х –  3) + (7х –  4) = 8 – (15 –  11х). Ответ: 14
б) (4х + 3) –  (10х + 11) = 7 + (13 – 4х). Ответ: 14
в)  8х + 5 = 119 + (7 –  3х) Ответ: 11.

Домашнее задание:

№1. Решите уравнения:

1. (2х –  7) + (6х + 1) = 18
2. 24 – 2(5х + 4) = 6
3. 20 + 4(2х –  5) = 14х + 12
4. – 8(11 – 2х) + 40 = 3(5х –  4).

№2. Решить задачи и ответы записать с помощью  римских и арабских цифр:

а) Часть пути в 600 км турист пролетел на самолете, а часть проехал на автобусе. На самолете он проделал путь в 9 раз больший, чем проехал на автобусе. Сколько километров турист проехал на автобусе?

б) На одном участке было в 5 раз больше саженцев смородины, чем на другом. После того как с первого участка увезли 50 саженцев, а на второй посадили еще 90, то на обоих участках стало поровну. Сколько всего саженцев смородины было на двух участках?

№3*. Напишите любые три натуральных числа с помощью цифр стран Древнего мира, которые вы узнали на этом уроке.

Рефлексия урока:

  • Повторение правил решения линейных уравнений.
  • Повторение правил решения сюжетных задач.
  • Числа, каких стран Древнего мира вы изучили?

Пожелание дня:

  • Желаю вам хорошего настроения на весь день.
  • Желаю вам узнать в этот день много интересного, важного и нужного.
  • Улыбайтесь, радуйтесь и радуйте окружающих вас людей.

Презентация