Сценарий урока:
- Семья - это ячейка общества. Слайд № 2.
- Иллюстрации к литературным произведениям. Слайды № 3- № 10.
- Рассуждения о роли пчелы для окружающего мира. Слайды № 11- № 15.
- Особенности строения тела пчелы. Слайды № 16- № 19.
- Семья пчел. Слайд № 20.
- Мёд и продукты пчеловодства. Слайды № 21- № 23.
- Муравьи. Муравейник. Слайды № 24- № 26.
- Полезные свойства мёда и целебная сила муравьёв. Слайды № 27 - № 31.
- Поклонись пчеле, человек! Слайд № 32.
- «Рекорды насекомых». Слайды № 33- № 39.
- Рефлексия. Слайд № 40.
Цель:
- узнать характеристику пчёл и муравьёв, увидеть, какую важнейшую роль они играют в жизни человека и каково их место в природе, познакомиться с общественным строем этих насекомых;
- воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей;
- формировать умение выслушивать других детей при обсуждении проблемной ситуации.
Задачи.
Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к муравьям, пчёлам, к природе.
Образовательные:
- углублять знания детей о муравьях, пчёлах, их образе жизни;
- формировать представление о роли муравьёв и пчёл в жизни человека.
Коррекционно-развивающие:
- развивать любознательность, внимание, мышление, память.
- развивать связную речь и умение правильно строить предложение.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации. Слайд № 2.
А) Работа на неутбуках и на интерактивной доске. Выполнение задания с дополнением высказывания о семье.
Используя толковый словарь Сергея Ожегова, семья - это группа живущих вместе близких родственников, или объединение людей, сплочённых общими интересами. Семья - это ячейка общества.
-Назовите представителей насекомых, которых можно назвать общественными? Почему?
Игра «Угадай-ка». Слайды № 3- № 10.
- Подберите пословицы к данным произведениям.
Б) Сегодня на нашем уроке присутствуют люди разных профессий: физики, химики, социологи, мирмекологи, биологи, историки, фармацевты
Альберт Эйнштейн говорил: «Если они исчезнут с лица Земли – через 4 года исчезнет все человечество». О каких существах говорил нам Альберт Эйнштейн? Слайд № 11.
Подтвердите или опровергните это высказывание?
Какие ассоциации вам приходят на ум при слове «пчела»?
Рассуждения. Биологи. Слайды № 12- № 15. Пчела, перелетая с цветка на цветок, собирает пыльцу, опыляет цветковые растения. Таким образом, пчела способствует образованию семян, а, значит, размножению растений.
- Как связаны между собой растения и человек, ведь не многие из нас вегетарианцы?
Рассуждения. Химики. Растения поедают животные, которых мы употребляем в пищу. Растения в процессе фотосинтеза выделяют кислород, нужный для дыхания всего живого.
Значит, Эйнштейн был прав!
- Все ли растения Земли опыляются пчелами?
Биологи. Нарушится множество пищевых цепей, сильно пострадает видовое разнообразие Земли.
Да, Эйнштейн был прав!
В) Группа – физики. Наши физики провели исследование и готовы познакомить нас с его результатами.
Задание: Тело пчелы покрыто мелкими волосками, которые помогают ей собирать частички пыльцы цветков. Пыльца налипает на ее тело, откуда пчела собирает ее лапками в особые части задних ножек – корзиночки.
Мы смоделировали эту ситуацию с помощью предложенного оборудования (палочка, шерстяная шаль, мелкие кусочки бумаги.)
Результаты: демонстрация электростатического притяжения, объяснение (при полете тело пчелы наэлектризовалось, поэтому к нему притянулись мелкие предметы – пыльца.)
- Сформулируйте тему нашего урока. Тема нашего урока: Общественные насекомые. Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека.
3. Первичное закрепление. Работа в группах.
а) Слово предоставляется группе биологов. Одним из объектов наблюдения пчеловода является семья пчел.
Особенности строения тела пчелы. Слайды № 16- № 19.
-Рассмотрите тело пчелы под микроскопом.
Если начать рассматривать медоносную пчелу с головы, то здесь мы обнаружим 5 глаз. Вместе с органами осязания и обоняния они дают возможность рабочей пчеле находить нектар и пыльцу.
Хоботок пчелы природа немного удлинила. Очень интересно природа устроила все шесть ног пчелы. Они не только органы передвижения. На ногах у пчел целый набор инструментов. Здесь и кисточки, которыми пчела собирает цветочную пыльцу, и корзиночки, в которых она эту пыльцу переносит, и щеточки для чистки глаз от той же пыльцы.
Четыре крыла служат пчеле не только для полета. Ими пчелы пользуются, когда нужно освежить воздух в улье и для того, чтобы удалить лишнюю воду из нектара.
б) Семья пчел. Слайд № 20.
Медоносные пчелы живут не поодиночке, как многие другие насекомые, а большими семьями, сообществами. Их называют общественными насекомыми.
Семья пчел состоит из матери и ее детей. В большой пчелиной семье бывает 70-80 тысяч насекомых. Жизнь всех членов семьи зависит друг от друга. Глава и сердце семьи пчел – это матка. Без нее пчелиная семья существовать не может. Если матка в семье есть, то пчелы четко выполняют свои обязанности, их работа слаженна и организованна. Но стоит погибнуть матке, пчелы становятся растерянными и беспомощными. Из всего вышесказанного можно сделать небольшой вывод: пчелиная семья – это мир большого труда, дисциплины и взаимопомощи.
в) Оказалось, что на протяжении всей своей жизни пчела никогда не находится без дела и может поменять несколько «профессий».
Продолжительность жизни пчел зависит от их работы. Весной и летом, когда насекомые много работают, они живут 35 дней, а осенью, когда работы становится не так много, как летом, пчелы живут 40-45 дней. Родившиеся осенью пчелы живут 8-9 месяцев.
г) Мёд и продукты пчеловодства. Слайды № 21- № 23.
Мои помощники - химики исследовали продукты пчеловодства. Изучая пчел, я пришла к выводу, что древние люди очень многое переняли у этих насекомых.
Перга – пчелиный хлеб – белковый продукт, производимый при смешивании пыльцы растений с медом и ферментами пчел.
Мёд обладает бактерицидными свойствами. На этом основано его применение для хранения продуктов. На острове Цейлон еще 200 лет назад мясо животных хранили в меде диких пчел по нескольку месяцев.
4. Физминутка.
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны –
Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать -
Раз – два – три – четыре – пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться
д) Муравьи. Муравейник. Слайды № 24- № 26.
-Но не только пчёлы имеют особенности общественного образа жизни, но и другие насекомые. Дети загадывают загадку о муравьях.
-Рассмотрите тело муравья под микроскопом.
- Группа - мирмекологи.
Несмотря на то, что муравьи такие маленькие, они очень сильные. Каждый из них может поднять в 20 раз больше собственного веса. А ещё очень дружные и трудолюбивые. Ведь не зря говорят про человека: трудолюбив, как муравей.
Сам муравейник — общежитие не только для муравьев, но и сотен различных мелких животных. И кого здесь только нет паук, жук, гусеница, бабочка…
Их привлекают сюда быстрое разложение веществ высокая рыхлость почвы, стабильная температура, подходящая влажность.
А ещё они – воины смело защищают муравейник от – сверчков, кузнечиков, больших жуков…
е) Муравьи - санитары леса.
Они уничтожают вредителей растений, участвуют в создании почвенного слоя на земле, являются пищей для многих животных. Бережно относитесь к муравейникам - не разоряйте и не разрушайте их!
Физминутка. Зарядка для глаз.
ж) Фармацевты расскажите нам о полезных свойствах мёда и целебной силе муравьёв.
Слайды № 27 - № 31.
Наш лесной рыжий муравей представляет собой ценный набор из полезных веществ. Это аминокислоты, микроэлементы (больше всего цинка), биологически активные вещества, витамины, хитин и др. На Руси муравьи в основном использовались для лечения суставов и позвоночника.
Сухих и живых муравьёв используют для приготовления медицинских препаратов — муравьиного спирта и настойки при лечении суставов и невралгий как отвлекающее средство. Применяется в гомеопатии.
Лечились муравьями и люди, и животные, и птицы. Но птицы не только употребляют муравьев внутрь, но и используют “снаружи”. Они принимают “муравьиный душ” — купаются в муравейниках, засовывают муравьев под крылья, давят о перья. Эти “ванны” освобождают птиц от паразитов и укрепляют здоровье.
Мед – этот пахучий и вкусный продукт применяется в народной медицине с древности. О целебных свойствах меда знал и писал еще Авиценна (Ибн Сина). Многие рецепты дошли до наших дней и с успехом используются даже в нашу эпоху прогресса фармакологии.
з) Группа – историки. Значение пчёл в жизни человека характеризуется не только тем, что они дают нам прекрасные природные целебные продукты: мёд, прополис, воск, маточное молочко, но и создание Пасеки. Если мед – это жидкое золото, то воск – это золотые слитки. Сейчас воск используется в стоматологии (он очищает ротовую полость и укрепляет десна). Однако гораздо более широкое применение воск нашел в косметической промышленности. Помимо этого, пчелиный воск применяется более чем в сорока отраслях промышленности.
Еще в древности люди заметили, что охотники за диким медом и пчеловоды не страдали заболеваниями суставов и обладали отменным здоровьем. И это, как выяснилось, от того, что их часто жалили пчелы. Мед, воск, яд – это еще не все продукты пчел, которыми пользуется человек. Лечебными средствами для человека являются прополис (пчелиный клей), цветочная пыльца и маточное молочко.
Вывод: Значит, пчелу можно называть не только «крылатой труженицей», но и «крылатым врачом».
и) Группа – биологи.
- А еще пчел считают помощниками земледельцев. Опыляя растения, они повышают урожай. Если бы пчелы этого не делали, то на Земле мало было бы растений, а, может быть, некоторых не было бы совсем.
Укус пчелы.
- Да, пчелы жалят. Но с какой целью? Так они защищают свое потомство, запасы меда, границы своего жилища. Но даже если они жалят, они приносят пользу. Рабочая пчела жалит всего один раз в жизни и погибает. Это гибель одного во имя жизни всех.
Жало имеется у рабочих пчёл и у королевы – матки. У трутней нет ни ядовитых желез, ни жала. У пчёл яд предназначен для защиты семьи, для изгнания врагов.
к) Поклонись пчеле, человек! Слайд № 32.
Группа - историки.
Я пришел к выводу, что пчела действительно, заслуживает того, чтобы ей поставили памятник. Ведь человеку есть чему у нее поучиться. В Египте медоносная пчела считается символом верности, храбрости, презрения к смерти. Памятник пчеле уже стоит во многих странах мира. В Польше с такого памятника начинается Музей пчеловодства. Это настоящий пчелиный город, в нем насчитывается 140 ульев, самому старому из них 700 лет. В Канаде памятник пчеле поставили в 1993 году в городе Тисдейл (его еще называют Столицей Меда), в городе Уфе, пчела стала символом празднования 450-летия единства Башкирии и России, а на центральной площади ей был поставлен памятник, В 2005 году в Москве, в парке Кузьминки, открыт памятник пчеле. Несколько памятников пчеле стоит в Японии.
л) Группа – социологи. Популяция пчёл в Европе и Америке стремительно сокращается, начиная с зимы 2006 года. Осложняет ситуацию то, что пестициды и другие химические вещества, используемые в сельском хозяйстве, ослабляют иммунитет пчёл и делают их ещё более уязвимыми к болезням. Кроме того, рост городов и сокращение количества дикорастущих растений-медоносов заставляет пчёл в поисках нектара летать очень далеко, что повышает риск распространения вируса.
Если сокращение популяции пчёл продолжится такими же темпами, к 2035 году эти насекомые исчезнут с лица земли. Исчезновение пчёл грозит не только утратой мёда, но и ставит под угрозу урожаи фруктов, овощей, ягод, орехов и некоторых злаков.
м) Это интересно! «Рекорды насекомых». Слайды № 33- № 39.
Жизнь пчел.
Рабочая пчела летом живет 40 дней, а зимой 9 месяцев.
Всего в улье 60 000 – 120 000 пчел.
Обоняние.
Они в 1 тыс. раз сильнее чувствуют запахи, чем человек, И пчелы способны улавливать аромат цветов на расстоянии более чем 1 км. Эти органы находятся у пчёл на усиках. Обоняние имеет большое значение в жизни пчёл: по запаху они отличают чужих пчёл от пчёл своей семьи, разыскивают нектар
Крылья и глаза.
У пчел пять глаз. Установлено, что пчелы хорошо видят ультрафиолетовую часть солнечного спектра (не видимую человеком). Красный цвет они могут путать с фиолетовым и чёрным цветом. Зелёный и оранжевый цвета пчелы воспринимают как жёлтый цвет. Пчелы хорошо запоминают лишь такую форму предметов, которая напоминает расчленённые лепестки цветков.
Полёт пчёл.
Ей нужно сделать 11400 взмахов в минуту, чтобы получилось характерное ей жужжание.
Только одна пчелиная семья оказывает экологически благоприятное влияние на окружающую среду площадью в 250 гектаров.
Соты.
Эти маленькие строители знают, что шестигранник – наиболее оптимальная с экономической точки зрения конструкция. Мудрые пчелы экономят время и воск для построения сот.
Из истории.
Разведением пчёл в свободное от работы время занимался наш соотечественник, великий русский ученый химик-органик А.М. Бутлеров. В нашем городе есть улица, названная в его честь.
Трудолюбие муравья.
К одному муравейнику было доставлено за день 4500 личинок соснового пилильщика, 3500 гусениц сосновой совки, 7200 гусениц дубовой листовёртки, 6500 куколок различных бабочек. Подсчитано, что муравьи среднего муравейника защищают от вредных насекомых 0,25 га леса, а крупного – до 1 га.
Обитатели одного муравейника уничтожают за лето около 1.000.000 разнообразных насекомых.
4. Рефлексия. Слайд № 40.
Используя программы на неутбуке, изобразите представителей класса насекомых природного сообщества луга.
5. Домашнее задание.
Составьте математические задачи, используя цифры, приведённые группой социологов.