Патриотическое воспитание младшего школьника

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


“Патриотизм – это когда вы считаете,
что эта страна лучше всех остальных оттого,
что вы здесь родились”.

Бернард Шоу

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

К сожалению, произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому “портрет выпускника начальной школы” по новым стандартам ориентирован на становление личностных характеристик:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Очень важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком. Если ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка – это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Патриотическое воспитание не ограничивается вооружением учащихся знаниями, получаемыми на уроках. Любовь к Родине воспитывается не только в любви к народной песне, в преклонении перед красотами родной природы, но и в бережном отношении к памяти погибших за счастье народа, и в уважении к людям, отстоявшим от врагов наш дом, нашу Родину.

Мне очень хочется, чтобы дети, родившиеся спустя 67 лет после войны, не знали горя, которое приносит война. Мне очень хочется, чтобы дети испытали глубокую благодарность к тем людям, которые защитили нашу страну и весь мир от фашизма. Чтобы дети испытали это чувство, нужно долго и упорно работать.

Поэтому одним из приоритетных направлений в воспитательной работе своего класса ставлю патриотическое воспитание, целью которого является становление ребёнка как гражданина родной земли, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину.

Важным источником накопления нравственных принципов и понятий является знакомство школьников с окружающим его миром. Каждый учебный год у нас начинается с экскурсии по городу. В итоге появляется выставка рисунков, творческих работ на тему “Мой город”.

В рамках празднования Дня героя Отечества организуется викторина, конкурс плакатов, рисунков. Учащиеся класса принимают активное участие в школьной акции

“ Тепло родного дома”, пишут и отправляют письма солдатам России.

Наш класс стал своеобразной площадкой для общения детей и родителей, которые охотно делятся собственным опытом, размышлениями, воспоминаниями, общением с детьми вне дома, возможность посмотреть на них со стороны. Общность интересов и жизненных ценностей семей наших учеников служит хорошей основой для нравственного воспитания. Такие мероприятия как “Моя семья”, “Моя родословная” (в 1 классе), “Любимая игрушка моей мамы” (во 2 классе), “Кто не вернулся с войны?” (в 3 классе) сближают детей с родителями.

Каждому человеку хочется сделать что-то хорошее на благо нашей земли. У нас в школе есть традиция: первоклассники совместно с родителями облагораживают территорию школы деревьями и кустарниками (“Аллея первоклассников”). Тем самым мы решаем две задачи: воспитываем уважение к труду, формируем гармоничную личность.

Ребята ежегодно поздравляют жителей микрорайона с Днём пожилого человека (1октября), “Пожелания защитнику Отечества” (23 февраля) открытками и сувенирами, сделанными своими руками.

В последнее время в нашей жизни, в жизни начальной школы появилась новая форма работы – метод проектов. Метод проектов как один из способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся начальной школы. Проектная деятельность приносит удовлетворение школьникам, развивает самостоятельность, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Учащиеся начальных классов в процессе работы проектной деятельности получают практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Она способствует развитию таких качеств личности, как целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Каждый год перед 23 февраля и 9 Мая передо мной встаёт ответственная задача, как в доступной для детей форме раскрыть великую силу патриотизма российских людей в борьбе с фашизмом, воздействовать на их ум и сердце, вызвать любовь и уважение к людям, отдавшим свою жизнь за Родину. В итоге дети должны понять, почему Великая Отечественная война называется народной, справедливой, священной, освободительной, почему наша страна чтит память погибших в борьбе с фашизмом.

Начала с просьбы рассказать о близких детям людях, которые были участниками войны, и предложила провести классный час на тему “Я помню! Я горжусь!” в необычной форме – в форме проектной работы. Возникли вопросы: “Что такое проект? Как он выполняется? Что значит презентация проекта?” Работу начала с беседы по теме: “Я выполняю проект”. Дети стали спрашивать всех своих родственников: родителей, бабушек, прабабушек, ходить в библиотеки, искать в интернете материалы, документы, фотографии. По длительности работы проект получился около двух месяцев. По оформлению проекты тоже были разнообразны: оформили рисунками, фотографиями, документами, сочинениями. С какой гордостью и уважением дети презентовали свои проекты в классе, в школе. На уроках труда и во внеурочное время дети с удовольствием делали поздравительные открытки для ветеранов.

В 2012 году в марте участвовали в районном конкурсе “Сочинение, посвящённое Дню Победы” и стали призёрами. Громова Наталья, ученица 4г класса школы №24 г. Красноярска: “для моей семьи, как и для других семей по всей стране День Победы имеет очень большое значение, так как мои прадедушки тоже защищали нашу Родину.

Громов Дмитрий Павлович погиб в 1942 году. Он был танкистом. Ему посмертно присвоено звание “Героя Советского Союза”.

Симанович Василий Павлович, дедушка моей мамы ещё жив и сегодня. Он ушёл на фронт в возрасте 18 лет. Прадедушка прошёл свой боевой путь, защищая нашу Родину, до самой Германии. У него есть фотография на фоне “Рейхстага” в Германии. Ему сейчас 87 лет. У него очень много медалей и орденов.

9 Мая в очередной раз прогремит салют Победы. Фронтовики наденут свои ордена. Весь день в эфире будут звучать песни военных лет, которые помогали нашему народу пережить все ужасы Великой Отечественной войны, согревали сердца, вселяя веру в победу”.

Грушенков Алексей, ученик 4г класса школы №24 г. Красноярска: “у меня было два прадеда, которые воевали в Великой Отечественной войне и защищали нашу Родину от немецких и японских захватчиков.

Один мой прадедушка, Грушенков Фёдор Васильевич, воевал на Кавказе, защищал нефтяные месторождения от фашистских захватчиков, освобождал страны Европы, дошёл до Берлина. Мой прадедушка награждён орденами Красной звезды, боевыми и юбилейными медалями за смелость, мужество и героизм.

Второго моего дедушку звали Иннокентий Николаевич Пушмин. Он был участником Великой Отечественной войны. Участвовал в сражении на Халгин-Голе. У него было много медалей. Дедушка награждён орденом Мужества, орденом Великой Отечественной войны. Мой дед был мужественным, смелым и отважным артиллеристом.

Я помню и горжусь своими прадедами и всеми нашими соотечественниками, которые защищали нашу великую Родину!”

Спирин Иван, ученик 4г класса школы №24 г. Красноярска: “Виктор Фёдорович Новиков – мой двоюродный дедушка. Когда началась война, он был совсем молодым. Ему было 16 лет. Он приписал себе два года в документах и поступил в школу лётчиков, закончил и ушёл воевать. Виктор Фёдорович был штурманом в авиации дальнего действия. Вместе со своим экипажем он летал бомбить Берлин – логово фашизма. После войны он остался служить в Армии, затем работал в Москве в Военно-юридическом институте. Имеет звание – генерал-майор. У Виктора Фёдоровича много орденов и медалей, они занимают весь его парадный мундир”.

Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, берет на себя ответственность за производимое действие.

Использование проектного метода позволяет значительно повысить познавательный интерес, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала. Работа показала, что учащимся нравятся проекты, которые носят комплексный характер, так, как есть возможность выбрать деятельность по своим личным интересам.

Подводя итог, хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: “Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству”.

Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии своих родных, стремишься быть похожим на них.

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

Приложение