Цели урока:
- формирование знаний о правильной постановке знаков препинания в сложном предложении; отрабатывать умение различать простые и сложные предложения;
- развитие познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации; развитие речи учащихся;
- воспитание любви к своей родине
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Повторение. Подготовка к восприятию темы. Слайд 1-8
- Как красива и богата наша земля! Какими необъятными просторами обладает наша Россия! Сразу вспоминаешь знаменитые строки В. Лебедева-Кумача:
Широка страна моя родная.
Много в ней лесов полей и рек!
Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек. Слайд 9
- Запишите данный отрывок в тетрадь, расставьте знаки препинания, объясните их постановку графически.
- Прочитайте 2 предложение. Какое это предложение? (простое) Чем осложнено? (однородными членами) Составьте схему
- Какое 3 предложение? (сложное) Докажите.
Б) Повторение теории о видах сложных предложений (Теория, стр.65)
- На какие группы делятся сложные предложения?
- Как определить вид сложного предложения?
3. Сообщение темы урока (слайд 10)
- На прошлом уроки мы познакомились с видами сложных предложений. Какие цели на этот урок мы должны поставить?
4. Работа по теме
А) Запись предложения, объяснение постановки знаков препинания. (слайд 11)
Просторы, которые нас окружают, таят в себе первозданную красоту.
Составление схемы
Б) Конкурс “Кто лучше?” Составление предложений по схемам (слайд 12)
1.[ ], и [ ].
2.[ ], ( ).
3. [ , ( ), ].
4. ( ), [ ].
ФИЗМИНУТКА
В) Работа с текстом
- Что является сердцем нашей огромной, необъятной страны? (Москва)
- Кто знает, с чего начиналась Москва? (с Кремля) Слайд 11-13
Первоначально, Кремль служил как укрепление славянского посёлка, возникшего на Боровицком холме у Москвы реки.
Сначала Кремль был сделан из дуба, но при Дмитрии Донском (слайд 14) дубовые стены Кремля заменили на каменные. (слайд 15)
И стали называть Москву белокаменной.
- При ком был построен Кремль, который мы видим до сих пор? (царь Иван III)
В 1485 г. царь Иван III приказал заменить старинные стены Кремля из белого камня на кирпичные. Постепенно новые стены и башни стали выше и толще прежних, все облицевали красным кирпичом. Эти стены из красного кирпича стоят до сих пор. (слайд 16, 17)
4. Работа с учебником.
Упр. 153, стр. 66
- Прочитайте выразительно текст “Московский Кремль”
- Какова тема текста? (История Кремля)
- Какой стиль используется? (публицистический)
- Обратимся ко 2 абзацу. Найдите в тексте СПП. Докажите. (Запись предложения, составление схемы)
- Из 3 абзаца выпишите ССП. Докажите. Схема.
- Прочитайте 2 предложение 3 абзаца. Какое это предложение? (СПП) Докажите.
- Перестройте предложение так, чтобы получилось БСП. (Запись, схема)
5. Сообщение темы урока. (слайд 6)
6. Теория, стр. Работа со схемами (Слайд7)
7. Закрепление
Упр. – устно (Объясните постановку ЗП, составьте схемы)
8. Итог урока.
9. Домашнее задание.