Интегрированный урок "Звуки [л], [л'], буква "Лл". Какие бывают животные"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • развитие фонетических умений; понимание смыслоразличительной роли звука и буквы на его месте; развитие навыка конструирования предложений, контроля понимания прочитанного; формирование метапредметных учебных действий:
  • регулятивные (понимать, принимать и удерживать задачу; контролировать свои действия, действия одноклассников; работать по плану);
  • познавательные (опознавать звуки; понимать соотношение между звуками и буквами; выполнять операции анализа, синтеза, обобщения);
  • коммуникативные (участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения; осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем; осваивать различные способы взаимной помощи).

Оборудование: предметные картинки; карточки с буквами Нн, Мм, Лл, Кк, Пп, Сс.; критерии оценки учащихся на отдельных листах; слова на карточках; планы работы в парах; оценочные карточки; индивидуальные наборные полотна; фишки, обозначающие звуки; “Азбука” ч.1 (авт. Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева), “Окружающий мир” ч.1 (авт. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая), мультимедийный проектор; презентация; разрезные буквы и слоги.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел голосистый звонок,
Он позвал всех ребят на урок,
Чтоб урок пошёл каждому впрок,
Активней в работу включайся дружок.

У. Сегодня у нас будет необычный урок – интегрированный, т.е. два урока вместе: обучение грамоте и окружающий мир. Хотите побывать и поработать на таком уроке?

Д. Да.

У. Но вам нужно быть очень внимательными, активными и дисциплинированными. Согласны с таким условием?

Д. Да.

У. Тогда отправляемся в заочное путешествие. А куда мы отправимся вы узнаете, если отгадаете загадку

Возы орехов и грибов,
Цветы, лукошки ягод
Нам друг-добряк дарить готов,
А в жаркий день – прохладу.
Да только не лентяям,
Что по себе мы знаем.
Никаких тут нет чудес:
Щедрый друг – тенистый... (слайд 2)

Д. Лес.

У. Что вы можете рассказать о лесе?

Д. В лесу растут разные растения и живут животные.

У. Как нужно вести себя в лесу?

Д. Тихо разговаривать, ходить по тропинкам, не сорить, не разводить костры.

У. Итак, отправляемся в путь. Ребята, а кто встречает нас?

Д. Лесовичок.

Лесовичок. (слайд 3)

Ребята, я приготовил для вас загадки. Если вы их отгадаете, я разрешу посетить моё лесное царство, если не отгадаете, то вернётесь назад.

У. Ребята, принимаем условие хозяина леса?

Д. Да.

Лесовичок. Слушайте первую загадку.

У кого на голове
Вырастают ветки две?
На ногах его копыта,
Замшей тело всё покрыто.
Видно так уж повелось:
Любит в глушь забраться...

Д. Лось.

Лесовичок. А вот ещё загадка.

Я лесная красавица,
В лесу нарядней всех,
И у меня, смотрите-ка,
Пушистый рыжий мех!

Д. Лиса.

Лесовичок. Молодцы, ребята, справились с моим первым заданием. (слайд 4)

II. Этап открытия нового знания

У. Назовите первые звуки в словах “лось и лиса”. Дайте им характеристику.

Д. В слове лось первый звук [ л] - это согласный, твердый, а в слове лиса - [ л,] - .мягкий.

У. Сможете вы узнать эту букву среди других?

(на доске буквы Нн, Мм, Лл, Кк, Пп, Сс. Один ученик-помощник выходит к доске и показывает карточку с буквами).

Как только увидите букву –“именинницу”, хлопайте в ладоши. На что похожа новая буквы?

Д. На лесенку.

У. Знаете ли вы как называется эта буква? (слайд 5)

(Если дети назовут неправильно, учитель поправляет)

Давайте нарядим нашу именинницу. Игра “Одень человечка”.

(На фланелеграфе - рисунок человечка. Ученики надевают ему шапочку в форме звоночка, так как согласный [ л] - звонкий. На ноги обувают один ботинок синий, а другой – зелёный, т.к. звук может быть твёрдым и мягким).

У. Куда же мы поселим эту букву?

Рассуждения детей: буква будет жить в сине-зеленом домике на этаже со звоночком, потому что обозначает звонкий согласный парный по твердости- мягкости.

III. Этап формулирования темы, учебных задач и критериев оценки работы учащихся.

У. Сформулируйте тему нашего урока.

Д. Тема сегодняшнего урока “ Звуки [ л] , [ л,] и буквы, которые их называют: Л, л”.

У. Лось и лиса – жители леса. А кто ещё живёт в лесу и имеет букву “л”?

Д. Волк, белка.

У. Прочитайте записанное на доске предложение и продолжите его.

Лось, волк, лиса, белка – это ...

Д. Животные..

У. А теперь назовём тему нашего интегрированного урока.

Д. “ Звуки [ л] , [ л,] и буквы, которые их называют: Л, л. Какие бывают животные”. (запись темы на доске читают читающие дети)

У. Какие учебные задачи вы поставите в соответствии с темой урока?

Д. Задача 1. Научиться слышать звуки [ л] , [ л,] в словах и отличать их от других.

У. Какой критерий оценки вы сформулируете в соответствии с этой задачей.

Д. Я умею слышать звуки [ л] , [ л,] в словах и отличать их от других.

У. Какие еще учебные задачи поставим.

Д. Задача 2. Учиться строить схемы слов со звуками [ л] , [ л,] в словах и обозначать их буквами. Критерий оценки нашей работы по этой задаче : “Я умею строить схемы слов со звуками [ л] , [ л,] в словах и обозначать их буквами.”.

Задача 3. Учиться читать слова с буквой Л.

Третий критерий: “Я умею читать слова с буквой Л”

Задача 4. Узнаем, какие бывают животные.

Четвертый критерий: “Я умею различать и называть животных”. (слайд 6)

IV. Этап работы над решением первой задачи.

У. У нас в классе есть ученики, в чьих именах или фамилиях присутствует изучаемая буква?

Д. Имя: Люба - Любовь, фамилии: Литовченко, Ляпах.

У. Где находится изучаемый нами звук? Дайте ему характеристику.

Д. В начале слова. Он мягкий.

(вызывает учитель к доске ученицу-помощницу)

У. Лесовичок предлагает нас второе задание. (слайд 7)

Сейчас Кристина будет читать слова. Как вы думаете, какое задание хозяин леса вам хочет предложить?

Д. Нам нужно будет “ ловить” звуки [ л] , [ л,] .

У. Верно. Как же мы поймём, какой именно звук вы поймали: твёрдый или мягкий?

(на предыдущих уроках, изучая согласные звуки, мы договорились о том, что средством обратной связи будут фишки синего (твёрдый согласный) и зелёного цвета (мягкий согласный))

Д. Будем показывать фишку нужного цвета.

Ученица читает слова: тигр, слон, косуля, верблюд, лев, дятел, тетерев, филин, глухарь, сова, ласточка.

(ученики после каждого слова (если слышат звук) показывают соответствующую фишку. Ученица помощница оценивает ответы. Если она не согласна, просит ученика аргументировать свой ответ. Таким образом идёт диалог “ученик - ученик” по коррекции неверных ответов).

У. Спасибо! Прочитаем первый критерий оценки. Оцените по этому критерию свои успехи оценочными карточками.

Ученики поднимают карточку: img8.gif (1141 bytes), если считают, что очень хорошо умеют слышать новые звуки и отличать их от других; поднимают карточку, если считают, что ещё не очень хорошо умеют слышать новые звуки и отличать их от других.

V. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.

VI. Этап работы над организацией второй учебной задачи.

У. Какой вопрос задают, если предмет одушевленный?

Д. Вопрос кто?

У. А если предмет неодушевленный?

Д. Вопрос что?

У. Какие предметы – одушевленные или неодушевленные – обозначают прочитанные нами слова?

Д. Слово “лес” отвечает на вопрос что?, а остальные слова отвечают на вопрос кто?

У. На наборном полотне составьте схему слова лес.

(Ученики выстраивают схему и показывают её друг другу. Если замечена ошибка, задают уточняющие вопросы. Проводится коррекция ответов.)

У. Дайте характеристику последнему звуку.

Д. Звук [ с] - согласный, твёрдый, глухой.

У. Дайте характеристику звуку, который соответствует теме сегодняшнего урока.

Д. Звук [ л,] - согласный, мягкий, звонкий.

У. Вспомним вторую учебную задачу, которую вы ставили перед собой.

Д. Учиться строить схемы слов со звуками [ л] , [ л,] в словах и обозначать их буквами.

У. В тетрадях постройте звуковую схему слова лиса. Работайте по плану разбора. (слайд 8)

(план вывешивается и на доске)

  • Произнеси слово.
  • Выдели каждый звук в слове.
  • Дай им характеристику.
  • Обозначь нужным цветом.
  • Проверь себя.
  • Поставь в слове ударение.
  • Раздели на слоги.

(Один ученик работает у доски параллельно с классом. Проверяет работу учитель и предлагает ребятам , выполнявшим работу в тетради, сверить её с работой на доске. Ученики выходят со своими тетрадями и осуществляют проверку, корректируют ошибки).

У. Обозначим каждый звук буквой.

(Ученики дают ответы, в случае несогласия хлопают в ладоши)

Д.

  • Первый звук [ л,] - согласный, мягкий, звонкий. Обозначаем буквой Л.
  • Второй звук [ и] - гласный, безударный. Изменю форму слова: лисы. Под ударением слышу [ и] . Обозначим буквой и.
  • Третий звук [ с] - согласный, твёрдый, глухой. Обозначим буквой с.
  • Четвёртый звук [ а] - гласный, ударный. Обозначим его буквой а.

Игра “Соотнеси схему и слова” (слайд 9)

(у доски работают три ученика, проверка по эталону – слайду)

У. Вспомним вторую учебную задачу, которую вы ставили в начале урока. Оцените свои успехи по оценочной шкале в соответствии со вторым критерием.

(Ученики чертят в своих тетрадях оценочную шкалу и обозначают любым цветным карандашом точку на ней: вверху шкалы – высокий уровень, на середине – средний уровень, низкий уровень – внизу).

У. Кто хочет рассказать, какую оценку он себе поставил и почему?

VII. Этап формирования навыков чтения с изученной буквой. ( слайд 10)

С обратной стороны доски заранее заготовлены “цепочки” слогов:

Ло- сло-мла-нул-лы-

У. Прочитайте эту “цепочку” слогов жужжащим чтением.

Прочитайте хором и ответьте на вопрос: встретились ли в этой “цепочке” слова?

Ученики читают хором. Слов не обнаруживают.

У. Прочитайте слова справа налево.

(Ученики обнаруживают слово луна и доказывают почему это можно назвать словом).

У. Давайте ещё поупражняемся в чтении слогов и вместе составим чистоговорки. (Слоги записаны на доске)

Лу-лу-на –на – светит яркая луна
Лу-лу- ну- ну – полетим мы на Луну
Лы-лы- ны-ны – возвращаемся с Луны

А теперь откройте “Азбуку” на с. 81. Найдите и подчеркните в словах букву “л”. Проверьте друг друга.

А затем прочитайте слова и текст.

У. Что мы называем текстом?

Д. Текст – это два или больше предложений, связанных между собой по смыслу.

У. Прочитайте каждую строчку и ответьте, можно ли эти шесть строчек назвать текстом.

(Ученики читают жужжащим чтением, затем друг другу, обсуждают о чём говорится в каждом предложении и делают вывод, что это текст ).

У. Какова основная мысль текста.

Д. Мысли – сила.

У. Согласны вы с этим высказыванием? (Рассуждения детей).

У. Вспомните третью учебную задачу и оцените свою работу. По каким критериям можно её оценить?

Д. Оцениваем правильность и выразительность чтения: свою и товарища.

(ученики чертят две оценочные шкалы в книге напротив текста).

(Одним цветом оценивают свои успехи, другим – на шкале напарника его успехи. Проводится обсуждение, все ли согласны с оценкой напарника, если нет, то почему?)

У. Вспомните четвертую учебную задачу.

Д. Узнаем, какие бывают животные.

VIII.Этап формирования новых понятий.

У. Давайте ещё раз прочитаем слова на карточках ( читают подготовленные дети слова только с буквой л) : слон, косуля, верблюд, лев, дятел, филин, глухарь, ласточка.

- На какие две группы можно разделить эти слова?

Д. Слон, косуля, верблюд, лев – это звери.

Дятел, филин, глухарь, ласточка – это птицы.

У. По мере узнавания нового будем составлять кластер - схему, чтобы лучше запомнить изучаемую тему (карточки добавляются постепенно)

Продолжаем наше путешествие по лесу и тропинка привела нас к озеру. По водной глади идут круги. Что это может означать?

Д. Это плавают рыбки.

У. Приведите примеры рыб, в названии которых есть изучаемая нами буква.

Д. Лещи, лини.

У. Давайте немного отдохнем на полянке “Загадок”. Но прежде чем я начну вам загадывать загадки, проведём зарядку.

Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
На солнышко посмотрели,
И их лучики согрели.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим,
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
И дальше мы опять пойдем.

Итак, слушаем загадки.

Шевельнулись у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел.
Он вспорхнул и улетел.

Д. Бабочка.

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделится медком.

Д. Пчела

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.

Д. Стрекоза.

В саду играет музыкант.
Он виртуоз, большой талант.
Звучит, поёт виолончель:
Среди цветов летает...

Д. Шмель

У. Дополните предложение:

Бабочка, пчела, стрекоза, шмель – это ...

Д. Насекомые

У. В названии какого насекомого встретилась изучаемая сегодня буква? Где она находится в слове?

Д. В словах “пчела”, “шмель”. В первом слове буква находится в середине слова и обозначает твёрдый звук [ л] , во втором – в конце слова и обозначает мягкий звук [ л,] .

У.Какое слово добавим в кластер?

Д. Насекомые.

У. А сейчас я предлагаю вам побыть учёными. Вам предстоит сделать несколько важных для вас открытий. И звери, и птицы, насекомые и рыбы живут в природе, поэтому их и назвали одним общим словом – животные. Но как же их различать?

Работа в группах. “Мы - исследователи” Первая группа рассматривает картинки насекомых , вторая – зверей, третья – рыб, а четвертая – птиц и делают выводы, озвучивают понятия.

  • 1-я группа. Насекомые имеют шесть ног.
  • 2-я группа. Тело животных покрыто шерстью.
  • 3-я группа. Тело рыб покрыто чешуёй. Рыбы живут в воде.
  • 4-я группа. Тело птиц покрыто перьями.

У. Насколько вы были точны, мы узнаем, прочитав вывод в учебнике “Окружающий мир” на с. 43 и назвав животных, изображенных на картинках с. 42 (читает учитель, дети каждой группы приводят примеры, называя “своих” животных ).

У. Вспомните четвёртую учебную задачу и оцените работу каждой группы.

Д. Критериями оценки работы в группе у нас будут: – очень хорошо и – хорошо.

Все группы справились с работой очень хорошо. На доску прикрепляются солнышки.

У. А сейчас посмотрите фотовыставку. (слайды 12-15)

IX. Подведение итогов работы. Рефлексия.

У. Вспомним, какие учебные задачи вы ставили в начале урока.

Какие виды работ на этом уроке у вас вызвали затруднения?

Кому трудно было работать на уроке, положите солнышко на парту; кто не смог ответить на все вопросы, поднимите его на высоту согнутой в локте руки, а кому легко было ответить на все вопросы, поднимите руку с солнышком высоко вверх.

Продолжите предложения.

  • Я умею ...
  • Я знаю ...
  • Я хочу узнать ...

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Л.Ф.Климанова “Читалочка”. Дидактическое пособие. 1 класс. - М; Просвещение. 2012.
  2. Н.Н. Максимук. Игры по обучению грамоте и чтению. – М. Вако.2006.