Изучение детского коллектива как условие развития личности школьника

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство


Сегодня каждый классный руководитель чувствует, что воспитанию личности уделяется большое внимание. На уровне правительства РФ и РТ принято ряд документов, определяющих приоритет воспитательной миссии школы.

Работая классным руководителем с 5 по 11 класс, мною были определены следующие задачи воспитательной работы с классным коллективом:

  • формирование личности ребенка, способной адаптироваться в современных условиях;
  • создание в классе условий для воспитания, развития и самореализации каждого ребенка;
  • работа по социальной защите детей и компенсации просчетов семейного воспитания.

Для решения задач была составлена программа развития детского коллектива в соответствии с минимальным социальным стандартом и Программой развитии воспитания детей и учащейся молодежи в системе образования РТ. Разработаны требования к учащимся, к родителям, учителям-предметникам.

В настоящее время государство обратило внимание на здоровье нации. Нет ничего важнее здоровья для ребенка, для родителей и для классного руководителя, поэтому сотрудничество с учителями, родителями, медиками - острая необходимость. По результатам ежегодною медицинского осмотра учащихся составляется полная картина физического состояния подростков, на основе которой создастся “Паспорт здоровья” и определяется содержание работы. Например, по итогам обследований выяснилось, что более 60% детей жалуются на частые головные боли. В ходе индивидуальной работы с родителями были выявлены причины: несоблюдение режима, недостаточное питание, заболевания, требующие лечения. В дальнейшем совместными усилиями родителей и медицинских работников школы проводится работа по решению возникших проблем.

Классному руководителю для успешной и результативной работы необходимо изучить семью каждого ученика. По результатам этой работы подготовлен полный банк данных о родителях. Коллектив родителей состоит из 24 человек, из них 18 полных семей и 6 неполных. 50% родителей - рабочие, с высшим образованием - 15%.

Большое внимание уделяется проведению совместных мероприятий с родителями: конференция отцов, “круглые столы”, соревнования, индивидуальные беседы. Таким образом, складывается новое взаимоотношение полноправного партнерства, формируется образовательно-воспитательное и духовное пространство.

Из числа опрошенных мною родителей только 20% беседуют с детьми на темы о здоровье. Это навело на мысль, что сегодня возникла проблема информационного центра для родителей. Многие родители не знают, как правильно поступить в той или иной ситуации. Для решения этой проблемы создали информационный центр на базе школьной библиотеки, по итогам изучения вопросов родителей организуется психолого-педагогическое просвещение.

Отрадно, что в Сармановском районе при управлении социальной защиты создан отдел социальной помощи семье и детям, где работают психологи, социологи. Совместная работа со специалистами данного отдела приносит достаточно высокие результаты.

Работа с семьями стоит на контроле у главы администрации, многие важные вопросы рассматриваются на совещаниях с участием руководителей района. Не случайно на традиционной седьмой районной родительской конференции в декабре 2003 г. глава администрации четко обозначил приоритеты семейного воспитания, роль руководителя предприятий в повышении статуса семьи.

Особое внимание уделяю воспитанию нравственности. Порой в нашей работе важна не только высокая успеваемость, но и уровень воспитанности учащихся. Опрос детей показал, что им интересны занятия спортом, информатика, краеведение. Дети распределись по секциям, привлекла родителей, которые возглавили эти студии, тем самым сплотила детей и взрослых. Анкета, в которой ранжировались нравственные категории, показала, что на первое место ставится честность и благородство. Это меня радует как классного руководителя.

Мною создана система воспитательной работы по этике и эстетике. Дети с удовольствием участвуют в диспутах “Критика и самокритика”, “Правила вежливого ученика”. “О красоте внешней и внутренней”. Эта работа принесла уже положительные результаты: выпускники готовы к жизни, успешно сдают экзамены, учатся, работают на предприятиях, при этом не забывают о школе.

Как учителю татарского языка и литературы, как классному руководителю мне всегда интересно знать, что думают мои воспитанники о себе и об окружающих их людях. Ряд работ (сочинения “Что ценю в себе, в окружающих”, “Кто такой порядочный человек?”, “Кого считаю идеальным человеком?”) позволяют мне иметь некоторые знания и суждения об уровне нравственности учащихся. Обобщая написанное детьми, прихожу к выводу, что чаще всего наблюдения они черпают из той среды, в которой общаются. Так на первое место ставятся внешние качества, а не нравственные. Опрос учителей и родителей показал, что мало говорим о морали. Возникла необходимость в специальном курсе “Нравственное воспитание подростков”. Учащиеся моего класса участвуют в работе музея боевой и трудовой славы, выпускают специальные газеты на нравственные темы.

Очень важна в моей работе организация совместной деятельности и с работниками центральной районной больницы, правоохранительными органами.

Только объединив все усилия, можно педагогически грамотно регулировать процесс социального становления личности.