Цель проведения мероприятия.
Средства воспитательного воздействия.
- На доске плакат “семейные традиции и праздники”.
- Выставка генеалогических деревьев семей учащихся “Кто мы? Откуда мы?”.
- Фотовыставка “Загляни в семейный альбом”.
- Выставки поделок учащихся “Руками наших бабушек”.
- Сочинения учащихся.
- Старинные семейные вещи.
- Фонограмма песни “Родительский дом”.
- Материалы, необходимые для оформления новогоднего поздравления-ножницы, фломастеры, бумага, ватман, клей. Реквизит для проведения игр “Кто быстрее украсит ёлку?”, “Сиамские близнецы”, “Пожарные”, “Кто быстрее надует шарики”.
- Посуда для конкурса сервировки стола
- Самовары (можно заменить электрическими чайниками), выпечка
- Грамоты, сувениры для награждения учащихся.
Предварительная подготовка к празднику.
- Классный час-анкетирование учащихся. Родительское собрание на тему “Уроки семейной любви”.
- Анкетирование родителей.
- Составление генеалогического древа учащихся.
- Сочинения учащихся по темам: “Моя семья”, “Кем я могу гордиться в моей семье”, “Династия”, “Наши имена”.
- Мини-сочинения родителей о своих детях.
- Поиск старинных вещей, документов, хранящихся в семьях.
- Оформление выставки “Загляни в семейный альбом”.
- Работа учащихся с толковым словарем.
Ход мероприятия
Классный руководитель – ведущий:
- Здравствуйте ребята, добрый день уважаемые родители и гости!
Сегодня мы поговорим о семейных традициях и праздниках. Мы с вами очень долго готовились к нашему мероприятию и хорошо поработали. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени.
В ходе нашего праздника будут проводиться конкурсы, выполняться различные задания, которые необходимо оценивать, поэтому предлагаю из числа приглашенных, гостей выбрать членов жюри нашего мероприятия.
Мы составляли свои родословные (генеалогические деревья) - выступали в роли историков, были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами и репортерами, когда расспрашивали родителей о своих прадедушках и прабабушках, писателями, когда писали сочинения о своих семьях, фотографами, кулинарами и даже лингвистами, когда знакомились со значением новых, незнакомых нам слов. Вы и ваши родители отвечали на вопросы наших анкет. Мы узнали много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать нашим гостям. Надеюсь на то, что им тоже будет интересно.
Если вам плохо или трудно, если вас обидели, кто вас поймет и утешит? Конечно же - это ваши родители, дедушки и бабушки, родные и близкие вам люди – ваша семья. Как было написано в некоторых анкетах это те, кто дорог вам больше вех на свете Семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас всех есть замечательные семьи, есть родительский дом.
Вопрос ведущего.
Ребята, а как вы думаете, все семьи одинаковые? (Разные)
Да разные. А чем они отличаются?
Класс: Привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями, благосостоянием и т.д.
Ведущий. Да, верно. Традициями, это тем, что передаётся из поколения в поколение. Человек рождается, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое древо. И эта традиция сейчас вновь возвращается в семьи.
И вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно же, у вас не 5000 имен, как в родословной А.С. Пушкина, но, тем не менее, у кого-то на дереве 16-20-40 листочков с именами, у кого-то меньше. А у кого самое большое дерево получилось? (Звучит ответ). Мы все удивлены твоим результатом, и нам бы очень хотелось услышать о том, как проходила такая работа. А корреспондент нашей газеты (в роли корреспондента выступает участник школьной газеты) тоже хочет задать тебе несколько вопросов.
Кр-т: (обращается к победителю) Мы узнали, что у тебя в классе самая большая родословная, и, конечно же, интересно узнать, сколько имен включает в себя твое генеалогическое древо?
Уч-к: (ответ)
Кр-т: Как долго ты работала над сбором данной информации?
Уч-к: (ответ)
Кр-т: Одной тебе было бы не справиться. Кто-то помогал в работе?
Уч-к: Моя мама.
Кр-т: И как вам это удалось?
Уч-к: Мы некоторое время потратили на опрос своих многочисленных родственников по телефону, даже из других городов.
Кр-т: Интересно, а что дала тебе эта работа?
Уч-к: Было самой интересно, и другие родственники заинтересовались.
Кр-т: Здорово. Спасибо. Я тоже попытаюсь составить свою родословную и обязательно расскажу о тебе в нашей газете.
Ведущий. Думаю, что всем было интересно, но ответьте на вопрос, а у кого до этого уже была составлена родословная? Ни у кого! Мой совет; не выбрасывайте работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. И пусть это будет вашей доброй семейной традицией. Например - 219 ныне здравствующих потомков гордятся тем, что их великим предком был А.С. Пушкин.
И пусть ваши предки не были знаменитыми историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье! О своих родных вы писали в своих сочинениях, и теперь предлагаю поделиться с нами своими мыслями.
Читаем несколько выдержек из сочинений (каждый своё).
Ведущий. Спасибо ребята. Думаю, что вы искренне восхищались своими родителями, писали о своей любви к ним, о том, что гордитесь ими, но, к сожалению, никто не рассказал о своей заботе о своих родителях, дедушках и бабушках, о том как вы им помогаете, как вы их любите и в чем проявляется ваша любовь. Я думаю, что вы из скромности умолчали об этом, а вот ваши родители в небольших сочинениях о вас написали следующее и, может быть, вы отгадаете, о ком идёт речь.
Ведущий читает выдержку из сочинений родителей.
Ведущий: Да это писал (имя родителя). Посмотрите, вы ребята ещё такие маленькие, а ваши родители уже гордятся вами. Желаю, чтобы в будущем уже ваши дети писали о вас такие же добрые слова.
Ну, а теперь давайте поговорим о другой традиции. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, врачей, учителей, артистов, строителей и т.д. В нашем классе тоже есть семьи, где сформировались династии.
Ведущий читает выдержки из сочинений о династиях.
Ведущий: Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам, т.е. церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период времени, либо же в честь кого-то из членов семьи. Поднимите руки кого назвали в честь родственников.
Ребенок: Меня назвали в честь дедушки.
Ведущий: Это в честь маминого папы, или папиного папы?
Ребенок: Маминого.
Ведущий: А вот (имя ребенка) написал об очень интересной традиции, сложившейся в их семье. Расскажи нам об этой традиции. (Всех мальчиков этой семьи называют в честь деда по папиной линии).
Ребята, многие из вас написали о других интересных традициях в ваших семьях, например как проводите свободное время или отпуск.
Многие написали о том, что навещают бабушек и дедушек. Заботиться о престарелых родителях – это тоже одна из замечательных традиций в наших семьях.
Ребята, вы видите, что у нас здесь есть фотовыставка “загляни в свой альбом”. Как вы думаете, почему она здесь? С какой традицией она связана?
(Ответ собирать и хранить семейные фотографии).
С 1829 года, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во времена войны или других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. “Чтобы вспомнить какими мы были – загляните в семейный альбом” - поётся в одной песенке. Здесь на нашей выставке представлены фотографии из наших семейных альбомов. Мы объявили конкурс на самую интересную семейную фотографию, и сейчас просим жюри объявить результат и показать победителя (фотографию).
Речь жюри.
Ведущий: Человек живет, пользуется какими-то вещами, которые ему дороги, или связаны с какими-нибудь событиями его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остаётся. Мы продолжаем её хранить. У каждого дома, в гараже, в чуланчике, на чердаке у бабушки, на даче – хранится много старинных вещей. Мы с вами провели разведку, поиск старинных предметов, принесли их сюда, чтобы вам показать их. Какие же тайны хранят бабушкины сундучки?
Проводим конкурс на самую древнюю вещь. Достаю предмет, хозяин предмета должен кратко о ней рассказать (кому она принадлежала, для чего служила?)
Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но они дороги нам как память о наших родных. Мы не должны быть “Иванами, не помнящими родства”. История вещи – это история человека, семьи, история народа, история отечества. И я рада, что эта замечательная традиция есть во многих семьях.
Думаю, что вы все согласитесь с тем, что эту традицию нужно продолжать.
А вот ещё одна из самых распространенных русских традиций – застолье. За столом собирались гости, пели, хозяева почивали гостей каким-либо кушаньем.
Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете были: щи да каши, очень любили репу, редьку, готовили различные блюда из дичи и рыбы. Так же пользовались дарами леса такими ягодами как клюква, морошка, брусника и др. Из напитков – квас, морсы, кисели.
Все течет, все меняется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, другие становятся традиционными. Назовите по одному блюду, которое является традиционным в вашей семье. (Называют)
К семейным традициям относится и традиция отмечать семейные праздники.
А какие праздники принято отмечать в вашей семье? (Ребята поочередно называют).
Вот и по вашим анкетам и рассказам видно, что праздники получились самые любимые почти у всех одинаковые (День рождения и Новый год). Но есть и исключения. (Звучит рассказ о необычных праздниках в семьях)
Очень приятно было читать в ваших анкетах, что все вы участвуете в подготовке семейных праздников; ходите в магазины, накрываете на стол, помогаете печь пироги, подписываете открытки. Мы поговорим сейчас о нашем всеми любимом празднике – Новый год.
Никто не станет отрицать, что в новогоднем празднике, есть какая-то тайна, что-то от волшебной сказки. Чарующий запах хвои, огоньки ёлки, ожидание чего-то хорошего…Традиция встречать Новый год – одна из самых распространённых в наших семьях.
Вот мы сейчас с вами встретим Новый год, но мы поиграем. Делимся на четыре команды.Выбираем жюри. Называем команды по-новогоднему.
Представление команд:
- Снежинка.
- Дед Мороз.
- Ёлочка.
- Снеговик.
1 конкурс
Новогодний праздник – это семейный праздник, но многие написали, что в гости к вам приходят родные и друзья. Лучше пригласить их, отправив им красочные приглашения.
Первое задание: Выберите от каждой команды по 2 человека. Имея, все необходимое, вам нужно придумать новогоднюю открытку – приглашение.
Пока художники работают, командам тоже есть задание, на листах бумаги вы должны написать слова, связанные с темой Нового года. Время ограничено. (Жюри подведет итоги).
2 конкурс
Приглашение готово, отправлено по адресу. Пора накрывать на стол. От каждой команды участвуют по 1 участнику. Им нужно сервировать стол. Все необходимые предметы на соседнем столе (тарелки, ножи, вилки, стаканы, салфетки).
Жюри подводит итоги, кто быстрее и правильно накроет стол.
3 конкурс
Конкурс называется “Пальчики оближешь”.
Стол накрыт. Чем будем гостей угощать?
Каждая команда будет представлять по одному рецепту традиционного семейного блюда. Начинать конкурс надо со слов: “Традиционным блюдом нашей семьи является…”. А заканчивать словами: “пальчики оближешь”. Жюри оценивает ваши ответы.
Блюда и рассказ о нем родители подготовили заранее.
Гости знакомы. Блюда поданы и отведаны, значит теперь надо наших гостей повеселить.
4 конкурс
Конкурс называется “Развесели гостя”.
Каждая команда должна провести игру, которая выпала по жребию.
- ПОЖАРНЫЕ на двух стульях висят пиджаки, вывернутые на изнанку. Под стульями лежит верёвка. По команде двое игроков выворачивают пиджаки, застегивают на все пуговицы, обегают вокруг стульев, садятся на свой стул, кто первый дернет за веревку тот и выиграл.
- СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ. От каждой команды нужно 2 человека. Им связывают попарно по одной руке. Свободными руками они должны упаковать новогодний подарок и украсить его лентой. Кто быстрее и лучше украсит подарок.
- НОВОГОДНЯЯ ЭСТАФЕТА. От каждой команды приглашаются 5 человек. Они должны нарядить ёлку, поочередно развешивая на неё игрушки (одну повесил, уходишь в конец команды и т.д.)
- КТО БЫСТРЕЕ надует шарики, и чей шарик лопнет быстрее.
Жюри подводит итоги.
Ведущий: Хорошая традиция есть на Новый год – дарить подарки и поздравлять. Я поздравляю вас с Новым годом и желаю самого главного: семейного благополучия и счастья! А ребята могут поздравить гостей и, своих близких вручив им подарки и сувениры, выполненные своими руками.
Мы много говорили о семейных традициях. Так для чего же они нужны?
Дети: Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была дружной, чтобы помнили и уважали и понимали значение слова СЕМЬЯ.
Ведущий: Да очень важно, следовать семейным традициям, чтить их, хранить их, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.
Наш класс – это тоже семья. У нас сложилась своя традиция – чаепитие. И сегодня мы не будем её нарушать. Мы будем пить чай. Мы хозяева приглашаем своих гостей к столу. Это тоже традиция – гостеприимство. Дорогие гости приглашаем вас к столу!
Перед началом чаепития жюри объявляет победителей – награждение.
Награждение команд.
- Номинация “загляни в семейный альбом”.
- Рассказ о самой интересной традиции.
- Конкурс семейная реликвия.
- Традиционное блюдо семьи.
- Конкурс художников.
- Сервировка стола.
- Пальчики оближешь.
- Развесели гостя.
Удачи всем! Берегите своих близких, свою семью!