Цели урока.
- Образовательная : закрепить понятия, связанные с радиоактивностью, использованием ядерной энергии, оценить положительные и отрицательные стороны использования ядерной энергии в современном обществе, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию их интереса к изучению физики.
- Воспитательная : сформировать мировоззренческие идеи, связанные с угрозой миру и человечеству при использованию ядерной энергии; воспитать чувство ответственности за все происходящее в мире; воспитать умение работать в группе, выслушивать оппонента, уважать точку зрения своих товарищей.
- Развивающая : развить умение выделять главное, работать с дополнительной научно-популярной литературой, отстаивать свою точку зрения, приводить нужные аргументы, коротко, четко и быстро излагать свои мысли, а также развивать эмоции и интеллект.
Ход урока
Для подготовки к конференции учащиеся заранее объединялись в группы по проблемам, которые их наиболее заинтересовали.
Учащиеся – “специалисты” рассаживаются за большим столом, учащиеся – “журналисты” - в зале. На столе находится две таблицы с цитатами:
“Поскольку усиливаются опасения относительно потепления климата на земном шаре, то представители атомной промышленности высказывают мнение, что ядерные реакторы – единственное средство удовлетворения потребностей в электроэнергии без увеличения выброса в атмосферу диоксида углерода”.
Д. Кид,
МАГАТЭ.
“С позиционной экологической безопасности страны радиационное загрязнение одна из самых главных угроз. Возможно, мы преувеличиваем эту угрозу, но один только Чернобыль полностью оправдывает нашу тревогу”.
А. Яблоков,
Член-корр. РАН.
Ведущий.
Уважаемые дамы и господа! Мы с вами присутствуем на научно-практической конференции “Биологическое действие радиоактивных излучений”. Наша конференция посвящена одной из животрепещущих проблем нашего времени, начала третьего тысячелетия, атомного ХХI века, века величайших открытий и величайших трагедий. Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить проблемы, связанные с использованием ядерной энергии, с ее воздействием на живые организмы.
У нас на конференции присутствуют группы ученых:
Физики-ядерщики (они хорошо владеют всеми вопросами, касающимися условий протекания ядерных реакций); биологи; историки; историки физики; представители ЧС; представители СМИ (показывает в зал).
Все началось с того, что в феврале 1896 года было открыто явление радиоактивности. Я предлагаю вам вспомнить имя ученого и опыты, проведенные им.
Историки физики:
- Первый. Это Антуан Анри Беккерель. Случай подарил ученому несколько пасмурных дней, которые уберегли приготовленные для исследования фосфоресцирующие соли урана от воздействия солнечных лучей. Последующие опыты убедили ученого, что соли урана, испускают невидимое проникающее излучение.
- Второй. Естественно было попытаться обнаружить, не обладают ли способностью к самопроизвольному излучению другие химические элементы, кроме урана. 1898 году Мария Складовская-Кюри во Франции и другие ученые обнаружили излучения тория. В дальнейшем главные усилия в поисках новых элементов были предприняты Марией Складовской-Кюри и ее мужем Пьером Кюри. Систематическое исследование руд, содержащих уран и торий, позволило им выделить неизвестный ранее химический элемент-полоний, названный так в честь Родины Марии Складовской-Кюри-Польши. Наконец, был открыт еще один элемент, дающий очень интенсивное излучение. Он был назван радием (т.е. лучистым). Само же явление самопроизвольного излучения было названо супругами Кюри радиоактивностью.
- Первый. Радиоактивность представляет собой самопроизвольное превращение ядер одних элементов в ядра других элементов, сопровождаемое испусканием различных частиц. Разработал теорию радиоактивного распада Фредерик Соди вместе с Эрнестом Резерфордом. Можно сказать, что сбылась мечта алхимиков: стало возможным превращение одного элемента в другой.
Ведущий.
Прав ли был Прометей, давшим людям огонь?
Мир рванулся вперед, мир сорвался с пружин,
Из прекрасного лебедя вырос дракон,
Из запретной бутылки выпущен джин.
Физики-ядерщики.
- Первый. Радиоактивное излучение обладает особым биологическим действием на незащищенных людей (нарушается нормальная жизнедеятельность клеток организма), вызывает лучевую болезнь различной степени. Характер поражения людей и животных зависит от дозы облучения. Дозой облучения называется количество энергии радиоактивных излучений, поглощенное единицей объема облучаемой среды. Дозу облучения измеряют в рентгенах. Рентген – количество Гамма-излучения, которое вызывает в 1 см3 воздуха образование двух миллиардов пар ионов. Воздействие излучений зависит не только от величины дозы, но и от скорости ее накопления, т.е. от величины дозы в единицу времени.
- Второй. В зависимости от полученной организмом дозы различают четыре степени лучевой болезни (легкую, среднюю, тяжелую, крайне тяжелую). Предельно допустимой дозой однократного (в течение четырех суток) радиоактивного облучения людей является доза 50 рентген. (Эта доза считается безопасной для человека). Дозы радиоактивного облучения, которые может получить человек во время ядерного взрыва, зависят в основном от расстояния до места взрыва, а также от степени защиты. При прохождении через любую среду проникающей радиации ослабляются.
Биологи.
- Первый. Излучение радиоактивных веществ оказывает очень сильное воздействие на все живые организмы. Даже сравнительно слабое излучение, которое при полном поглощении повышает температуру тела лишь на 0,001Со, нарушается жизнедеятельность клеток.
- Второй. Живая клетка – это сложный механизм, не способный продолжать нормальную жизнедеятельность даже при малых повреждениях отдельных его участков. Между тем даже самые слабые излучения способны нанести клеткам существенные повреждения и вызвать опасные заболевания (лучевая болезнь). При большой интенсивности излучения живые организмы погибают. Опасность излучений усугубляется тем, что не вызывает никаких болевых ощущений даже при смертных дозах.
- Первый. Механизм поражающего биологические объекты действия излучения еще недостаточно изучен. Но ясно, что оно сводится к ионизации атомов и молекул, и это приводит к изменению их химической активности. Наиболее чувствительны к излучениям ядра клеток, особенно клеток, которые быстро делятся. Поэтому в первую очередь излучения поражают костный мозг, из за чего нарушается процесс образования крови. Далее наступает поражение клеток пищеварительного тракта и других органов. Сильное влияние оказывает облучение на наследственность, поражая гены в хромосомах. В большинстве случаев это явление является неблагоприятным.
- Второй. Облучение живых организмов может оказывать и определенную пользу. Быстроразмножающиеся клетки в злокачественных (раковых) опухолях более чувствительны к облучению, чем нормальные. На этом основано подавление раковой опухоли гамма-лучами радиоактивных препаратов, которые для этой цели более эффективны, чем рентгеновские лучи.
Представители ЧС.
После того, как науке стало известно,
что радиоактивное излучение опасно, стали искать
способы защиты от него. Используя закономерности
прохождения заряженных частиц, рентгеновских
или гамма-лучей и нейтронов через вещество,
рассчитываются специальные защитные устройства:
щиты, вытяжные шкафы, спецодежда, фартуки,
перчатки и т.д.. Большое значение имеет
исследование защитных материалов, таких, как
свинец, бетон, сталь, железо и других. Для защиты
от гамма-излучений применяется плексиглас. Кроме
того, защитные действия от ионизирующего
излучения имеют сооружения (проецируется на
экран таблица “Защитные действия от
ионизирующего излучения сооружений”).
Спец. убежище | Практически полностью |
Каменный дом | 10-15 раз |
Деревянный дом | 4-10 раз |
Погреба и подвалы деревянных домов | 50-100 раз |
Землянки (слой земли 60-90 см.) | 200-300 раз |
Кирпичная кладка 80 см | 100 раз |
Стальная кладка 16 см. | 100 раз |
Свинцовая плита 8,5 см. | 100 раз |
- Второй. Люди, находящиеся в момент взрыва в защитных сооружениях, получают меньше дозы радиоактивного облучения (или вовсе могут не подвергнуться облучению), чем люди, находящиеся на том же расстоянии вне укрытия. Действие радиации особенно резко ослабляет перекрытие щелей, блиндажей, убежищ, стены зданий и сооружений. Проникающая радиация, проходит через слой грунта и перекрытие сооружения, ослабляется тем сильнее, чем больше толщина и плотность защитного слоя. Перекрытие траншеи и щели уменьшает дозу проникающей радиации в несколько десятков раз, блиндажи в 200-400 раз, а убежища практически полностью защищают от проникающей радиации.
Историки физики.
- Первый. В декабре 1942 года под руководством итальянского физика Энрико Ферми впервые была осуществлена управляемая реакция деления ядер урана.
- Второй. В США группа ученых во главе с Робертом Оппенгеймером разработала конструкцию атомной бомбы, и к середине 1945 года в штате Нью-Мексико, у Аламогордо, был проведен испытательный взрыв первой атомной бомбы.
Человечество изобрело ядерное оружие. История знает пример, когда грозная мощь атома была сознательно обрушена на головы людей.
Ведущий.
“Будто из недр земли появился свет, свет не этого мира, а многих солнц, сведенных воедино. Это был такой выход, какого не видел мир. Громадное зеленое сверхсолнце поднялось на доли секунды на высоту более двух с половиной тысяч метров. Оно поднималось все выше и выше, пока не достигло облаков, освещая Землю и небо ослепительно ярким светом. Этот громадный огненный шар, диаметром почти полтора километра, поднимался, меняя цвет от пурпурного до оранжевого. Увеличиваясь, пришла в действие природная сила, освобожденная от пут, которая была связана миллиарды лет”.
Уильям Лоуренс.
Историки.
- Первый. 6 августа 1945 года на японский город Хиросима и 9 августа на город Нагасаки была сброшена атомная бомба. На Хиросиму – атомная бомба с урановым зарядом, на Нагасаки – с плутониевым зарядом. Эти атомные удары не вызывались военной необходимостью. Существует мнение, что толчком для американских работ по разработке бомбы послужило нападение на Перл-Харбор, якобы пришлось заиметь бомбы и сбросить их на Хиросиму и Нагасаки, чтобы отомстить японцам за их вероломство. Но правительство Трумэна преследовало, прежде всего, политические цели. Они рассчитывали продемонстрировать особое могущество вооруженных сил США, рассматривая атомное оружие как главное средство устрашения народов. Это был своего рода шантаж в целях достижения гегемонии США в послевоенном мире, желание на практике доказать, что США стали единственным в мире обладателем нового оружия небывалой силы.
- Второй. Объектом для применения двух атомных бомб намечались Хиросима, Нагасаки, Кокура и Ниагата, города с большой концентрацией населения и промышленности. 8 часов 14 минут 15 секунд. Раскрылись створки бомбового люка, и “Малыш” устремился вниз. Еще 47 секунд над Хиросимой мирно светило Солнце, будничные заботы владели гражданами вплоть до мгновения, когда безумная вспышка разом превратила Хиросиму в горячий пепел.
- Первый. Прошла всего одна ночь после пресс-конференции, где рассказывали об уничтожении Хиросимы, как поступил новый приказ о бомбардировке не трех, а двух японских городов: главная цель – Нагасаки. Но изменение погоды решило участь Нагасаки. 11 часов 02 минуты утра бомба “Толстяк” взорвалась над одной из многочисленных в Нагасаки церквей
- Второй. В результате взрыва в Хиросиме было убито, ранено и подверглось облучению около 160 тысяч человек. В Нагасаки было убито и пропало без вести более 73 тысяч человек, позднее от облучения и ранений умерли 35 тыс. человек. Более 50% пострадавших были поражены ожогами, до 30% получили повреждения от ударной волны и обрушившихся зданий, около 20% подверглись действию проникающей радиации.
- Первый. Хиросима и Нагасаки – это не только кошмар прошлого, не только достояние истории. Этот “пепел смерти”, ядовитое порождение ядерной гонки угрожает людям и в дни мира.
- Второй. Создание ядерного оружия в СССР было вынужденной необходимостью после взрыва бомб в Японии. В одной из бесед с И.В.Курчатовым Сталин заметил: “Если бы мы опоздали на один - полтора года с атомной бомбой, то, наверное, “попробовали” бы ее на себе”.
Ведущий.
Создание ядерного оружия (и в США, и в СССР), являлось результатом невиданного взлета человеческой мысли, поэтому необходимо было создавать новые направления в науке, такие как нейтронная физика, физика сверхвысоких плотностей энергии, физика быстропротекающих процессов, промышленная радиохимия и многие другие.
Физики – ядерщики.
Известно, что в ряде случаев без ядерных взрывных технологий не обойтись. До 1988 года проводились “мирные” ядерные взрывы. Их было 115; 39 из них выполнены с целью глубинного сейсмозондирования земной коры для поиска полезных ископаемых; 25 – для интенсификации нефтяных и газовых месторождений; 22 – для создания подземных емкостей для хранения газа и конденсата; 5 – для гашения аварийных газовых фонтанов; 4 – для создания искусственных каналов и водохранилищ; 2 – для дробления руды в карьерных месторождениях; 2 – для создания подземных емкостей; 1 – для предотвращения горных ударов и газовых выбросов в подземных угольных выработках; 13 – для исследования процессов захоронения радиоактивных веществ.
Биологи.
И все-таки мы считаем, что радиоактивные продукты при использовании ядерных взрывных технологий могут попасть в среду обитания человека, тогда последствия будут необратимы. А сколько скорби принесла трагедия Чернобыля?
Физики – ядерщики.
- Первый. Взрыв 4-ого энергоблока Чернобыльской АЭС произошел 26 апреля 1986 года в 01 час 23 минуты 00 секунд. В результате взрыва радиоактивные продукты были выброшены в атмосферу Белоруссии, на Украине, а также в некоторых сопредельных странах. Авария произошла по вине обслуживающего персонала, из-за грубых нарушений, допущенных им. “Атом вышел из повиновения”, случился взрыв, мощный поток радиации вырвался из реактора и пронизал окружающее пространство. Люди, находившиеся в это время на АЭС, получили облучение.
Ведущий.
В мимолетном прогаре
Только раз увидеть удалось,
Как выходит из мглы
На песок отдаленного берега
Без единой шерстинки,
Словно начисто выбритый, лось
Из березовой рощи,
Из пустого приречного сада ли,
Осторожно прощелкал
И тут же умолк соловей.
И на влажную землю
Тяжелые яблоки падали,
И без крика вороны слетали
С тяжелых ветвей.
В.И.Кочетков.
Биологи.
В газетах проводились данные: “Острой лучевой болезнью различной степени тяжести заболели 237 человек: один с 4-ой степенью тяжести, 14 человек – с третьей; 55 – со второй; 139 – с первой, из них 209 человек были излечены, но они находятся на особом медицинском контроле. Погибли 28 человек. Еще один человек погиб в момент аварии в завале 4-ого энергоблока, другой скончался в медчасти от тяжелых термических ожогов”.
Физики – ядерщики.
- Второй. Для тушения пожара, вызванного взрывом, были мобилизованы пожарные команды и части Советской Армии. Каждый знал что, несмотря на защитную спецодежду, получит какую-то дозу облучения, что, возможно, заболеет, и, кто знает, смертельно или нет. НО все они знали, что надо погасить пожар и уничтожить поток радиации. Все это знали и по 20 часов в сутки работали, не щадя себя, спасая других, проявляя мужество и героизм.
- Первый. Не менее мужественные были и те люди, которые приехали из разных уголков Родины, в том числе и нашего города, помочь Чернобылю. Вот почему мы говорим сегодня с вами на тему, которая не безразлична ни одному человеку.
Экологи.
- Первый. Это одно из поражающих действий радиоактивных излучений на живые организмы. По оси перемещения взрывного облака уже через несколько дней после взрыва стала появляться 5 километровая полоса умирающего леса. На площади 38км2 погибли все растения, все мелкие млекопитающие. С осадками в
- виде сухих отложений вдоль “чернобыльского сада” произошло заражение водоемов и почвы.
- Второй. Главную опасность представляли сухие частицы ядерного топлива на поверхности земли, т.к. они могли легко подниматься ветром и попадать в легкие. Даже в 1990 году в легких диких млекопитающих (лосей, кабанов и других), обитавших в зоне отчуждения, экологи обнаружили от 9000 до 26000 таких частиц на 1 кг ткани легкого.
- Первый. В конце 1989 года в печати появились сообщения об изменениях в живых организмах на генетическом уровне, которые произошли в результате облучения во время и после Чернобыльской аварии. Йодной профилактике в зоне заражения были подвергнуты 1 млн. 694 тыс. детей. По официальным данным, на весну 1992 года число погибших вследствие Чернобыльской аварии составило 80 тыс. человек, а число заболевших до сих пор неизвестно.
- Второй. Катастрофа в Чернобыле обнаружила дилемму, перед которой оказалось человечество в условиях глобального экологического кризиса: либо оно сделает все возможное для сохранения биосферы, либо безвременно исчезнет.
Физики – ядерщики (“за”).
Но ведь у АЭС есть преимущества:
- Ядерные реакторы потребляют не кислород, а органическое топливо;
- Не загрязняют окружающую среду золой;
- При нормальном режиме эксплуатации биосфера надежно защищена от радиоактивного воздействия.
Физики – ядерщики (“против”).
- Захоронение радиоактивных отходов и демонтаж отслуживших срок реактивов нужно организовать;
- Всегда существует аварийная опасность радиоактивного загрязнения.
Между крупнейшими авариями в Тримейл-Айлеаде (США) и в Чернобыле прошло всего 7 лет.
Физики – ядерщики (“за”).
Нужно еще сказать об использования явления радиоактивности в медицине:
- Методы диагностики и терапии показали свою эффективность. При облучении раковых клеток гамма-лучами они прекращают свое деление. И если раковое заболевание находится на начальной стадии, то лечение является успешным;
- Малые количества радиоактивных изотопов используются с целью диагностики. Например, при рентгеноскопии желудка используется радиоактивный барий;
- Успешно применяются радиоактивные изотопы при исследовании йодного обмена щитовидной железы.
Ведущий.
Наши дебаты можно было бы продолжать и дальше. Вы, уважаемые коллеги, привели много убедительных аргументов “за” и “против” ядерной энергии. Теперь пришла пора представить слово журналистам, сидящим в этом зале.
Вопросы.
1. Вопрос к физику – ядерщику (“за”).
Какие требования предъявляются при строительстве АЭС?
Ответ: При строительстве любого АЭС наиболее ответственным является выбор конкретного места ее размещения. По принятым во всем мире требованиям к размещению АЭС должны быть учтены прочность грунта, на котором станция будет построена, возможность землетрясения, наличие водных источников, достаточных для охлаждения реакторов, близость крупных населенных пунктов и многие другие факторы, обеспечивающие максимальную безопасность станции.
2. Вопрос физику – ядерщику (“против”).
Каковы факторы опасности ядерных реакторов?
Ответ: Их несколько:
- Возможность аварии с разгоном реактора. При этом вследствие сильнейшего тепловыделения может произойти расплавления активной зоны реактора и попадания радиоактивных веществ в окружающую среду. Если в реакторе имеется вода, то в случае такой аварии она будет разлагаться на водород и кислород, что приведет к взрыву гремучего газа в реакторе и достаточно серьезному разрушению не только реактора, но и всего энергоблока с радиоактивным заражением местности.
- Радиоактивные выбросы в окружающую среду. Их количество и характер зависит от конструкции реактора и качества его сборки и эксплуатации.
- Необходимость захоронения отработавшего реактора.
- Радиоактивное облучение персонала.
3. Вопрос историку физики.
Известны ли вам еще случаи аварий АЭС, кроме Чернобыля?
Ответ: В 1957 году в Циндскейме (Англия) в результате взрыва и пожара из реактора было выброшено в атмосферу значительное количество радиоизотопов. Облако радиоактивного выброса достигло территории Бельгии и Норвегии.
В 1962 году авария на реакторе АЭС в городе Арко (США) также сопровождалось значительным выбросом радиоактивных осколков деления, главным образом йода-131.
Одна из самых серьезных аварий случалась в 1979 году на АЭС Тримайл-Айленд (США, когда в атмосферу выделилось более 10 млн. кюри радиоактивных веществ, которые привели к облучению многих тысяч людей, проживающих в этой густонаселенной местности.
4. Вопрос представителю ЧС.
Каким способом можно обнаружить радиоактивные вещества, выпавшие на местность?
Ответ: Радиоактивные вещества, выпавшие на местности, не имеют внешних признаков, их можно обнаружить только дозиметрическими приборами (показывает дозиметр и рассказывает о его использовании).
5. Вопрос представителю ЧС.
Каковы средства защиты от радиоактивного излучения?
Ответ: Это противогазы, респираторы, специальная защитная одежда (учащиеся демонстрируют ОЗК, представитель ЧС рассказывает, из чего он состоит, в каких случаях его можно использовать),
6. Вопрос биологу.
Что представляет собой естественное внутреннее облучение?
Ответ: При внутреннем облучении радиоактивные вещества оказываются в воздухе, которым мы дышим, или попадают внутрь организма с пищей и водой.
Некоторые нуклиды, например, нуклиды свинца-210 и полония-210 поступают в организм с пищей (рыбой).
Наиболее значительным из всех естественных источников радиации является невидимый, не имеющий вкуса и запаха, тяжелый газ радон. Он поступает в атмосферу из земной коры, а также из полов и стен зданий и быстро распадается с испусканием альфа-частиц. Герметизация помещений с целью укрепления затрудняет выход радиоактивного газа из помещения.
Большую опасность представляет попадание паров с высоким содержанием радона в легкие вместе с вдыхаемым воздухом, что чаще всего происходит в ванной комнате. Радон проникает также в природный газ. Концентрация радона в помещении может заметно возрасти, если кухонные плиты, отопительные устройства, в которых сжигается газ, не снабжены вытяжкой.
7. Вопрос биологу.
Что можно считать искусственным источником радиации?
Ответ: Лучевую терапию и диагностику, многие общеупотребительные предметы. В первую очередь – люминесцентные часы, современные цветные телевизоры. Но при правильной настройке и эксплуатации дозы облучения от современных моделей телевизоров малы.
8. Вопрос историку.
Каковы подлинные причины трагической гибели Хиросимы и Нагасаки?
Ответ: К середине 1945 года Япония потеряла все свои морские и воздушные силы, ее военный потенциал практически иссяк. На Ялтинской конференции союзники договорили о том, что Советский Союз вступит в войну против Японии в начале августа, через три месяца после капитуляции Германии, поэтому американские бомбы были пущены в ход не для того, чтобы “сократить агонию войны и спасти жизни многих тысяч людей”, как об этом говорил Президент Трумэн, а чтобы “ обрести превосходство над Советским Союзом в послевоенном мире”, так заявлял военный министр.
9. Вопрос историку.
Не считаете ли вы, что видеть в атомной бомбе залог главной роли США в послевоенном мире – этот расчет с самого начала был иллюзией?
Ответ: Да, но вашингтонские стратегии цеплялись то за одно, то за другое техническое новшество. Утратив монополию на атомную бомбу, ухватились за водородную, потом сделали ставку на подводные ракетоносители, потом нейтронное оружие, потом милитаризацию космоса. И всякий раз инициаторы оказывались в таком положении, что и Трумэн со своей обанкротившейся политикой атомного шантажа.
10. Вопрос к физику-ядерщику (“за”).
Что вы можете сказать о способах захоронения радиоактивных отходов?
Ответ:
- Дезактивация.
- Затопление контейнеров с радиоактивными отходами в морях и океанах.
11. Вопрос к экологу.
Каковы последствия испытаний на Семипалатинском полигоне?
Ответ: Испытания на Семипалатинском полигоне привели к резкому ухудшению экологической обстановки. Выявлен высокий процент заболеваний раком, рождение “желтых” детей.
12. Вопрос физику – ядерщику (“против”).
Какие типы ядерных реактивов существует в настоящее время?
Ответ: В настоящее время в мире существует пять типов ядерных реакторов. Это реактор ВВЭР (водо-водянной энергетический реактор), РБМК ( Реактор Большой Мощности Канальный), реактор на тяжелой воде, реактор с шаровой засыпкой и газовым контуром, реактор на быстрых нейтронах.
13. Вопрос экологу.
Каковы основные задачи движения Невада-Семипалатинск?
Ответ: Полное запрещение испытания ядерного оружия и других видов массового уничтожения, установление независимого общественного контроля над деятельностью испытательных полигонов, борьба за возмещение ущерба населению районов, пострадавших от ядерных испытаний, экологически бедствующих регионов, экологическое и социально-экономическое возрождение этих районов. Вследствие достигнутой первоначальной цели – закрытие Семипалатинского полигона в конце августа 1991 года, движение переориентировало направление своей деятельности на борьбу за закрытие всех ядерных полигонов мира и полное запрещение всех ядерных полигонов мира и испытаний ядерного оружия.
14. Вопрос экологу.
Экологический кризис – это глобальная проблема человечества. Каковы перспективы выхода из этого кризиса?
Ответ: “Глобус” - земля, земной шар. Хозяйственная деятельность человека, развитие НТР усилили отрицательное воздействие человека на природу, привели к нарушению экологического равновесия на планете. В сфере материального производства возросло потребление природных ресурсов. Запасы нефти, угля, газа, железа, меди и других важнейших богатств природы не возобновимы.
Лесные ресурсы, казалось бы, возобновляются, а на самом деле быстро убывают. Вырубка леса превышает его прирост. Площадь лесов, дающих земле кислород, уменьшается с каждым годом.
Не меньшую опасность представляет безудержная эксплуатация ресурсов Земли, возросшие загрязнения планеты и мирового океан, атмосферного воздуха. Уязвимой частью природы стала пресная вода. Можно привести множество примеров.
Выход из кризиса я вижу лишь в том, что надо изменить производственную деятельность человека, его сознание, образ жизни. Нужно заниматься экологическим воспитанием наряду со всеми другими видами воспитания.
Ведущий.
Пришла пора сделать выводы, что же ядерная энергия приносит людям – зло или благо?
Биологи. Что касается медицины, то методы, показавшие высокую эффективность, должны развиваться.
Физики-ядерщики. Будущее ядерной энергии – проблема. Наверное, надо искать более безопасные способы выработки электроэнергии.
Представители ЧС. Ядерное оружие, скорее всего, будет существовать как фактор устрашения, но его влияние на ход событий в мире должно ослабевать.
Физики историки. Наверное, будут и новые открытия в области использования ядерной энергии.
Историки. Но самое главное, что ученые и политики должны осознавать ответственность, которую они несут перед обществом.
Экологи. Надо разумно использовать все научные открытия: не во вред человечеству и окружающей среде, а на их благо.
Ведущий.
Благодарю всех за участие в обсуждении проблемы “Биологическое действие радиоактивных излучений”. Надеюсь, что мы сделали правильные выводы, взвесив все “за” и “против” использования ядерной энергии.