Тип урока: комбинированный.
Цель урока: создание комфортных условий для развития и обучения учащихся в зоне их ближайшего развития, сохранения здоровья учащихся
Задачи урока.
Образовательные:
- обучающая: находить определения в предложении, обозначать их графически, способы выражения определения, роль определений в речи;
- воспитательная: воспитывать наблюдательность и привычку к самопроверке;
- развивающая: развивать логическое мышление, внимание, любознательность и познавательный интерес к предмету.
Деятельно-коммуникативные:
- закреплять навык работы в паре, в коллективе;
- закреплять навык работы с книгой, тетрадью.
Ценностно-ориентированные:
- прививать желание изучать русский язык,
- через проведение релаксационных пауз учить следить за своим здоровьем, снимать утомляемость.
Оборудование: средства ИКТ, иллюстративный дидактический материал.
Ход урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
I. Организационный момент Проверка готовности к уроку. Тема и цели урока. |
Цели урока формулируют сами учащиеся, исходя из сообщённой учителем темы. | Сообщение темы урока. Создаёт условия для возникновения потребности включения в деятельность. |
II. Фронтальный опрос по темам
предыдущих уроков как переход к изучению нового
материала Выделить грамматическую основу и дополнение: В вершинах деревьев зашевелилась от капель листва. Спой мне песню. Вывод.
|
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, подготавливаются к изучению нового материала. | Учитель задаёт вопросы, призванные проверить теоретическую подготовку школьников по теме. Учителем организуется актуализация ЗУНов. |
III. Объяснение нового
материала. Лингвистическое исследование. 1. Запишите и разберите предложение: Сметала осень в высокие стога душистые копны сена. Подумайте: от каких слов нужно поставить вопросы к этим словам? Какая это часть речи? Что обозначают прилагательные? В чем согласуются с существительными? Эти прилагательные являются определениями и подчеркиваются красивый А теперь подумаем и самостоятельно сделаем вывод: что же такое определение? 2. Затем читаем по учебнику, стр. 133. 3. Разберите предложения (комментировано): Пришла долгожданная зима. Белым ковром покрылась земля. В кустах мелькнул лисий хвост. 4. Упражнение 347. Прочитайте текст дважды: без определений и с ними. Какой текст точнее и выразительнее рисует картину зимы? Сделайте вывод о роли определений в предложении. Какие из них являются эпитетами? 5. Спишите любое предложение, ставя прилагательные, которые являются определениями, в нужном падеже, роде, числе. 6. Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте члены предложения. Певчий дрозд небольшая серая птичка. Снегирь русская наша птичка. Оляпка остроносая и чуткая птичка. 7. Назовите определения, отличающие птичек по цвету, повадкам, месту обитания. 8. Какие еще отличительные признаки называют определения? |
Учащиеся соотносят имеющиеся знания по предыдущим темам с новым материалом, через сравнение и анализ делают выводы. | Учитель применяет элементы технологии сотрудничества и развивающего обучения, добивается того, чтобы учащиеся самостоятельно решали учебную задачу, поставленную перед ними. Осуществляется деятельностный подход при организации коммуникативной деятельности учащихся по исследованию нового материала. |
IV. Закрепление изученного Устная разминка (работа в парах с взаимопроверкой, двигательный режим - движение на уроке) - Расскажите соседу по парте об определении. |
Работа в парах | Создаёт условия для сохранения здоровья учащихся, примененяя здоровьесберегающие технологии (смена позы, движение на уроке) |
Устная работа (с
использованием ИКТ) 1. (Устно) Прочитайте предложение: зубастый зверек грызет с визгом дубок. Отгадайте, о каких членах предложения идет речь? 2. (Устно) Замените словосочетание “прил. + сущ.” словосочетанием “сущ. + сущ.” Образец: кирпичный (какой?) дом – дом (какой?) из кирпича. Стальная труба, малиновое варенье, стеклянная трубка, апельсиновый джем. Устно составьте с данными словосочетаниями предложения. |
Учащиеся работают устно, дополняя ответы друг друга | Активизирует мыслительную деятельность учащихся через применение ИКТ, проверяет уровень первичного понимания изученного материала. |
V. Двигательный режим (гимнастика для глаз) (С использованием ИКТ) | Выполняют двигательный режим | Создаёт условия для сохранения здоровья учащихся, примененяя здоровьесберегающие технологии (коррегирующая гимнастика) |
VI. Закрепление (продолжение) | ||
3. Работа с учебником (
упражнение) Задание: Списать одно предложение. Подчеркнуть грамматическую основу и определение. (выборочная проверка учителя) Самостоятельная работа по учебнику. Упражнение 351. |
Выполняют упражнение учебника | Учитель контролирует самостоятельность выполнения задания, оказывает дозированную помощь только слабым учащимся, затрудняющимся в выполнении упражнения. обращая их внимание на опорные схемы на доске. |
4. Разноуровневая работа
(выборочная проверка учителем) Уровень 1 Задание: спишите, выделите кружочком те предложения, где есть определения: Одновременно карточки для слабых учащихся: По опушкам леса еще растут подосиновики. После знойного лета наступила золотая осень. По высокому синему небу плывут облака. Ранним утром далеко слышен рев старого лося. К далекому пути готовятся дикие утки. Уровень 2 Задание: Составьте предложения к пейзажу, использую определения (по картине) |
Учащиеся выполняют работу, определяя самостоятельно свой уровень ( в соответствии с зоной ближайшего развития). Закрепляют умение находить определения в тексте, отличать их от дополнения | Учитель контролирует самостоятельность выполнения задания, оказывает дозированную помощь только слабым учащимся, затрудняющимся в выполнении упражнения. |
VII. Двигательный режим (самомассаж ушных раковин, пальцев рук) | Выполняют двигательный режим | Создаёт условия для сохранения здоровья учащихся, примененяя здоровьесберегающие технологии (самомассаж) |
VIII. Закрепление (продолжение) 1. Творческое задание. - Прочитайте текст. Наступила (какая?) осень. В лесу (какие?) деревья давно облетели. Только (какие?) берёзки сохранили (какие?) листочки. Изредка (какие?) лучи (какого?) солнца озаряют (какой?) лес. - Можно ли эти предложения назвать текстом? - Красивый текст? Почему? - Ваша задача - подобрать к существительным определения. После выполнения данного задания заслушиваем, что получилось у детей. (2-3 варианта) - Как вы думаете, кто в своей речи больше всего использует определений? - Найдите в стихотворении Сергея Есенина “Белая береза” определения. |
Устная работа | Использует ИКТ и межпредметные связи (с литературой) для активизации мыслительной деятельности и поддержания интереса к предмету. |
IX. Д/З разноуровневое 1 уровень (базовый): упражнение учебника 349 2 уровень (повышенный): подберите 6-8 предложений из художественных произведений, в которых бы встречались с определением |
Записывают д/з. | Комментирует д/з |
X. Подведение итогов. Выставление
оценок. - С каким настроением вы уходите с урока? - Что понравилось на уроке больше всего? - Как ты оцениваешь свою работу на уроке?... - Как ты оцениваешь работу на уроке своего соседа по парте? - Какое задание показалось самым трудным и почему? |
Самооценка своей работы на уроке
и взаимооценка. Фиксируют затруднения в индивидуальной деятельности |
Создаёт условия для самооценки индивидуальной деятельности и фиксации затруднений при закреплении новой темы. |