Тема урока: "Определение". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тип урока: комбинированный.

Цель урока: создание комфортных условий для развития и обучения учащихся в зоне их ближайшего развития, сохранения здоровья учащихся

Задачи урока.

Образовательные:

  • обучающая: находить определения в предложении, обозначать их графически, способы выражения определения, роль определений в речи;
  • воспитательная: воспитывать наблюдательность и привычку к самопроверке;
  • развивающая: развивать логическое мышление, внимание, любознательность и познавательный интерес к предмету.

Деятельно-коммуникативные:

- закреплять навык работы в паре, в коллективе;

- закреплять навык работы с книгой, тетрадью.

Ценностно-ориентированные:

- прививать желание изучать русский язык,

- через проведение релаксационных пауз учить следить за своим здоровьем, снимать утомляемость.

Оборудование: средства ИКТ, иллюстративный дидактический материал.

Ход урока Деятельность учащихся Деятельность учителя
I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Тема и цели урока.

Цели урока формулируют сами учащиеся, исходя из сообщённой учителем темы. Сообщение темы урока.

Создаёт условия для возникновения потребности включения в деятельность.

II. Фронтальный опрос по темам предыдущих уроков как переход к изучению нового материала

Выделить грамматическую основу и дополнение:

В вершинах деревьев зашевелилась от капель листва.

Спой мне песню.

Вывод.

  1. Что обозначает дополнение?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. Какие слова в предложении поясняет?
  4. Какими частями речи может быть выражено?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, подготавливаются к изучению нового материала. Учитель задаёт вопросы, призванные проверить теоретическую подготовку школьников по теме. Учителем организуется актуализация ЗУНов.
III. Объяснение нового материала.

Лингвистическое исследование.

1. Запишите и разберите предложение:

Сметала осень в высокие стога душистые копны сена.

Подумайте: от каких слов нужно поставить вопросы к этим словам? Какая это часть речи? Что обозначают прилагательные? В чем согласуются с существительными?

Эти прилагательные являются определениями и подчеркиваются красивый

А теперь подумаем и самостоятельно сделаем вывод: что же такое определение?

2. Затем читаем по учебнику, стр. 133.

3. Разберите предложения (комментировано):

Пришла долгожданная зима.

Белым ковром покрылась земля.

В кустах мелькнул лисий хвост.

4. Упражнение 347. Прочитайте текст дважды: без определений и с ними. Какой текст точнее и выразительнее рисует картину зимы? Сделайте вывод о роли определений в предложении.

Какие из них являются эпитетами?

5. Спишите любое предложение, ставя прилагательные, которые являются определениями, в нужном падеже, роде, числе.

6. Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте члены предложения.

Певчий дрозд небольшая серая птичка.

Снегирь русская наша птичка.

Оляпка остроносая и чуткая птичка.

7. Назовите определения, отличающие птичек по цвету, повадкам, месту обитания.

8. Какие еще отличительные признаки называют определения?

Учащиеся соотносят имеющиеся знания по предыдущим темам с новым материалом, через сравнение и анализ делают выводы. Учитель применяет элементы технологии сотрудничества и развивающего обучения, добивается того, чтобы учащиеся самостоятельно решали учебную задачу, поставленную перед ними. Осуществляется деятельностный подход при организации коммуникативной деятельности учащихся по исследованию нового материала.
IV. Закрепление изученного

Устная разминка (работа в парах с взаимопроверкой, двигательный режим - движение на уроке)

- Расскажите соседу по парте об определении.

Работа в парах Создаёт условия для сохранения здоровья учащихся, примененяя здоровьесберегающие технологии (смена позы, движение на уроке)
Устная работа (с использованием ИКТ)

1. (Устно) Прочитайте предложение: зубастый зверек грызет с визгом дубок.

Отгадайте, о каких членах предложения идет речь?

2. (Устно) Замените словосочетание “прил. + сущ.” словосочетанием “сущ. + сущ.”

Образец: кирпичный (какой?) дом – дом (какой?) из кирпича.

Стальная труба, малиновое варенье, стеклянная трубка, апельсиновый джем.

Устно составьте с данными словосочетаниями предложения.

Учащиеся работают устно, дополняя ответы друг друга Активизирует мыслительную деятельность учащихся через применение ИКТ, проверяет уровень первичного понимания изученного материала.
V. Двигательный режим (гимнастика для глаз) (С использованием ИКТ) Выполняют двигательный режим Создаёт условия для сохранения здоровья учащихся, примененяя здоровьесберегающие технологии (коррегирующая гимнастика)
VI. Закрепление (продолжение)    
3. Работа с учебником ( упражнение)

Задание: Списать одно предложение. Подчеркнуть грамматическую основу и определение. (выборочная проверка учителя)

Самостоятельная работа по учебнику. Упражнение 351.

Выполняют упражнение учебника Учитель контролирует самостоятельность выполнения задания, оказывает дозированную помощь только слабым учащимся, затрудняющимся в выполнении упражнения. обращая их внимание на опорные схемы на доске.
4. Разноуровневая работа (выборочная проверка учителем)

Уровень 1

Задание: спишите, выделите кружочком те предложения, где есть определения:

Одновременно карточки для слабых учащихся:

По опушкам леса еще растут подосиновики.

После знойного лета наступила золотая осень.

По высокому синему небу плывут облака.

Ранним утром далеко слышен рев старого лося.

К далекому пути готовятся дикие утки.

Уровень 2

Задание: Составьте предложения к пейзажу, использую определения (по картине)

Учащиеся выполняют работу, определяя самостоятельно свой уровень ( в соответствии с зоной ближайшего развития). Закрепляют умение находить определения в тексте, отличать их от дополнения Учитель контролирует самостоятельность выполнения задания, оказывает дозированную помощь только слабым учащимся, затрудняющимся в выполнении упражнения.
VII. Двигательный режим (самомассаж ушных раковин, пальцев рук) Выполняют двигательный режим Создаёт условия для сохранения здоровья учащихся, примененяя здоровьесберегающие технологии (самомассаж)
VIII. Закрепление (продолжение)

1. Творческое задание.

- Прочитайте текст.

Наступила (какая?) осень. В лесу (какие?) деревья давно облетели. Только (какие?) берёзки сохранили (какие?) листочки. Изредка (какие?) лучи (какого?) солнца озаряют (какой?) лес.

- Можно ли эти предложения назвать текстом?

- Красивый текст? Почему?

- Ваша задача - подобрать к существительным определения.

После выполнения данного задания заслушиваем, что получилось у детей. (2-3 варианта)

- Как вы думаете, кто в своей речи больше всего использует определений?

- Найдите в стихотворении Сергея Есенина “Белая береза” определения.

Устная работа Использует ИКТ и межпредметные связи (с литературой) для активизации мыслительной деятельности и поддержания интереса к предмету.
IX. Д/З разноуровневое

1 уровень (базовый): упражнение учебника 349

2 уровень (повышенный): подберите 6-8 предложений из художественных произведений, в которых бы встречались с определением

Записывают д/з. Комментирует д/з
X. Подведение итогов.

Выставление оценок.
Рефлексия.

- С каким настроением вы уходите с урока?

- Что понравилось на уроке больше всего?

- Как ты оцениваешь свою работу на уроке?...

- Как ты оцениваешь работу на уроке своего соседа по парте?

- Какое задание показалось самым трудным и почему?

Самооценка своей работы на уроке и взаимооценка.

Фиксируют затруднения в индивидуальной деятельности

Создаёт условия для самооценки индивидуальной деятельности и фиксации затруднений при закреплении новой темы.