Тип занятия: Урок “пять чувств” — активно подключаются к зрительному образу слух, осязание, обоняние, художественный вкус детей.
Цель: Создать условия для изучения особенностей создания образа пейзажа—настроения через знакомство с произведениями русских художников- пейзажистов.
Задачи:
- Расширить знания учащихся о творчестве русских художников-пейзажистов.
- Познакомить с особенностями создания образа русской природы через знакомство с работами художников Шишкин, Неменский, Левитан.
- Развивать мотивацию на бережное, заботливое отношение к природе, к себе и другим людям как части природы;
- Развивать умения анализировать произведения художников.
- Воспитывать нравственно – эстетическое отношение и любовь к окружающей среде, интерес к творчеству художников- пейзажистов.
Образовательные ресурсы:
Информационно-методическое обеспечение
педагогической системы урочной деятельности:
Художественные материалы: гуашь, кисти, альбомы.
Зрительный ряд: мультимедийная презентация (авторская), Шишкин “Рожь”,Ф.А. Васильев “После грозы”, “Перед грозой”, “Деревенское утро”, “Туча”, “Перед дождем”, “После проливного дождя”. Левитан “Владимирка”, Неменский Б. М. “Над рекой иней” (1955).
Раздаточный материал — карточки-задания.
Универсальные учебные действия (УУД) (умения учиться)
Регулятивные УУД: оценивает результат своего труда.
Познавательные УУД: понимает значение и роль изобразительного искусства в жизни каждого человека и общества.
Личностные УУД: стремиться к повышению культуры речевого общения, овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом; старается применить по назначению приобретенные художественные способности.
Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать партнера по коммуникации– другого ученика или учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Ход урока
I. Орг. момент.
Личностные УУД.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.
Художественное слово по теме урока.
Познавательные и коммуникативные УУД
Мы познакомимся с произведениями русских художников.
“Вечер на Оке”
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она открыта
Не для каждого и даже.
Не каждому художнику видна.
С утра обременена работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас неочарованных людей...
Николай Заболоцкий
- Каким чувством проникнуто стихотворение?___________________________
- Объясните, как можно изобразить в живописи очарованье. Подберите синонимы к этому слову.
- Говоря о жанре искусства, мы должны ответить на вопросы: “Какая тема заложена в произведении? Что является главным в полотне художника”
- Картины, в которых главным было изображение природы, относятся к жанру “Пейзаж”.
- Кто в наше время не знает, что такое пейзаж?
- Это картина, на которой изображены лес, поле, река, море или город, деревня, железная дорога и т.д.
- Как самостоятельное явление этот жанр искусства получил наиболее широкое распространение в двух видах изобразительного искусства: живописи и графике.
III. Творческая практическая деятельность учащихся.
Регулятивные и личностные УУД
Ваша задача вытащить карточку с изображением пейзажа назвать его и кто написал этот пейзаж, и проходя все этапы подобрать к нему стихотворение, текст, дающий описание именно этой картины, подобрать музыку из представленных вариантов, и цветовую палитру, подходящую этой картине.
1 этап.
Что вы видите на этой картине?- подобрать описание к картине.
1. (Шумит и колышется необъятное море ржи. Только чуть расступается оно, чтобы пропустить полевую дорожку. Идут вдалеке крестьяне, да стоят среди золотистых хлебов одинокие сосны.)
Сюжет картины прост. Но смотришь на нее и глаз не оторвешь: вот она - Россия, с ее раздольем, богатством земли, благозвучностью бытия.
Какими красками написана картина! Светлыми, звонкими, голубовато-зелеными, золотисто-коричневыми - лучезарными! И даже кучевые облака, собирающиеся на краю горизонта, не умаляют жизнерадостности произведения, напротив, подчеркивают ее.
Одним из самых одаренных учеников Шишкина был Ф.А. Васильев. Прожив всего 23 года, он создал ряд удивительных, запоминающихся произведений: картин, этюдов, акварелей, рисунков. Вот названия лишь некоторых из них: “После грозы”, “Перед грозой”, “Деревенское утро”, “Туча”, “Перед дождем”, “После проливного дождя”.
Уже по названиям видно, что художнику интересны различные состояния природы, которые рождают в душе разнообразные эмоции - радость, тревогу, грусть, восторг, безысходность, смятение, просветленность и т.д.
Ф.А. Васильев безгранично верил, что искусство обладает огромной силой воспитательного воздействия на общество, что мораль и художественность в искусстве нераздельны, Говорил: “Если написать картину, состоящую из одного этого голубого воздуха и гор, без единого облачка, и передать это так, как оно в природе, то, я уверен, преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, полную благодати и бесконечного торжества и чистоты природы, будет отложен и покажется во всей безобразной наготе. Я верю, что у человечества, в далеком, конечно, будущем, найдутся такие художники, и тогда не скажут, что картины - роскошь развращенного сибарита”.
Художник утверждал, что без любви к природе невозможно полное счастье и долг пейзажиста - помочь людям обрести это счастье, обогатить и возвысить его.
2 .В картине “После дождя” Васильев нашел ответ на главные волновавшие его вопросы.
Здесь органично соединились красота и правда, живописность и безукоризненное знание натуры, социальная направленность и щемящая душу лирика.
Великолепно написано небо, пронизанное прощальными вечерними лучами солнца, живо и верно передано мягкое освещение, которое объединяет все изображение, придает пейзажу воздушность, цельность. И композиционно картина решена безупречно.
Композиция этого пейзажа. (Группа деревьев, дорога, идущая почти по диагонали, ведет наш взгляд к повозке, что движется навстречу.Хотя до сидящих на сене крестьян не близко, фигура одного из них четко выделяется на фоне светлого неба.)
Типично русский пейзаж передан с неизъяснимым теплом и обаянием. Россия для художника прекрасна и любима.
3. Лучшим произведением русской, да и мировой живописи является пейзаж “Мокрый луг” Васильев.
Торжественный, величественный пейзаж рождает ощущение молодой буйной силы. Только что прошла мглистая грозовая туча, основательно промыв зелень, землю, воздух. Как легко дышится после летнего шквального ливня, как радуешься, предвкушая тот миг, когда ослепительное солнце отразится в миражах капель на траве и листьях. Так, внешне бедный мотив смог воплотить целый мир мыслей и чувств художника, став символом отчизны.
4. Характерные черты его пейзажа - простота мотива, соединенная с глубоким внутренним содержанием, единство, цельность, жизненная трепетность, подвижность, материальность предметов.
И одно из самых лучших созданий Левитана - “Владимирка”.
С такой силой прозвучала здесь любимая художником тема дороги! Да, это та печально известная дорога, по которой сотни лет гнали арестантов на каторгу, над которой веками не утихал кандальный звон.
“Владимирка” - исторический, несущий большие социальные идеи пейзаж. Полоса земли и небо. Бескрайние дали. Голубец у дороги и одинокая фигура странницы. И церковка маленькая. Затерянная вдали среди бескрайних просторов светлая капелька, которую едва высветил луч с темного неба. Несколько маленьких, чахлых деревьев еле видны далеко впереди. И все. Тишина. Какая глубина и зрелость чувств, и какое мастерство художника.
5. Природа словно торжествует над бренностью людской участи: мрачные, тяжелые, ползущие вереницей одна за другой тучи, порывистый ветер, широкие водные просторы - все угрожает жалким человеческим останкам, покоящимся под убогими крестами у трепещущих и гнущихся деревьев.
6. Любование звуками природы, увлекательным видом ее перемен, красотой хрустального, туманного зимнего дня отчетливо проявилось в работе “Над рекой иней” (1955).
Выполните задание в рабочей тетради ст. 46.
Представлены репродукции картин, вам нужно подписать название произведение и его автора!
2 этап, подобрать музыку из представленных вариантов.
- Э.Григ — Петер Гюнт — Утро
- А.Вивальди — Времена года — Зима — Lagro
- А.Вивальди — Времена года — Лето — Presto
3 этап. Подобрать к нему стихотворение.
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.
Афанасий Фет
Еще не посветлели облака,
Тепло небес не высушило лужи,
Внимает взгляд безмолвья свысока
К молитвам сердца, что так неуклюжи.Прощенья луч раздвинул тьмы гранит,
Защебетала птаха беззаботно,
Прощально дождь о чём-то пробубнит,
Уйдя с грозой за холм бесповоротно.Уйдет гроза надолго, стихнет гром,
И в монотонных днях устав от зноя,
Не пожалеет ли душа моя о том,
Что так усердно жаждала покоя...
Юрий Юркий
Меж чернеющих под паром
Плугом поднятых полей
Лентой тянется дорога
Изумруда зеленей...
То Владимирка...
Когда-то
Оглашал ее и стон
Бесконечного страданья
И цепей железных звон.
По бокам ее тянулись
Стройно линии берез,
А трава, что зеленеет,
Рождена потоком слез...
Незабудки голубые -
Это слезы матерей,
В лютом горе провожавших
В даль безвестную детей...
Гиляровский Владимир
После дождя
Ветер разогнал седые тучи,
Ливень будто на лету заснул,
По земле скользнул проказник-лучик,
Чуть задев ленивую листву.Как слезинки по траве стекают
Капли пролетевшего дождя.
Тишина природу пеленает
Как свое любимое дитя.Принеся на землю свежесть рая,
Дав живой воды всему глоток,
Туча снова силу набирает,
Чтоб обрушить дождевой поток.
Иней
По деревьям серебристая
Перекинулась фата —
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота!
И себя березка грустная
Не могла узнать сама —
Так украсила искусная
Ветки деревца зима...
Г.Галина
Иней
Иней в полночи на землю слетал,
Иней хотел, чтобы чудо свершилось,
Тихо молитву свою прошептал,
Слышал Господь — и земля изменилась.Так над моей потемневшей душой
Чудо свершает полет свой незримый,
Слышу, вздыхает во тьме надо мной
Светлой молитвою голос любимый.Пусть же под белым сплетеньем ветвей
Путь мне откроется новый и ясный,
Дымом серебряным жизнь мне овей,
Иней души моей, иней прекрасный!
П.Соловьева
Романтики, мы увлеченно жили,
К полетам в небо так тянуло нас.
Но солнце тучи черные закрыли,
И нашу юность опалил фугас.
Натянуты поспешно гимнастерки.
Рывком в гранату затолкав запал,
Мы шли и шли, и ветер горький
Не только лица – душу обжигал.
В.Осин.
4 этап, подобрать цветовую палитру, подходящую этой картине.
Здесь учащимся предлагается различные варианты цветовых схем, нужно из представленных выбрать подходящий.
VI. Итог работы.
Коммуникативные УУД.
В конце урока проводится экспресс-выставка “Пейзаж—настроения”.
Картины вывешиваются на доску. И учащиеся выступают по своим группам с теми результатами, которые у них получились.
Свой ответ учащиеся строят опираясь на предложенные вопросы.
- На какой работе самое необычный настроение?
- На какой работе передано пространство и композиция.
- На какой работе удачное композиционное решение.
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении работы.
Как известно, пейзаж - это не только фиксация увиденной природы, но и непохожее на других его живописное воспроизведение. Пейзаж отражает нравственное и эмоциональное состояние человека, его размышления о времени и о мире, о духовном тонусе эпохи и о многом другом. И все эти сущностные ипостаси жизни человека воплощаются посредством пейзажа ярко и убедительно.
А этого человеку всегда не хватает в жизни.
Сегодня на уроке вы познакомить особенностями создания настроения природы, учились расшифровывать мир знаков и символов русских малых просторов, а также понять изначально вложенные в них смыслы и ценности; создавать определенное настроение Малой Родины.
Д/з. подобрать к картине “Березовое утро” Б.М. Неменского стихотворение, текст, дающий описание именно этой картины, подобрать музыку и сделать цветовую палитру, подходящую этой картине.
Прочитайте и познакомьтесь с картинами известных художников ст. 43–45, и выполните задания на ст. 45 в рабочей тетради.