Урок русского языка "С чего начинается родина?" по теме "Сложноподчиненные предложения"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (988 кБ)


Тип урока: урок совершенствования и коррекции знаний

Вид урока: с использованием компьютера, комплексный анализ текста

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, буклет (Приложение 1).

Цель урока: добиться усвоения знаний о сложноподчиненных предложениях, продолжить формирование интеллектуальных умений, интереса к изучаемой теме, умения корректно высказывать свою точку зрения, продолжить нравственное воспитание учеников на примере анализа текста литературного произведения “Письма о добром и прекрасном”.

План урока:

  1. Организационный момент. Беседа (фронтально)
  2. Создание мотивации к обучению. (Презентация. Индивидуальные сообщения)
  3. Домашнее задание (написать сочинение-рассуждение)
  4. Работа по комплексному анализу текста (орфографическому, лексическому, синтаксическому). Работа фронтальная и по вариантам.
  5. Рефлексия. Работа в группах.
  6. Контроль полученных знаний. Тестирование. Самоконтроль.
  7. Оценка конечного результата урока.
  8. Презентация к уроку.

Эпиграф: Россия не абстрактное понятие. Развивая ее культуру, надо знать, что она представляла собой в прошлом и чем является сейчас. Как это ни сложно, Россию необходимо изучать... Д.С.Лихачев

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Наш урок сегодня называется “С чего начинается Родина?”. А что для каждого из вас “Родина”? (Страна, Россия, то место, где родился, мама и папа, культура и т.д.)

Знакомство с текстом Д.Лихачева (Приложение 2)

“Любовь, уважение, знание...” из кн. “Письма о добром и прекрасном” (Лихачев)

1) Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны?

2) Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать.

3) Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.

4) Я р..дился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, архитектурный обл..к которого связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина.

5) По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли.

6) Замечательно: первое большое здание города несло печать выдающ..гося таланта.

7) Дворец был в очень плохом состоянии, потому что стоял бли..ко от линии фронта.

8) Но наши бойцы сделали все, чтобы сохранить его.

9) Если бы к нему прик..снулись руки реставраторов, какой бы праз..ничной стала увертюра к Ленинграду.

10) Снесли!

11) Снесли в конце шестидесятых годов.

12) И н..чего нет на этом месте.

13) Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжа..шь.

14) Горько, потому (что) утрата любого памятника культуры невосстановима, потому что они ведь всегда индивидуальны.

15) Материальные приметы прошлого всегда связаны с определенной эпохой, с конкретными мастерами.

16) “Запас” памятников культуры, “запас” культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью.

17) На земле остается все меньше места для памятников культуры и не потому, что меньше становится земли.

18) Все дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего возраста.

19) Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого: с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.

20) И еще — с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое родное слово.

21) Вот эти важнейшие человеческие качества: любовь, уважение, знание - и поможет тебе открыть в своей душе история.

Вопросы и задания к тексту:

  1. Выделите в тексте существенные (важные) мысли.
  2. Найдите среди них основную мысль – идею текста.

Важные мысли текста:

  • Историческое и культурное наследие своей страны надо оберегать.
  • Культурные памятники – благодарность потомков и признательность героям-защитникам.
  • Разрушение памятников культуры – преступление против памяти, души и свободы человека, народа.
  • “Запас” культурной среды напрямую зависит от чувства патриотизма каждого человека.

Основная мысль текста: любовь к родному краю, родной культуре и речи начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к своему дому, к окружающим людям.

Индивидуальные сообщения:

В тексте Д.С.Лихачева встречаются имена известных людей. Кто они? Что о них вы знаете?

Растрелли Бартоломео Франческо (1700 -1771) – знаменитый русский архитектор итальянского происхождения; граф, кавалер ордена Святой Анны (1762), академик архитектуры (1770). Яркий представитель русского барокко. Наиболее известные его работы — это ансамбль Смольного монастыря (1748 — 1754) и Зимний дворец (1754 — 1762).

Росси Карл Иванович – (1775–1849) архитектор, крупнейший зодчий русского ампира. Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей, таких как Дворцовая площадь с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819–1829), Сенатская площадь со зданиями Сената и Синода (1829—1833), Александринская площадь со зданиями Александринского театра.

Кваренги Джакомо - (1744-1817), архитектор, представитель классицизма второй половины 18 — начала 19 вв. К наиболее значительным постройкам, возведенным по его проектам, принадлежат Академия наук (1783-1785), Смольный институт (1806-1808), Александровский дворец (1792-1796) в Царском Селе.

Захаров Андреян Дмитриевич (1761-1811) - русский архитектор, представитель ампира. Творец петербургского Адмиралтейства.

Воронихин Андрей Никифорович (1759-1814) - русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира. Главным творением Воронихина стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге.

Работа с текстом

1. Вставьте пропущенные буквы

2. Определите стиль и тип и речи.

3. Укажите предложение, в котором наиболее полно отражена основная мысль текста:

  1. 2
  2. 14
  3. 17,18
  4. 19,20

4. Какое значение слово “запас” имеет в данном тексте:

  1. То, что запасено; то или иное количество чего-либо заготовленного впрок;
  2. То или иное количество чего-либо имеющегося для использования
  3. Совокупность имеющихся у кого-либо знаний, способностей, чувств.
  4. Наличие материального и духовного богатства человечества (сокровищница)

5. Замените словосочетание человеческие качества (предложение 21), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.

6.Укажите количество грамматических основ в предложении 4.

7.Среди предложений 19-21 найдите предложение, соответствующее схеме: [ O: O, O, O - = ].

8. В предложении 18 пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

9.В предложении 13 пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

10. Укажите виды всех придаточных предложений, которые встретились во втором абзаце.

  • 1 вариант – предложения с 4 по 12
  • 2 вариант - с 13 по18

11. Среди предложений 4-8 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите его номер.

12. Приведите примеры из своего жизненного опыта, подтверждающие основную мысль текста.

Тест “Проверь себя”

1. Из второго предложения выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.

2. Подберите синоним к слову “жилище” (предложение 19).

3. Из предложения 16 выпишите слово, в котором выбор приставки зависит от качества следующего за ней согласного звука.

4. Замените словосочетание ленинградского аэродрома (предложение 5), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.

5. Среди предложений 1-3 найдите сложноподчиненное с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.  

Домашнее задание

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского “Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете”. Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В.Успенского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: “Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают”. Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы, взятой из предложения 16: ““Запас” памятников культуры, “запас” культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью”.

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

В заключение хочу обратиться к словам Д.С.Лихачева:

Россия не абстрактное понятие. Развивая ее культуру, надо знать, что она представляла собой в прошлом и чем является сейчас. Как это ни сложно, Россию необходимо изучать... Д.С. Лихачев