Лес. Экосистема леса

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


“Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит...”
(С. Никулин)

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: Формировать представление о лесе, как экосистеме, о нормах и правилах взаимодействия человека с природой.

Форма подачи учебного материала: Интегративная. Прослеживается межпредметная интеграция. С предметом окружающий мир были интегрированы такие дисциплины, как литературное чтение, музыка, изобразительное искусство.

Задачи:

  • С помощью художественных, музыкальных и литературных средств создать эмоциональное воздействие на детей, развивать любознательность и познавательный интерес у учащихся, воспитывать интерес к живописи, к музыке, поэзии.
  • Создать условия для формирования умения видеть прекрасную, удивительную, и в то же время, хрупкую и беззащитную природу в образе русского леса.
  • Способствовать самостоятельному поиску решения вопросов по установлению связей в природе.
  • В атмосфере сотворчества, взаимодействия и дискуссии создать предпосылки для формирования творчески активной личности.
  • Формировать универсальные учебные действия (УУД):

Личностные УД: проявлять интерес к новому содержанию занятия; оценивать свое поведение в лесу и поведение других людей;

Метапредметные УД:

  • регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
  • познавательные: определять лесные объекты по признакам, названным в загадках; сопоставлять различные художественные образы леса; устанавливать причинно-следственные связи;
  • коммуникативные: работать в паре, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

Предметные УД: формировать представление об экосистеме леса; формулировать правила поведения в природе.

Технологии: Используются информационно-коммуникационные и интерактивные технологии обучения, личностно-ориентированные, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии урока.

Оборудование:

Мультимедиа проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, 3 конверта, репродукции картин русских художников (Приложение1(1): И.И.Левитан “Весна. Последний снег”, И.И. Шишкин “Золотая осень”, “Зима”; стихотворения (Приложение 1(2): “Вот уж снег последний в поле тает…” (отрывок) А.К. Толстой, “Листопад” И.Бунин, “Чародейкою Зимою” Ф.Тютчев; музыка П.И.Чайковского из цикла “Времена года” темы: “Октябрь”, “Январь”, “Март”; аудиозапись пения лесных птиц; сигнальные карточки на 3 группы: с буквами А, Б, В; знаки-символы с изображениями правил поведения в лесу; искусственная елка, елочные шарики синего и красного цвета по количеству учащихся, игрушка Лесовичок, настоящие еловые и сосновые шишки.

ХОД УРОКА

Организационный момент. (Подготовка учащихся к работе на уроке).

Дети разделены на 3 группы.

Учитель (У): Здравствуйте, ребята! За окном хорошая погода, и я желаю вам отличного настроения!

Подготовка к основному этапу занятия. (Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности).

У: Сегодня мы с вами попадем в мир загадочного и прекрасного. В мир природы. Но мир природы человек изучает всю свою жизнь, и каждый раз узнает что-то новое. Вот и сегодня кто-то из вас узнает что-то новое и интересное, а кто-то может и совершит для себя открытие.

У: Прочитайте выдержки из словарей и подумайте, куда мы направимся (слайд 1).

У: Кто догадался, о чем эти строки?

Ведение в тему урока.

У: Да, мы отправимся в лес. И тема нашего урока звучит необычно (слайд 2):

У: А помогать нам весь урок будет Старичок – Лесовичок. Он принес вам настоящие сосновые и еловые шишки, и за каждый правильный ответ вы будете получать по одной шишке.

Актуализация знаний. Составление динамической картины “Лес”.

У: Кто объяснит, что же такое лес?

У: Однажды главный хозяин леса Старичок-Лесовичок попросил художника нарисовать лес. Тот взялся за работу, и вскоре на листе бумаги появились очень красивые деревья. Лесовичок посмотрел на картину и сказал: “Лес – это не только деревья”.(слайд 3)

У: Как вы думаете, почему так сказал Лесовичок?

У: Ребята, давайте оживим наш лес. Лесовичок приготовил вам свои загадки. За правильные ответы он будет давать вам шишки. (Курсивом - загадки автора)

1)

Под сосною у дорожки
Что стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (Грибы).

2)

Растут и в поле, и в лесу.
Их любят все недаром.
Пчелу и бабочку, осу-
Всех угостят нектаром. (Цветы)

3)

Очень маленького роста.
Разглядеть совсем не просто.
Крылышками машут.
По цветочкам пляшут. (Насекомые)

4)

Они вам всем давно знакомы
И лес для них явился домом.
Одни зимой все время спят,
И даже кушать не хотят.
Другие рыщут по дороге-
Их прокормить помогут ноги. (Звери)

5)

Они летают и поют.
На деревьях гнезда вьют.
Весело щебечут,
И природу лечат. (Птицы)

У: Послушайте голоса лесных птиц. (Пауза для прослушивания)

У: Какой чудесный уголок природы у нас получился!

Первичное закрепление новых знаний.

У: Кто теперь сможет дополнить фразу лесовичка: “Лес – это не только деревья, но и ...” (слайд 4)

У: Вывод: ЛЕС – это природное сообщество растений, животных и микроорганизмов, жизнь которых тесно взаимосвязана.

Экологическая задача. Работа по определению взаимосвязи в природе.

У: Представьте, что в лесу вырубили все кустарники.

-Что произойдет с птицами, гнездящимися в них?

- Какая опасность появляется для леса?

- К какой беде это может привести?

У: Мы показали невидимые нити, ту связь, которая существует в природе.

У: Какое значение имеет лес в жизни животных и людей? (слайд 5)

Работа с учебником.

У: Давайте об этом прочитаем в учебнике.

Сопоставление репродукций картин художников.

У: Многие люди, и, наверное, вы тоже, гуляя по лесу, не раз были очарованы его красотой. Лес - это источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов. Многие стихотворения, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к нему.

У: И сейчас мы вместе с Лесовичком совершим экскурсию по лесной картинной галерее.

У: Вы видите репродукции картин известных русских художников. (Слайд 6)

Работа в группах.

(Детям предлагаются по1 репродукции русских художников и по 3 стихотворения известных поэтов в индивидуальных конвертах).

Учитель:

  • Положите содержимое конверта под названием “Лесная картинная галерея” на стол.
  • Рассмотрите данную вам репродукцию.
  • Прочитайте 3 стихотворения известных русских писателя.
  • Определите то, которое наиболее точно отражает содержание вашей репродукции.
  • Выполните задание в карточке с выбранным стихотворением.
  • Попробуйте прочитать стихотворение так, чтобы передать его настроение.

У: Соблюдай правила работы в группе.

Распределите все действия между собой по силам.

Работайте в группе дружно.

Проектная деятельность в группах. (Выполнение задания детьми)

Презентация результатов работы в группе. (Группа 1).

У: Перед вами репродукция картины великого русского художника-живописца Ивана Ивановича Шишкина “Золотая осень”. Шишкин был настоящим певцом русского леса. (Слайд 7)

У: А музыку, которую вы слышите – написал Петр Ильич Чайковский. Он передал звуками то же, что художник – красками: красоту осеннего леса. Звучит тема “Октябрь” из цикла “Времена года”.

Релаксация.

У: Прислушайтесь. Вы слышите звуки осени? Вытяните свои ладошки, представьте, что это осенние листики, которые сорвал ветер и они, плавно кружатся и тихо опускаются на землю.

У: Стихотворение какого поэта наиболее точно отражает содержание этой репродукции?

У: Кто из вашей группы прочитает выразительно стихотворение Бунина?

У: Какие слова наиболее ярко передали краски осени?

Презентация результатов работы в группе. (Группа 2).

У: Перед вами репродукция другой картины этого художника под названием “Зима”. Музыка из цикла “Времена года” тема “Январь”. (Слайд 8)

Релаксация.

У: Закройте глаза, представьте, себя в зимнем лесу. Идет снегопад. Вот одна резная снежинка опустилась вам на ладошку, другая, третья, и от вашего тепла он тает.

У: Какое стихотворение передает тишь и благодать, царящее в это время года?

У: Кто из вашей группы прочитает стихотворение Тютчева выразительно?

У: Какие слова наиболее точно описывают состояние зимнего леса?

Презентация результатов работы в группе. (Группа 3).

У: Следующая репродукция картины “Весна. Последний снег”, которую написал другой известный художник–живописец Исаак Ильич Левитан. Звучит тема “Март” из цикла “Времена года” Петра Ильича Чайковского. (Слайд 9)

У: Прислушайтесь, попробуйте услышать звуки весны. Кто может их описать?

У: Стихотворение какого поэта наиболее точно отражает содержание репродукцию картины Левитана “Весна. Последний снег”.

У: Кто из вашей группы прочитает стихотворение Толстого выразительно?

У: Какие слова передают радостное весеннее настроение?

У: Побывав в картинной галерее, мы увидели, что композиторы звуками, художники красками, а поэты словами передают красоту и величие русского леса.

У: А теперь давайте погуляем по нашему лесу.

Д И Н А М И Ч Е С К А Я Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А (сл. автора)

Физминутка Действия детей
Дружно по лесу гуляли (Шаги на месте.)
Свежим воздухом дышали. (Руки вверх-вдох.)
Вот высокая сосна (Потянуться на носочках.)
Глянь, макушка не видна. (Потянуться на носочках.)
Мимо птицы пролетали (Взмахи руками.)
Крыльями вот так махали. (Взмахи руками.)
Вдруг, увидели грибок. (Посмотреть вниз.)
Сели, взяли в кузовок. (Присесть, имитация собирания грибов.)
Мы пошли по лесу дальше, (Шаги на месте.)
Там медведь гуляет в чаще. (Имитация ходьбы косолапого медведя.)
Прыгает зайчишка серый. (Прыжки на месте.)
Ну а мы тихонько сели. (Сесть на место за парты.)

Работа в группах. Игра “Брейн-ринг/Знатоки леса”. (Развитие познавательного интереса к объектам лесного сообщества).

У: Гуляя по лесу, замечаешь, что ни дерево, то загадка; что ни животное, то удивление.

- Хотите попробовать разгадать лесные тайны?

У: Лесовичок предлагает поиграть в Игру “Знатоки леса”.

- Приготовьте карточки с буквами. (У каждой группы по 3 карточки с буквами А, Б, В)

У: Я читаю вопрос. Вы в группе обсуждаете ответ. Выбираете карточку с нужной буквой. По сигналу колокольчика поднимаете ее вверх.

(Слайд 10). Вопрос 1. У  этой птицы очень длинный и липкий язык. При поиске пищи она методично обследует стволы деревьев в поисках вредителей - короедов, усачей, листоедов издавая при этом характерный стучащий звук. Ее называют лесным доктором. (Дятел)

(Слайд 11). Вопрос 2. Это дерево растет очень долго - 500-600 лет  древесина тяжелая и тонет в воде. Иголочки у него мягкие и на зиму оно сбрасывает свою хвою. (Лиственница)

(Слайд 12). Вопрос 3. Это ягодный кустарник используют в медицине для лечения проблем зрения. Оставляет темно-красные следы на руках и языке, поэтому так и называется. (Черника)

(Слайд 13). Вопрос 4. Одна такая птица за один год уничтожает 1000 грызунов. Ее называют “Ночная охотница”. (Сова)

Экологическая задача. Игра: “Бывалые туристы”

У: Вы устали. Давайте устроим привал на лесной опушке.

У: Конечно, туристами быть непросто, много надо знать и уметь. А вот вы умеете правильно собирать походный рюкзак? Это мы сейчас и проверим. Возьмите только самое необходимое. (Слайд 14)

(Либо переход к интерактивной доске, где расположен набор карточек: телевизор, миска и ложка, пакет для мусора, утюг, палатка. Дети должны отобрать только те предметы, которые необходимы в походе, объяснить, почему и перетащить правильные картинки за рюкзак.) (Приложение 2)

Экологическая задача. Правила природы. Работа с учебником и со знаками-символами.

У: Молодцы! Особенно важно, что вы не забыли взять с собой пакеты для мусора. Много гостей приходит в лес, но не все знают как себя вести.

У: Давайте вспомним правила поведения в лесу.

У: Откройте учебник и прочитайте привила друзей природы.

У: Возьмите из конверта другие знаки, помогите их распознать.

(Каждой команде выдается по 2 знака-символа. Участники по очереди должны назвать правила поведения в лесу, согласно знакам.)

Подведение итогов занятия. (Анализ и оценка успешности достижения цели.)

У: Молодцы, хорошо справились с заданием.

У: Давайте сделаем вывод.

У: Наша прогулка по лесу заканчивается. Давайте вспомним, что нового о лесе вы узнали на уроке?

У: Лес, как природное сообщество, находится в состоянии равновесии. Но как легко нарушить это равновесие, если не выполнять правила поведения в лесу. Вот почему наш урок так необычно называется.

У: Подведем итог вашей работе.

- Назовите количество шишек, заработанные вашей группой.

- Вы отлично поработали.

Рефлексия. Экологическая задача. (Мобилизация учащихся на рефлексию своего результата деятельности, общения).

У: Посмотрите, Лесовичок принес из своего леса елку, и скоро она придет к каждому в дом на новогодний праздник.

У: А вы, какую елку украшаете дома живую или искусственную?

У: Да, люди используют искусственные елки. А живые елки, которые продают на елочных базарах к празднику, специально выращивают в лесных питомниках, и самостоятельно вырубать елки в лесу запрещено.

У: Давайте украсим нашу елочку к празднику:

У: Те, кто считает, что сегодня хорошо потрудился, узнал много нового и интересного, полученная информация вам будет полезна в жизни, повесьте на елку красный шарик. Тот, кто считает, что узнал много нового, но для жизни эта информация не очень важна, повесьте синий шарик.

Целевой итог урока. Чтобы лес жил ВЕЧНО мы должны беречь и охранять его. И закончить хочу словами, с которых начался наш урок. Отрывком из стихотворения Сергея Никулина “Русский лес”: (слайд 15)