Отдел папоротниковые. Происхождение, особенности организации и жизненного цикла

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (852 кБ)


Цели урока:

Образовательные

  • Познакомить учащихся с характерными особенностями строения, размножения и развития папоротниковидных.
  • Выявить черты усложнения папоротников по сравнения с хвощами и плаунами.

Развивающие

  • Развивать познавательный интерес к урокам биологии.
  • Развивать навыки самостоятельной работы учащихся.

Воспитательные

  • Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся.

План урока

  1. Проверка выполнения домашнего задания
  2. Актуализация знаний
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление
  5. Рефлексия
  6. Домашнее задание

Тип урока: урок-изучение нового.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, комнатные растения – папоротники, гербарий папоротников, компьютер, мультимедийная установка.

Ход урока

I. Проверка выполнения домашнего задания.

Задание: выберите правильные утверждения (слайд 4):

  1. Хвощи и плауны произошли от псилофитов.
  2. Плауны размножаются только спорами.
  3. Споры хвощей и плаунов созревают в спороносных колосках.
  4. Плауны имеют хорошо развитый подземный стебель – корневище.
  5. Стебли хвощей расчленены на узлы и междоузлия.
  6. В жизненном цикле хвощей и плаунов наблюдается чередование стадий гаметофита и спорофита.

Проверка (слайд 5) – учащиеся меняются работами, проверяют, затем выставляют оценку (0 ошибок - “5”, 1-2 ошибки – “4”, 3 ошибки – “3”, 4 и более ошибок – “2”):

  1. Хвощи и плауны произошли от псилофитов.
  2. Плауны размножаются только спорами.
  3. Споры хвощей и плаунов созревают в спороносных колосках.
  4. Плауны имеют хорошо развитый подземный стебель – корневище.
  5. Стебли хвощей расчленены на узлы и междоузлия.
  6. В жизненном цикле хвощей и плаунов наблюдается чередование стадий гаметофита и спорофита.

II. Актуализация знаний.

Учитель рассказывает учащимся легенду о цветении папоротника в ночь на Ивана Купалу (слайд 6).

В Древней Руси папоротник считался растением Перуна, языческого бога-громовержца, подателя дождя на поля и покровителя русского воинства. В ночь на Иванa Купалу в лесу искали цветок папоротника – Перунов цвет, разрыв-траву. Загадочный цветок папоротника расцветает летней ночью один раз в год, чтобы указать место, где хранится богатство и счастье. Но никто так и не нашел в полночном лесу цветок папоротника…

Затем учитель ставит вопрос (слайд 7): почему никто никогда не нашел цветок папоротника?

Изучение нового материала.

1. Общая характеристика папоротников.

Учитель демонстрирует учащимся гербарные экземпляры, комнатные растения и рассказывает учащимся, что папоротники – это высшие споровые растения, произошли от псилофитов, господствовали в каменноугольном периоде, представлены большим числом видов, населяют разные местообитания (слайд 8).

2. Лабораторная работа “Изучение строения папоротника” (слайд 9, 10).

Цели: Изучить особенности строения папоротников, выявить черты принадлежности к высшим растениям.

  1. Рассмотрите и зарисуйте внешний вид папоротника, на рисунке подпишите основные части растения.
  2. Рассмотрите нижнюю поверхность листьев папоротника, найдите бурые бугорки.
  3. Зарисуйте часть листа с бугорками-сорусами, опишите их строение.
  4. Подведите итог работе, выявив черты принадлежности папоротников к высшим растениям.

3. Размножение папоротников (слайд 11).

Учитель объясняет, какие папоротники называют равноспоровыми, какие разноспоровыми, что такое микроспоры и мегаспоры; учащиеся записывают новые понятия в тетрадь.

Задание (слайд 12): прочитайте отрывок “Размножение папоротников” на странице 62 учебника, изучите жизненный цикл папоротника на странице 63, сформулируйте опорные фразы и запишите их в тетрадь.

Проверка задания – слайд 13.

III. Закрепление.

Задание: прочитать фрагмент статьи учебника на стр. 61 “Строение папоротника”, изучить его и заполнить таблицу (слайд 7):

Строение папоротника

  характеристика функция
Стебель    
Лист (вайя)    
Корень    

Помощь – слайд 8 (Строение папоротника). Затем – проверка таблицы (спросить одного-двух учеников).

IV. Рефлексия: прием “самоанализ” (слайд 15):

  • Что я знал о папоротниках?
  • Что я узнал нового сегодня на уроке?
  • Что хотел бы узнать о растениях отдела Папоротниковидные?

V. Домашнее задание: стр. 61-65, ответить на вопросы 1-5 на стр. 65, сравнить процесс размножения папоротников с размножением плаунов и хвощей.