Цели урока:
Образовательные
- Познакомить учащихся с характерными особенностями строения, размножения и развития папоротниковидных.
- Выявить черты усложнения папоротников по сравнения с хвощами и плаунами.
Развивающие
- Развивать познавательный интерес к урокам биологии.
- Развивать навыки самостоятельной работы учащихся.
Воспитательные
- Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся.
План урока
- Проверка выполнения домашнего задания
- Актуализация знаний
- Изучение нового материала
- Закрепление
- Рефлексия
- Домашнее задание
Тип урока: урок-изучение нового.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, комнатные растения – папоротники, гербарий папоротников, компьютер, мультимедийная установка.
Ход урока
I. Проверка выполнения домашнего задания.
Задание: выберите правильные утверждения (слайд 4):
- Хвощи и плауны произошли от псилофитов.
- Плауны размножаются только спорами.
- Споры хвощей и плаунов созревают в спороносных колосках.
- Плауны имеют хорошо развитый подземный стебель – корневище.
- Стебли хвощей расчленены на узлы и междоузлия.
- В жизненном цикле хвощей и плаунов наблюдается чередование стадий гаметофита и спорофита.
Проверка (слайд 5) – учащиеся меняются работами, проверяют, затем выставляют оценку (0 ошибок - “5”, 1-2 ошибки – “4”, 3 ошибки – “3”, 4 и более ошибок – “2”):
- Хвощи и плауны произошли от псилофитов.
- Плауны размножаются только спорами.
- Споры хвощей и плаунов созревают в спороносных колосках.
- Плауны имеют хорошо развитый подземный стебель – корневище.
- Стебли хвощей расчленены на узлы и междоузлия.
- В жизненном цикле хвощей и плаунов наблюдается чередование стадий гаметофита и спорофита.
II. Актуализация знаний.
Учитель рассказывает учащимся легенду о цветении папоротника в ночь на Ивана Купалу (слайд 6).
В Древней Руси папоротник считался растением Перуна, языческого бога-громовержца, подателя дождя на поля и покровителя русского воинства. В ночь на Иванa Купалу в лесу искали цветок папоротника – Перунов цвет, разрыв-траву. Загадочный цветок папоротника расцветает летней ночью один раз в год, чтобы указать место, где хранится богатство и счастье. Но никто так и не нашел в полночном лесу цветок папоротника…
Затем учитель ставит вопрос (слайд 7): почему никто никогда не нашел цветок папоротника?
Изучение нового материала.
1. Общая характеристика папоротников.
Учитель демонстрирует учащимся гербарные экземпляры, комнатные растения и рассказывает учащимся, что папоротники – это высшие споровые растения, произошли от псилофитов, господствовали в каменноугольном периоде, представлены большим числом видов, населяют разные местообитания (слайд 8).
2. Лабораторная работа “Изучение строения папоротника” (слайд 9, 10).
Цели: Изучить особенности строения папоротников, выявить черты принадлежности к высшим растениям.
- Рассмотрите и зарисуйте внешний вид папоротника, на рисунке подпишите основные части растения.
- Рассмотрите нижнюю поверхность листьев папоротника, найдите бурые бугорки.
- Зарисуйте часть листа с бугорками-сорусами, опишите их строение.
- Подведите итог работе, выявив черты принадлежности папоротников к высшим растениям.
3. Размножение папоротников (слайд 11).
Учитель объясняет, какие папоротники называют равноспоровыми, какие разноспоровыми, что такое микроспоры и мегаспоры; учащиеся записывают новые понятия в тетрадь.
Задание (слайд 12): прочитайте отрывок “Размножение папоротников” на странице 62 учебника, изучите жизненный цикл папоротника на странице 63, сформулируйте опорные фразы и запишите их в тетрадь.
Проверка задания – слайд 13.
III. Закрепление.
Задание: прочитать фрагмент статьи учебника на стр. 61 “Строение папоротника”, изучить его и заполнить таблицу (слайд 7):
Строение папоротника
характеристика | функция | |
Стебель | ||
Лист (вайя) | ||
Корень |
Помощь – слайд 8 (Строение папоротника). Затем – проверка таблицы (спросить одного-двух учеников).
IV. Рефлексия: прием “самоанализ” (слайд 15):
- Что я знал о папоротниках?
- Что я узнал нового сегодня на уроке?
- Что хотел бы узнать о растениях отдела Папоротниковидные?
V. Домашнее задание: стр. 61-65, ответить на вопросы 1-5 на стр. 65, сравнить процесс размножения папоротников с размножением плаунов и хвощей.