Урок окружающего мира по теме "Экосистема луга"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель урока: Сформировать представление об обитателях луга, объяснять роль организмов и круговорота веществ в экосистеме.

Задачи урока:

1. Продолжить формирование понятия “экосистема” на примере сообщества луга.

2. Научить объяснять значение круговорота веществ в природе.

3. Уметь приводить примеры организмов разных “профессий”.

3. Уметь называть, из чего состоит экосистема.

Планируемые результаты:

Личностные (ЛР):

  • осознание потребности в изучении экосистемы луга
  • толерантное отношение к окружающим

Метапредметные (МПР):

Регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
  • отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

Познавательные:

  • наблюдение за растениями и животными луга
  • умение задавать вопросы по теме
  • наблюдение за ролью разрушителей в экосистеме луга
  • умение работать с текстом;

Коммуникативные:

  • выполнять правила работы в паре.

Предметные (ПР):

  • знать обитателей лугов;
  • определять роль организмов разных профессий в экосистеме луга;
  • находить пищевые связи между обитателями лугов;
  • понимать причины перехода одной экосистемы в другую

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • компьютерная презентация,
  • иллюстрации
  • ёмкость с песком, в котором пророщена пшеница
  • плакат “Экосистема луга” из комплекта “Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса”

I. Организационный момент.

II. Повторение.

Слайд 1, 2

- Что такое экосистема? (Это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы совместно поддерживают круговорот веществ)

- Почему экосистема может существовать очень долго без посторонней помощи? (Обитатели экосистемы приспособились к совместной жизни, поэтому экосистеме может существовать без посторонней помощи очень долго.)

- Назовите, из чего состоит экосистема? (Производители, потребители, разрушители)

- Приведите примеры организмов разных профессий.

2) Сейчас я предлагаю вам посмотреть на картину знаменитого русского художника Ивана Ивановича Шишкина.

Слайд 3, 4

- Какую экосистему изобразил на картине художник? (Экосистему озера)

Эту картину художник назвал “Пейзаж с озером”

- Расскажите о картине с точки зрения экологии.

Слайд 5, 6

Посмотрите ещё одну картину И.И. Шишкина.

- Какую экосистему изобразил на картине художник? (Экосистему болота)

- Действительно, картина так и называется “Болото. Полесье”

- Расскажите о картине с точки зрения экологии.

- Какая экосистема тесно связана с экосистемой болота? (Экосистема озера)

- Почему? (Экосистема озера со временем превращается в экосистему болота.)

Заканчивается ли на этом цепочка превращений? Что происходит с экосистемой болота? (Болото зарастает травянистыми растениями и превращается в луг)

III. Постановка темы урока. Актуализация знаний.

1)- Догадайтесь, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Экосистема луга)

Слайд 7, 8

Стадия вызова. Заполнение таблицы “ЗХУ” (Знаю, хочу знать, узнаю) Таблица заполняется по ходу урока.

ЗНАЮ ХОЧУ ЗНАТЬ УЗНАЮ
     
  • Что такое луг?
  • Какие растения и животные там обитают?
  • В каких природных зонах преобладают травянистые растения?

Учебник с.54

Прочитайте диалог Лены и Миши.

- О чём рассуждают герои?

- На что они обратили внимание? (Высказывают предположения)

- Какой у вас возникает вопрос? (Кто убирает нескошенную траву в природе)

2) Мы сегодня попытаемся выяснить тайну злаков и объяснить, кто убирает траву в природе. Слайд 9

IV. Поиск решения проблемы.

Учебник с. 54-55 Чтение текста

Стадия осмысления. Заполнение таблицы “ЗХУ” (продолжение работы)

Слайд 10

Ключевые слова:

Травы, стебель-соломина, дернина, мелкие невзрачные цветы, особый рост листа.

- Давайте посмотрим, чем такой способ роста (дернина) поможет злакам.

Вопросы после чтения:

- Почему распашка лугов часто приводит к образованию оврагов?

- Почему на лугу много растений опыляемых ветром, а в лесу – мало?

3) Проведение опыта.

Пророщенная на песке пшеница

Стакан с водой

Вопрос для изучения: Как быстро вода размоет горку песка, на которой растёт пшеница?

Предположения детей.

Выполнение опыта.

Вывод: Дернина помогает скреплению почвы.

Слайд 11

4) а) Работа в паре.

Множество потребителей привлекает на луга обильная пища. Рассмотрите рисунки и расскажите, кто за кем охотится. Кто из потребителей питается растениями? А кто поедает других животных?

Учебник с. 55

- Составьте цепи питания. (Злаки-мышь-ласка; травы-гусеница-жужелица)

б)Учебник с. 56

Заполнение таблицы “ЗХУ” (Продолжение)

- Почему скошенный луг вновь зеленеет?

- Какие приспособления позволяют луговым растениям каждый год отрастать заново?

Слайд 12

в) - Что происходит со старыми, мёртвыми остатками растений?

- Много ли работы у разрушителей?

- Все ли справляются?

Благодаря разрушителям поддерживается высокое плодородие почв. На лугу много растений и отмерших частей растений, значит, и работы у разрушителей много. Они не справляются.

Слайд 13

г) Стадия рефлексии.

Чтение таблиц. Как можно назвать эту таблицу? (“Тайны злаков”)

- Можем ли мы сказать, что луг – это экосистема?

- Мы открыли тайну злаков?

Слайд 14

Луг – это экосистема, в которой главными производителями являются злаки.

- Назовите ключевые слова урока.

- Какими растениями зарастают луга?

- Почему это происходит?

Вывод: Экосистема луга с незамкнутым круговоротом веществ, и она неизбежно превратится в другую.

Слайд 15

V. Применение полученных знаний.

Тетрадь, с.28

Оцените результаты своей работы.

VI. Подведение итогов.

Домашнее задание: составить рассказ о злаках, подобрать загадки об обитателях луга.