Разработанные материалы по теме “Решение неравенств” (презентация, выполненная в программе Microsoft PowerPoint) могут быть использованы, как на уроках в 9–11 классах, так и во внеурочное время.
Опыт многолетней работы показывает, что решение неравенств с помощью графиков является наглядным и достаточно понятным даже для слабых учащихся. Ключевые слова к письменным заданиям повышают интерес к занятию, настраивают на позитив, являются одновременно подсказкой.
Слайд №2
Цель занятия: продолжить обучение решению неравенств и применению графиков при их решении.
План занятия:
- проверка домашнего задания; (слайд №3)
- устные упражнения; (слайды №№4 – 7)
- практическое задание; (слайд №8)
- домашнее задание; (слайд №9)
- самостоятельная работа (слайд №10).
Ход занятия
Слайд №3
1. Проверка домашнего задания
Найдите все значения а, при которых решением неравенства
х2 + ( 2а + 4) х + 8а + 1 > 0 является любое число.
Решение. Данное неравенство является квадратным.
у = х2 + ( 2а + 4) х + 8а + 1 – квадратичная функция, график - парабола, ветви – вверх;
у > 0 при любых значениях х, при условии - парабола выше оси х, значит, нулей функция не имеет, D1 < 0.
D1 = (a + 2)2 - 8а - 1;
(a + 2)2 - 8а - 1 < 0,
a2 - 4a + 3 < 0, ( “-”)
Ответ: при а Є (1; 3).
2. Устные упражнения (слайды № 4 – 7)
Слайд №4
Задание 1. Найти область определения функции:
а) у = ( х 3 - 4)( х + 5),
б) у = ,
в) у = .
Задание 2.
Разложите на множители многочлен
х4 – 10х2 + 9.
(Указание. Воспользуйтесь формулой аt2 + вt + с = а(t – t1)(t – t2))
Задание 3.
Продолжите:
a) функция у = kx + b - ___________ , график - __________,
при k > 0 функция _________, при k < 0 функция ________
б) функция у = ах2 + вх + с - _______, график -__________,
а > 0, ветви -_______, а < 0, ветви -_______, D > 0,_____,
D < 0______, D = 0_________.
Слайд №5
Задание 4. Решить неравенство с помощью графиков-схем:
( х - 3 )( 5 + х )( х2 - 4) 0.
Слайд №6
Решить неравенство с помощью графиков-схем:
0.
Слайд №7
Решить неравенство с помощью графиков-схем:
х4 - 10х2 + 9 0.
Слайд №8
3. Практическое задание
Решите неравенства с помощью графиков-схем:
1) (х2 + 5х - 14)/(-х2 + х + 12) < 0;
2) (x + 3)3(x - 3)2(x + 6) > 0;
3) (16 – x2) / |x| 0;
Ответы: А. (0; 0,5) U (0,5; 1)
Б. [-4;0)U(0;4]
Д. [0,2;0,25]U{0,4}
Е. (-;-8] U {-3} U {3}
O. (-;-6)U(-3;3)U(3;+)
П. (-;-7)U(-3;2)U(4; +)
Ключевое слово “ПОБЕДА”
Слайд № 9
4. Домашнее задание
1. Придумать и решить неравенства с помощью графиков.
Подобрать ключевое слово.
2*. Решите неравенство (С3. ЕГЭ):
Слайд №10
5. Самостоятельная работа
Решите неравенства:
1) (16 - х2)/(4х - х2 + 5) > 0;
2) х2/(8 - x) 0;
3) (x3 - 1)(х2 - 4)(x + 5) 3 > 0;
4) (x - 1)4 /(6 - x - х2) 0;
6)|0,3x-0,6|(5x+7) 0.
Ключевое слово “У С П Е Х а”
Ответы:
А. (- ; -1,4] U {2}
Е. (-;-3) U {1} U (2;+)
П. (-;-5) U (-2;1) U (2;+)
Р. Другой ответ
С. {0} U (8;+)
У. (-;-4) U (-1;4) U (5;+)
Х. {-3;3} U [7;+)