Виды предложений. Отвечаем на вопрос "почему?"

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели урока:

Образовательные:

  • наблюдение за предложениями, различающимися по цели высказывания и интонации;
  • развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;

Развивающие:

  • развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;
  • развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

Воспитательные:

  • воспитание навыка самостоятельности;
  • формирование чувства языка;
  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.

Тип урока: урок постановки учебной задачи.

Оборудование: таблицы, презентация.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностных:

- Понимание значимости хорошего владения языком для выражения своих мыслей и чувств.

- Желание умело пользоваться русским языком и появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

Регулятивных:

- Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и выполнять их, контролировать результат. Осознавать трудности и стараться преодолевать их.

Познавательных:

- Черпать из учебника информацию, находить новые сведения, пользоваться ими.

- Понимать схемы, модели, передавать информацию в словесной форме.

- Наблюдать за построением предложений, за разнообразием способов выражения мыслей и чувств; делать умозаключения, сравнивать сделанные выводы с информацией в учебнике, строить необходимые рассуждения.

- Подводить факты языка под понятия, классифицировать, моделировать предложения, конструировать их, выбирать вариант построения, действовать по аналогии.

Коммуникативные:

- Строить небольшие монологи;

- Рассказывать о приобретённых знаниях и умениях;

- Соблюдать правила культуры общения;

- Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь.

- Участвовать в диалоге и коллективной беседе.

- Строить предложения для решения различных коммуникативных задач, учитывать позицию партнёра, ориентироваться на него, проявлять доброе отношение к людям.

Приложение 1.

Ход урока

№ слайда Содержание
  I. Организационный момент. Настрой урока.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок.

- Как настроение?  Я вам желаю удачи на сегодняшнем уроке. У вас всё получится.

- И вот сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие. Кто хочет путешествовать со мной? Отлично, я беру всех.

слайд 1 ЧИСТОПИСАНИЕ

Нам в пути придётся преодолеть такие вот горные кручи:

А затем такие вот волны

- Никто не передумал идти?

слайд 2 II. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха.

- Мы с вами оказались на лесной тропинке. Но на пути лежит бревно. Чтобы его убрать, вам придётся потрудиться.

урок, русского, идет, языка;

как, сделать, не, ошибку;

внимателен, будь, на, уроке;

- Что вы видите? Это предложения или просто слова? Докажите.

слайд 3 Дети доказывают, пользуясь схемой

Предложения

Слова связаны по смыслу

Выражают законченную мысль

слайд 4 - Что можно сделать с этими словами?

- Составьте и запишите предложения.

Идет урок русского языка

Как не сделать ошибку?

Будь внимателен на уроке!

- Почему знаки препинания разные?

слайд 5 - Какие бывают предложения?

Предложения бывают

По интонации По цели
Восклицательными

Невосклицательными

Повествовательными

Вопросительными

Побудительными

слайд 6 - Чем отличаются составленные вами предложения друг от друга? Дайте им характеристику.
слайд 7 III. Физкультминутка.

Раздаётся звук колокольчика.

– Как вы думаете, ребята, что это за сигнал? Правильно, пора делать физпаузу. Давайте сегодня сделаем упражнение “Цапля”.

Очень трудно так стоять,
Ногу вниз не опускать,
Не падать, не качаться,
За соседа не держаться.

(Во время проговаривания стихов дети стоят на одной ноге, руки разведены в стороны. Можно изменить позу и выполнить упражнение ещё раз).

Кстати, каких слов больше всего в этом стишке? На какой вопрос они отвечают?

слайд 8 IV. Сообщение темы и целей урока.

Работа в парах

- Бревно убрано и можем идти дальше. Ох, а впереди новое препятствие – река. Садимся в лодки и в паре гребем.

слайд 9 Работа в парах. 

- Приготовьте листочки с квадратиками.

- Я вам читаю предложение, а вы ставите в квадратиках знак препинания, который, по вашему мнению, должен стоять в конце предложения.

- Начинаем работу с верхней левой клетки.

1. Почему с деревьев опадают листья?

2. Почему дует холодный ветер?

3. Почему говорят, что у народа глаз верен, а ум догадлив?

4. Почему в конце дня хочется помолчать?

5. Девочка, не плачь!

6. Не утонет в речке мяч!

7. В нашей школе три этажа?

8. Почему сегодня идёт дождь?

9. Кто обижает маленьких и слабых?

10. Какие интересные книги я прочитал летом!

11. Чудесен русский лес.

12. Почему в лесу тропинки узкие?

13. Почему лужи покрылись льдом?

14. Почему грибы прячутся под деревьями?

15. Почему за ночью наступает утро?

 - Закрасьте квадратики, в которых стоят вопросительные знаки. Что получилось?

 (Предложение)

- А кто заметил, каких предложений больше всего? А по какому слову вы догадались?

слайд 10 - Какая сегодня будет тема урока? (Виды предложений. Вопросительные предложения со словом “почему”)
слайд 11 V этап. Создание ситуации разрыва.

- Смотрите, нас встречает. Лесной житель. У него вопрос “Почему заяц в одних сказках белый, а в других серый?”

- Что вы знаете об ответах на вопрос “почему”?

слайд 12 VI. Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.

- Прочитайте текст на с.112-113 учебника

слайд 13 - Отметьте, что узнали нового.

(ответы детей с опорой на слайд)

слайд 14 Формулирование учебной задачи учащимися и учителем.

- Ответьте на вопрос зайчика, пользуясь схемой-подсказкой.

(Ответы детей: Зайчик в одних сказках белый, а в других серый, потому, что в одних произведениях события происходят зимой, а в других летом.)

- Чему же мы должны будем с вами научиться? (Правильно, полным ответом отвечать на вопрос “почему”)

слайд 15 Рефлексия 

- Продолжите одну из фраз, написанных на слайде

  • Теперь я знаю, что...
  • Мне было трудно...
  • Самое интересное на уроке было...
  • Я вспомнил...
  • Дома я могу рассказать о...
  • Я могу научить...
слайд 16 Домашнее задание

Найдите на странице учебника любых два вопроса со словом “почему”, дайте на них полные ответы.

слайд 17 - Спасибо за работу. Молодцы! (оценивание работы ребят)