Цели урока:
Образовательные:
- наблюдение за предложениями, различающимися по цели высказывания и интонации;
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;
Развивающие:
- развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;
- развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.
Воспитательные:
- воспитание навыка самостоятельности;
- формирование чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.
Тип урока: урок постановки учебной задачи.
Оборудование: таблицы, презентация.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностных:
- Понимание значимости хорошего владения языком для выражения своих мыслей и чувств.
- Желание умело пользоваться русским языком и появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.
Регулятивных:
- Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и выполнять их, контролировать результат. Осознавать трудности и стараться преодолевать их.
Познавательных:
- Черпать из учебника информацию, находить новые сведения, пользоваться ими.
- Понимать схемы, модели, передавать информацию в словесной форме.
- Наблюдать за построением предложений, за разнообразием способов выражения мыслей и чувств; делать умозаключения, сравнивать сделанные выводы с информацией в учебнике, строить необходимые рассуждения.
- Подводить факты языка под понятия, классифицировать, моделировать предложения, конструировать их, выбирать вариант построения, действовать по аналогии.
Коммуникативные:
- Строить небольшие монологи;
- Рассказывать о приобретённых знаниях и умениях;
- Соблюдать правила культуры общения;
- Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь.
- Участвовать в диалоге и коллективной беседе.
- Строить предложения для решения различных коммуникативных задач, учитывать позицию партнёра, ориентироваться на него, проявлять доброе отношение к людям.
Ход урока
№ слайда | Содержание | ||||
I. Организационный момент. Настрой
урока. - Ребята, сегодня у нас необычный урок. - Как настроение? Я вам желаю удачи на сегодняшнем уроке. У вас всё получится. - И вот сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие. Кто хочет путешествовать со мной? Отлично, я беру всех. |
|||||
слайд 1 | ЧИСТОПИСАНИЕ Нам в пути придётся преодолеть такие вот горные кручи: А затем такие вот волны - Никто не передумал идти? |
||||
слайд 2 | II. Актуализация знаний. Создание
ситуации успеха. - Мы с вами оказались на лесной тропинке. Но на пути лежит бревно. Чтобы его убрать, вам придётся потрудиться. урок, русского, идет, языка; как, сделать, не, ошибку; внимателен, будь, на, уроке; - Что вы видите? Это предложения или просто слова? Докажите. |
||||
слайд 3 | Дети доказывают, пользуясь схемой Предложения Слова связаны по смыслу Выражают законченную мысль |
||||
слайд 4 | - Что можно сделать с этими словами? - Составьте и запишите предложения. Идет урок русского языка Как не сделать ошибку? Будь внимателен на уроке! - Почему знаки препинания разные? |
||||
слайд 5 | - Какие бывают предложения? Предложения бывают
|
||||
слайд 6 | - Чем отличаются составленные вами предложения друг от друга? Дайте им характеристику. | ||||
слайд 7 | III. Физкультминутка. Раздаётся звук колокольчика. – Как вы думаете, ребята, что это за сигнал? Правильно, пора делать физпаузу. Давайте сегодня сделаем упражнение “Цапля”.
(Во время проговаривания стихов дети стоят на одной ноге, руки разведены в стороны. Можно изменить позу и выполнить упражнение ещё раз). Кстати, каких слов больше всего в этом стишке? На какой вопрос они отвечают? |
||||
слайд 8 | IV. Сообщение темы и целей урока. Работа в парах - Бревно убрано и можем идти дальше. Ох, а впереди новое препятствие – река. Садимся в лодки и в паре гребем. |
||||
слайд 9 | Работа в парах. - Приготовьте листочки с квадратиками. - Я вам читаю предложение, а вы ставите в квадратиках знак препинания, который, по вашему мнению, должен стоять в конце предложения. - Начинаем работу с верхней левой клетки. 1. Почему с деревьев опадают листья? 2. Почему дует холодный ветер? 3. Почему говорят, что у народа глаз верен, а ум догадлив? 4. Почему в конце дня хочется помолчать? 5. Девочка, не плачь! 6. Не утонет в речке мяч! 7. В нашей школе три этажа? 8. Почему сегодня идёт дождь? 9. Кто обижает маленьких и слабых? 10. Какие интересные книги я прочитал летом! 11. Чудесен русский лес. 12. Почему в лесу тропинки узкие? 13. Почему лужи покрылись льдом? 14. Почему грибы прячутся под деревьями? 15. Почему за ночью наступает утро? - Закрасьте квадратики, в которых стоят вопросительные знаки. Что получилось? (Предложение) - А кто заметил, каких предложений больше всего? А по какому слову вы догадались? |
||||
слайд 10 | - Какая сегодня будет тема урока? (Виды предложений. Вопросительные предложения со словом “почему”) | ||||
слайд 11 | V этап. Создание ситуации разрыва. - Смотрите, нас встречает. Лесной житель. У него вопрос “Почему заяц в одних сказках белый, а в других серый?” - Что вы знаете об ответах на вопрос “почему”? |
||||
слайд 12 | VI. Фиксация места разрыва в
знаково-символической форме. - Прочитайте текст на с.112-113 учебника |
||||
слайд 13 | - Отметьте, что узнали нового. (ответы детей с опорой на слайд) |
||||
слайд 14 | Формулирование учебной задачи
учащимися и учителем. - Ответьте на вопрос зайчика, пользуясь схемой-подсказкой. (Ответы детей: Зайчик в одних сказках белый, а в других серый, потому, что в одних произведениях события происходят зимой, а в других летом.) - Чему же мы должны будем с вами научиться? (Правильно, полным ответом отвечать на вопрос “почему”) |
||||
слайд 15 | Рефлексия - Продолжите одну из фраз, написанных на слайде
|
||||
слайд 16 | Домашнее задание Найдите на странице учебника любых два вопроса со словом “почему”, дайте на них полные ответы. |
||||
слайд 17 | - Спасибо за работу. Молодцы! (оценивание работы ребят) |