Ступени эволюционных идей

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (622 кБ)


Цель: дать представление учащимся о развитии эволюционного учения в додарвиновский период

Задачи:

  • Познакомить учащихся с историей развития эволюционных взглядов.
  • Продолжить формирование навыков анализа взглядов и утверждений ученых прошлого, а также умения устанавливать причинно-следственные связи.
  • Развивать у школьников интерес к изучению истории развития биологии.

Оборудование: презентация к уроку

“Ничто в биологии не имеет смысла кроме как в свете эволюции”
(nothing in biology makes sense except in the light of evolution)
так было озаглавлено эссе, опубликованное в 1973 г.
Ф.Г.Добржанского, биолога-теоретика XX века

I. Актуализация знаний (Фронтальная беседа)

В настоящее время термин “эволюция” используется во многих областях деятельности человека.

Можете ли Вы привести примеры и объяснить смысл.

Эволюция - процесс развития, движения, изменения

Современная биология неотделима от концепции биологической эволюции.

Биологическая эволюция (от лат.evolutio-развёртывание) -необратимый процесс исторического изменения живого, наследственные изменения свойств и признаков живых организмов в ряду поколений

Какой учёный своим взглядом на эволюцию органического мира повлиял на мировоззрение многих людей и почти на 2 века?

- Какие вопросы в биологии он рассматривал в свете эволюции?

Первый труд Ч. Дарвина вышел более 150 лет назад. И не одно поколение выросло на учении Ч. Дарвина об эволюции органического мира. И тем не менее в 2006 г. Петербургская школьница Маша Шрайбер и ее папа Кирилл Львович подали в суд иск, требуя “запретить преподавание в общеобразовательных учебных заведениях (школах) теории эволюции, теории происхождения человека Ч.Дарвина в качестве доминантной (преобладающей, истинной) научной теории”.

Интересно что, подобный судебный процесс уже имел место в 1925 г. Известен сегодня как “обезьяний процесс” , в ходе которого учитель Джон Скоупз был приговорен к штрафу за преподавание теории эволюции. Впоследствии решение суда было пересмотрено, но сами подобные законы, запрещающие преподавать учение Ч. Дарвина , были отменены только во второй половине XX в.

Как Вы думаете, почему по прошествии 150 лет работы Ч. Дарвина до сих пор вызывают недоумения и несогласия?

Как правило, ребята называют:

1. Происхождение человека от обезьян умаляют человеческое достоинство

2. Учение Ч Дарвина идёт в противовес с религиозными взглядами

3. Эволюционный процесс никто не наблюдал

4. Многим людям, не профессионалам , не известны факты биологической эволюции. Они считают отсутствие многих “переходных форм” ставят под сомнение процесс эволюции.

5. “Эволюционная теория” является не единственной, объясняющей всё многообразие органического мира

6. В самой современной науке есть разногласия в понимании механизмов эволюционного процесса.

Итак, обобщая все вопросы невольно напрашивается главный вопрос: Прав ли Дарвин?

Как Вы думаете, есть ли необходимость рассматривать этот вопрос сегодня?

Согласна с Вами . Жить в современном мире, считать себя образованным человеком и грамотно использовать достижения науки в своей жизни можно , только зная её основы, факты и закономерности.

Начнём изучение нового раздела учебного материала - “эволюция”

II. Вводное слово учителя (введение в тему)

Ещё задолго до Ч. Дарвина внимание учёных привлекало и имеющееся многообразие живых организмов, структурное и функциональное сходство между ними, а также отличия, связанные с образом жизни. Они выдвигали различные гипотезы. И по мере накопления фактов эволюционировали и сами идеи.

Эти взгляды древних учёных можно представить также в виде ступенчатой эволюции, т.к. формирование и развитие основных понятий , терминов и самой науки- эволюционная биология развивались также постепенно .

Историю эволюционного учения до выхода в свет работ Ч.Дарвина принято называть до дарвиновским периодом. Он состоит из нескольких важных этапов, в свою очередь повлиявших на развитие науки и взглядов самого Ч. Дарвина.

III. Постановка цели урока и формирование задач.

Тема урока: Ступеньки эволюционных идей.(Додарвиновский период)

Цель: познакомиться с историей развития эволюционных идей. Найти ответы на некоторые конфликтные вопросы в понимании эволюционной теории.

Задачи: Познакомиться со взглядами учёных разных эпох. Составить таблицу “Развитие эволюционных идей” и отметить характерные для них высказывания.

У нашего урока есть и диагностическая цель: сегодня каждый из вас сможет оценить собственное умение работать с информацией, воспринимать и осмысливать ее. Перед вами листы для оценки умений. Ознакомьтесь с умениями и критериями оценки.

Умения:

выделять главное и обобщатьпредполагать,

прогнозировать

доказывать и опровергать

формулировать проблемные вопросы

вычленять логическую структуру текста

устанавливать причинно-следственные связи

Критерии оценки:

5 – владею умением в совершенстве

4 – умею это делать хорошо

3 – умею это делать “так себе”

2 – это у меня пока получается плохо

1 – не умею это делать совсем

IV. Изучение нового материала.

1. Первая ступень развития эволюционных идей.

1)  Изложение материала учителем

Актуальность темы уже не вызывает сомнений. Этот вопрос является мировоззренческим и определяющим взгляд на окружающий мир и своё место в нём.

Живой мир Земли огромен. В нём более 500 видов растений, 1,5 млн. видов животных и столько же прокариот. Как могло возникнуть такое разнообразие видов? Каковы механизмы, действующие в природе? Ответ на этот вопрос искали уже первые учёные древности.

- Предположите, какие учёные могли быть первыми в объяснении существующего многообразия?

Первая ступень развития эволюционных идей связана с деятельностью античных философов натуралистов: Гераклитом, Аристотелем.

Каковы же были взгляды первых учёных-натуралистов?

2) Самостоятельная работа (выполняется в малых группах)

Работа с учебником. Отметьте тип мировоззрения античных философов натуралистов, взгляд на происхождение многообразия живых организмов. Обсудите свою работу с соседом по парте и отметьте свои взгляды в таблицу “ Развитие эволюционных идей”

Таблица: История эволюционных идей

Философы, учёные Труды, работы, вклад в науку Мировоззрение, взгляд, идеи
1. Гераклит

 

 

 

2. Аристотель

Труд “ О природе”

 

 

 

Труд “ Лестница природы”

Высказывал идеи изменяемости окружающего мира

“Жизнь природы -непрерывный процесс движения.”

“Всё непрерывно изменяясь, обновляется.”

“В борьбе противоположностей обнаруживается, однако, их тождество.”

Пришёл к выводу, что в природе имеются простые и сложные тела. Ввёл понятие лестницы природы. Считал, что виды неизменяемы.

3) Проверка правильности заполнения таблицы, внесение дополнений.

Авторитет высказываний Аристотеля на многие годы определил взгляды натуралистов на природу.

К его заслугам можно отнести следующее:

1. Он описал более 500 видов животных

2. Попытался объединить их в группы

3. Расположил эти группы в определенном порядке: от просто-устроенных ко все более сложным.

Тем не менее, его попытки систематизировать животный мир допускали многие нелепости. Так дельфинов и китов он отнес к классу рыб.

- Как Вы думаете, почему он допустил эту ошибку?

- Он объединил в одну группу животных, схожих внешне.

- Именно из-за этой ошибки он отнес к классу Гады, в которой он поместил змей, и животных....

- Каких? Как Вы думаете?

- Червей!

- Как не удивительно, но это так.

Аристотель - первый учёный-энциклопедист. То - что он допустил так много ошибок, пытаясь систематизировать животный мир — нельзя поставить это ему в вину — ведь он был первым, кто попытался описать и систематизировать живых организмов.

2. Вторая ступень развития эволюционных идей.

1) Сообщение учителя

Вторая ступень связана с установлением господства христианской церкви в Европе и с распространением точки зрения, основанной на библейских текстах.

Как называется такое направление взглядов в биологии?

- Креационистическое.

- Крупнейшим учёным креационистом был шведский натуралист К. Линней (слайд презентации)

2) самостоятельная работа учащихся с учебником

Отметьте в тексте: что Вам известно, что Вы узнали нового, что Вам непонятно и о чём бы Вам хотелось узнать подробнее.

Отметьте взгляды К Линнея в таблице “История эволюционных идей”

Философы, учёные Труды, работы, вклад в науку Мировоззрение, взгляд, идеи
3. К Линней “Система природы” 1735г

Установил универсальность, реальность видов и выделил их главный признак (свободное скрещивание особей одного вида)

Ввел основные единицы систематики: вид, род, отряд, класс

Создал систему органического мира, в которой растения были разделены на 24 класса

Ввел бинарную ( двойную) номенклатуру

Описал около 10 тыс. видов растений и около 4,5 тыс. видов животных

Усовершенствовал ботанический язык, установив до 1000 терминов

Впервые поместил человека в один ряд с обезьянами на основании морфологического сходства

Систематика носила искусственный характер.

Метафизическое мировоззрение,

Креационистический взгляд

Метафизическое мировоззрение заключается в представлениях о постоянстве, неизменяемости и изначальной целесообразности всей природы. “Изначальная целесообразность”-полное соответствие организма или его органов цели, якобы поставленной творцом при его создании.

Линней создал самую совершенную для того времени систему органического мира. Однако произвольность в выборе признаков для классификации привела Линнея к ряду ошибок. Он осознавал искусственность своей системы и указывал на необходимость разработки естественной системы природы.

3. Третья ступень развития эволюционных идей.

1) Сообщение материала учителем

3 ступень развития эволюционных идей связана с деятельностью учёных-трансформистов Ж.Б Ламарка (слайд презентации)

Именно ему принадлежит заслуга – создание первой эволюционной теории, которую изложил в труде “Философия зоологии” в 1809 г.

Теория Ламарка- ответила на большинство вопросов, стоящих перед эволюционным учением, но ответы на них брались не из научных фактов, а выводились логически из принятых постулатов. Многое в этом учении было верным и прогрессивным для того времени. Но так- имелись противоречия его теории и шаткость аргументов.

Ознакомьтесь с историей написания работы Ж.Б.Ламарка и его взглядами на эволюцию органического мира.

Заполните таблицу и отметьте достоинства и недостатки учения Ж.Б.Ламарка

2) Самостоятельная работа учащихся.

Обсуждение выполненной работы.

Достоинства теории Ламарка Недостатки теории Ламарка
1. Утверждение об изменяемости видов (т.е. о существовании эволюции).

2. Длительность эволюции.

3. Влияние условий среды на эволюцию.

4. Установлен принцип развития: “От простого к сложному”.

5. Не прямолинейность эволюции.

1. Отрицание реального существования видов в природе, вследствие их постоянной изменяемости.

2. Рассматривал в качестве единицы эволюции организм.

3. Неправильное понимание механизма возникновения приспособлений (принцип упражнения).

4. Ошибки в понимании движущих сил эволюции (стремление к совершенствованию организма заложено творцом).

5. Понятие о наследовании приобретенных признаков.

Теория Ламарка не была принята большинством учёных того времени. Он не смог правильно назвать движущие силы и механизмы эволюции. Но это была первая эволюционная теория в истории биологии.

Отметьте взгляды Ж.Б. Ламарка в таблице “ История эволюционных идей”

Философы, учёные Труды, работы, вклад в науку Мировоззрение, взгляд, идеи
Ж.Б.Ламарк “Философия зоологии”

Первая эволюционная теория, в которой попытался объяснить механизмы возникновения видов

Метафизическое мировоззрение

Эволюционный взгляд на органический мир

4 ступень развития эволюционных идей связана с трудами Ч. Дарвина, вызвавшими столько споров и обсуждений, возникающих и сегодня . На следующем уроке мы познакомимся с основными положениями теории Ч. Дарвина и развитием эволюционных взглядов до настоящего времени.

Закрепление.

Беседа по новому материалу.

Итог урока.

Сегодня мы с Вами познакомились с основными положениями из учений самых знаменитых представителей додарвинского периода .Историю любой науки необходимо изучать, для того чтобы понять ход ее развития и перспективы будущего.

Использованная литература.

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология Справочник Москва “АСТ-Пресс-Школа” 2005
  2. Петунин О.В. Уроки биологии Ярославль Академия развития Академия Хлдинг 2003
  3. П.М Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Г.М. Дымшиц, Медников Б.М., Рувинский А.О. Академический школьный учебник Биология ч.2 10-11 “Просвещение” ОАО “Московские учебники” Москва 2009