Цель: дать представление учащимся о развитии эволюционного учения в додарвиновский период
Задачи:
- Познакомить учащихся с историей развития эволюционных взглядов.
- Продолжить формирование навыков анализа взглядов и утверждений ученых прошлого, а также умения устанавливать причинно-следственные связи.
- Развивать у школьников интерес к изучению истории развития биологии.
Оборудование: презентация к уроку
“Ничто в биологии не имеет смысла кроме как в свете эволюции”
(nothing in biology makes sense except in the light of evolution)
так было озаглавлено эссе, опубликованное в 1973 г.
Ф.Г.Добржанского, биолога-теоретика XX века
I. Актуализация знаний (Фронтальная беседа)
В настоящее время термин “эволюция” используется во многих областях деятельности человека.
Можете ли Вы привести примеры и объяснить смысл.
Эволюция - процесс развития, движения, изменения
Современная биология неотделима от концепции биологической эволюции.
Биологическая эволюция (от лат.evolutio-развёртывание) -необратимый процесс исторического изменения живого, наследственные изменения свойств и признаков живых организмов в ряду поколений
Какой учёный своим взглядом на эволюцию органического мира повлиял на мировоззрение многих людей и почти на 2 века?
- Какие вопросы в биологии он рассматривал в свете эволюции?
Первый труд Ч. Дарвина вышел более 150 лет назад. И не одно поколение выросло на учении Ч. Дарвина об эволюции органического мира. И тем не менее в 2006 г. Петербургская школьница Маша Шрайбер и ее папа Кирилл Львович подали в суд иск, требуя “запретить преподавание в общеобразовательных учебных заведениях (школах) теории эволюции, теории происхождения человека Ч.Дарвина в качестве доминантной (преобладающей, истинной) научной теории”.
Интересно что, подобный судебный процесс уже имел место в 1925 г. Известен сегодня как “обезьяний процесс” , в ходе которого учитель Джон Скоупз был приговорен к штрафу за преподавание теории эволюции. Впоследствии решение суда было пересмотрено, но сами подобные законы, запрещающие преподавать учение Ч. Дарвина , были отменены только во второй половине XX в.
Как Вы думаете, почему по прошествии 150 лет работы Ч. Дарвина до сих пор вызывают недоумения и несогласия?
Как правило, ребята называют:
1. Происхождение человека от обезьян умаляют человеческое достоинство
2. Учение Ч Дарвина идёт в противовес с религиозными взглядами
3. Эволюционный процесс никто не наблюдал
4. Многим людям, не профессионалам , не известны факты биологической эволюции. Они считают отсутствие многих “переходных форм” ставят под сомнение процесс эволюции.
5. “Эволюционная теория” является не единственной, объясняющей всё многообразие органического мира
6. В самой современной науке есть разногласия в понимании механизмов эволюционного процесса.
Итак, обобщая все вопросы невольно напрашивается главный вопрос: Прав ли Дарвин?
Как Вы думаете, есть ли необходимость рассматривать этот вопрос сегодня?
Согласна с Вами . Жить в современном мире, считать себя образованным человеком и грамотно использовать достижения науки в своей жизни можно , только зная её основы, факты и закономерности.
Начнём изучение нового раздела учебного материала - “эволюция”
II. Вводное слово учителя (введение в тему)
Ещё задолго до Ч. Дарвина внимание учёных привлекало и имеющееся многообразие живых организмов, структурное и функциональное сходство между ними, а также отличия, связанные с образом жизни. Они выдвигали различные гипотезы. И по мере накопления фактов эволюционировали и сами идеи.
Эти взгляды древних учёных можно представить также в виде ступенчатой эволюции, т.к. формирование и развитие основных понятий , терминов и самой науки- эволюционная биология развивались также постепенно .
Историю эволюционного учения до выхода в свет работ Ч.Дарвина принято называть до дарвиновским периодом. Он состоит из нескольких важных этапов, в свою очередь повлиявших на развитие науки и взглядов самого Ч. Дарвина.
III. Постановка цели урока и формирование задач.
Тема урока: Ступеньки эволюционных идей.(Додарвиновский период)
Цель: познакомиться с историей развития эволюционных идей. Найти ответы на некоторые конфликтные вопросы в понимании эволюционной теории.
Задачи: Познакомиться со взглядами учёных разных эпох. Составить таблицу “Развитие эволюционных идей” и отметить характерные для них высказывания.
У нашего урока есть и диагностическая цель: сегодня каждый из вас сможет оценить собственное умение работать с информацией, воспринимать и осмысливать ее. Перед вами листы для оценки умений. Ознакомьтесь с умениями и критериями оценки.
Умения: выделять главное и обобщатьпредполагать, прогнозировать доказывать и опровергать формулировать проблемные вопросы вычленять логическую структуру текста устанавливать причинно-следственные связи |
Критерии оценки: 5 – владею умением в совершенстве 4 – умею это делать хорошо 3 – умею это делать “так себе” 2 – это у меня пока получается плохо 1 – не умею это делать совсем |
IV. Изучение нового материала.
1. Первая ступень развития эволюционных идей.
1) Изложение материала учителем
Актуальность темы уже не вызывает сомнений. Этот вопрос является мировоззренческим и определяющим взгляд на окружающий мир и своё место в нём.
Живой мир Земли огромен. В нём более 500 видов растений, 1,5 млн. видов животных и столько же прокариот. Как могло возникнуть такое разнообразие видов? Каковы механизмы, действующие в природе? Ответ на этот вопрос искали уже первые учёные древности.
- Предположите, какие учёные могли быть первыми в объяснении существующего многообразия?
Первая ступень развития эволюционных идей связана с деятельностью античных философов натуралистов: Гераклитом, Аристотелем.
Каковы же были взгляды первых учёных-натуралистов?
2) Самостоятельная работа (выполняется в малых группах)
Работа с учебником. Отметьте тип мировоззрения античных философов натуралистов, взгляд на происхождение многообразия живых организмов. Обсудите свою работу с соседом по парте и отметьте свои взгляды в таблицу “ Развитие эволюционных идей”
Таблица: История эволюционных идей
Философы, учёные | Труды, работы, вклад в науку | Мировоззрение, взгляд, идеи |
1. Гераклит
2. Аристотель |
Труд “ О природе”
Труд “ Лестница природы” |
Высказывал идеи изменяемости
окружающего мира “Жизнь природы -непрерывный процесс движения.” “Всё непрерывно изменяясь, обновляется.” “В борьбе противоположностей обнаруживается, однако, их тождество.” Пришёл к выводу, что в природе имеются простые и сложные тела. Ввёл понятие лестницы природы. Считал, что виды неизменяемы. |
3) Проверка правильности заполнения таблицы, внесение дополнений.
Авторитет высказываний Аристотеля на многие годы определил взгляды натуралистов на природу.
К его заслугам можно отнести следующее:
1. Он описал более 500 видов животных
2. Попытался объединить их в группы
3. Расположил эти группы в определенном порядке: от просто-устроенных ко все более сложным.
Тем не менее, его попытки систематизировать животный мир допускали многие нелепости. Так дельфинов и китов он отнес к классу рыб.
- Как Вы думаете, почему он допустил эту ошибку?
- Он объединил в одну группу животных, схожих внешне.
- Именно из-за этой ошибки он отнес к классу Гады, в которой он поместил змей, и животных....
- Каких? Как Вы думаете?
- Червей!
- Как не удивительно, но это так.
Аристотель - первый учёный-энциклопедист. То - что он допустил так много ошибок, пытаясь систематизировать животный мир — нельзя поставить это ему в вину — ведь он был первым, кто попытался описать и систематизировать живых организмов.
2. Вторая ступень развития эволюционных идей.
1) Сообщение учителя
Вторая ступень связана с установлением господства христианской церкви в Европе и с распространением точки зрения, основанной на библейских текстах.
Как называется такое направление взглядов в биологии?
- Креационистическое.
- Крупнейшим учёным креационистом был шведский натуралист К. Линней (слайд презентации)
2) самостоятельная работа учащихся с учебником
Отметьте в тексте: что Вам известно, что Вы узнали нового, что Вам непонятно и о чём бы Вам хотелось узнать подробнее.
Отметьте взгляды К Линнея в таблице “История эволюционных идей”
Философы, учёные | Труды, работы, вклад в науку | Мировоззрение, взгляд, идеи |
3. К Линней | “Система природы” 1735г Установил универсальность, реальность видов и выделил их главный признак (свободное скрещивание особей одного вида) Ввел основные единицы систематики: вид, род, отряд, класс Создал систему органического мира, в которой растения были разделены на 24 класса Ввел бинарную ( двойную) номенклатуру Описал около 10 тыс. видов растений и около 4,5 тыс. видов животных Усовершенствовал ботанический язык, установив до 1000 терминов Впервые поместил человека в один ряд с обезьянами на основании морфологического сходства Систематика носила искусственный характер. |
Метафизическое мировоззрение, Креационистический взгляд |
Метафизическое мировоззрение заключается в представлениях о постоянстве, неизменяемости и изначальной целесообразности всей природы. “Изначальная целесообразность”-полное соответствие организма или его органов цели, якобы поставленной творцом при его создании.
Линней создал самую совершенную для того времени систему органического мира. Однако произвольность в выборе признаков для классификации привела Линнея к ряду ошибок. Он осознавал искусственность своей системы и указывал на необходимость разработки естественной системы природы.
3. Третья ступень развития эволюционных идей.
1) Сообщение материала учителем
3 ступень развития эволюционных идей связана с деятельностью учёных-трансформистов Ж.Б Ламарка (слайд презентации)
Именно ему принадлежит заслуга – создание первой эволюционной теории, которую изложил в труде “Философия зоологии” в 1809 г.
Теория Ламарка- ответила на большинство вопросов, стоящих перед эволюционным учением, но ответы на них брались не из научных фактов, а выводились логически из принятых постулатов. Многое в этом учении было верным и прогрессивным для того времени. Но так- имелись противоречия его теории и шаткость аргументов.
Ознакомьтесь с историей написания работы Ж.Б.Ламарка и его взглядами на эволюцию органического мира.
Заполните таблицу и отметьте достоинства и недостатки учения Ж.Б.Ламарка
2) Самостоятельная работа учащихся.
Обсуждение выполненной работы.
Достоинства теории Ламарка | Недостатки теории Ламарка |
1. Утверждение об изменяемости видов
(т.е. о существовании эволюции). 2. Длительность эволюции. 3. Влияние условий среды на эволюцию. 4. Установлен принцип развития: “От простого к сложному”. 5. Не прямолинейность эволюции. |
1. Отрицание реального существования
видов в природе, вследствие их постоянной
изменяемости. 2. Рассматривал в качестве единицы эволюции организм. 3. Неправильное понимание механизма возникновения приспособлений (принцип упражнения). 4. Ошибки в понимании движущих сил эволюции (стремление к совершенствованию организма заложено творцом). 5. Понятие о наследовании приобретенных признаков. |
Теория Ламарка не была принята большинством учёных того времени. Он не смог правильно назвать движущие силы и механизмы эволюции. Но это была первая эволюционная теория в истории биологии.
Отметьте взгляды Ж.Б. Ламарка в таблице “ История эволюционных идей”
Философы, учёные | Труды, работы, вклад в науку | Мировоззрение, взгляд, идеи |
Ж.Б.Ламарк | “Философия зоологии” Первая эволюционная теория, в которой попытался объяснить механизмы возникновения видов |
Метафизическое мировоззрение Эволюционный взгляд на органический мир |
4 ступень развития эволюционных идей связана с трудами Ч. Дарвина, вызвавшими столько споров и обсуждений, возникающих и сегодня . На следующем уроке мы познакомимся с основными положениями теории Ч. Дарвина и развитием эволюционных взглядов до настоящего времени.
Закрепление.
Беседа по новому материалу.
Итог урока.
Сегодня мы с Вами познакомились с основными положениями из учений самых знаменитых представителей додарвинского периода .Историю любой науки необходимо изучать, для того чтобы понять ход ее развития и перспективы будущего.
Использованная литература.
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология Справочник Москва “АСТ-Пресс-Школа” 2005
- Петунин О.В. Уроки биологии Ярославль Академия развития Академия Хлдинг 2003
- П.М Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Г.М. Дымшиц, Медников Б.М., Рувинский А.О. Академический школьный учебник Биология ч.2 10-11 “Просвещение” ОАО “Московские учебники” Москва 2009