Проблемы общественного процесса, его критики

Разделы: История и обществознание


Урок с применением технологии развития критического мышления всегда вызывает огромный интерес у студентов, занятия проходят интересно и, как следствие, материал лучше запоминается студентами. На уроке обществознания по теме: «Проблемы общественного прогресса, его критерии» я применила два приема ТРКМ.

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от студента в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Одним из самых значимых умений на уроке истории и обществознания являются умения логически мыслить и аргументировать ответ. Большую помощь в этом может оказать прием “фишбоун”. Для данного приема используется схема.

С её помощью можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами и т. д. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в “голове” “фишбоуна”, а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в “хвосте”. Таким образом, благодаря “фишбоуну” мы можем получить опорный конспект, научиться выделять события и их причины, делать краткие записи и работать в группе.

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма занятия: урок с элементами технологии развития критического мышления.

Образовательные цели:

Обучающие:

  • на основе изучения нового материала и в ходе повторении уже изученного повторить основные понятия, выяснить видение прогресса в разные эпохи, показать противоречивость прогресса, и его критерии;
  • способствовать развитию умения оценивать критерии, создавать логические схемы.

Развивающие:

  • развивать умение изображать материал в виде схемы, рисунка, читать его;
  • развивать умение высказывать свою точку зрения, вести аргументированный спор, делать выводы;
  • развивать аналитико-синтезирующее мышление студентов.

Воспитательные:

  • привлечь внимание учащихся к проблеме противоречивости прогресса;
  • способствовать повышению уровня культуры общения;
  • умение работать в паре, способствовать улучшению взаимодействия внутри учебного коллектива.

Методические цели:

  • изучение нового материала на основе формирования видения противоречивости общественного прогресса;
  • активизация познавательной деятельности студентов через применение технологии развития критического мышления;
  • мотивация интереса к обучению через формирование собственного отношения студентов к поставленной проблеме.

Оборудование занятия:

Методическое обеспечение: Карточки Синквейна.

ТСО: Презентация в Power Point – «Общественный прогресс».

Литература:

  1. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 2009.
  2. Человек и общество, под ред, Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой, – М., 2007.
  3. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 2003.
  4. Ясперс К. Всемирная история философии: введение. – М., 2005.

План урока – Приложение 3.

Ход урока

I. Повторение.

  1. дайте определение понятию «прогресс»;
  2. подберите синонимы к этому термину;
  3. дайте определение понятию «регресс»;
  4. подберите синонимы к этому термину.

II. Изучение новой темы.

Два подхода к пониманию общественного процесса.

Первый – когда общественный процесс понимают как развитие, прогресс, как переход от низших ступеней социальных систем к высшим, от менее совершенных форм общественного устройства к более развитым формам. Такой подход получил название "линейного" или "поступательного" прогресса.

Второй подход основан на циклическом понимании исторического процесса, на представлении о повторяемости основных процессов общественной жизни. Это есть так называемая теория круговоротов.

(изобразить в тетради схематически два подхода к общественному прогрессу)

Критерии прогресса:

  1. Главный критерий прогресса – человек. Чем более развито общество, тем лучше себя в нём должен чувствовать человек. Недостаток подхода: давно замечено, что если человеку субъективно комфортно, то он начинает деградировать, перестаёт стремиться к собственному совершенствованию.
  2. Главный критерий прогресса – техника, её возможности. Чем более развито общество, тем большими возможностями характеризуются в нём орудия труда, техника. Недостаток подхода: теряется человеческая составляющая, человек и в индустриальном обществ е может чувствовать себя потерянным, винтиком в бездушной машине общества.
  3. Главный критерий прогресса – производительность общественного труда. Чем более развито общество, тем выше в нем производительность общественного труда. Здесь как бы соединяются два предыдущих подхода, гасятся их недостатки. Недостаток подхода: что делать, если производится не нужная обществу продукция (например горы вооружений, зачем они?).

(беседа со студентами)

Однако главное всё же – человек, точнее, возможности его развития. Чем лучше общество развивает человека, тем оно прогрессивней.

Периодизация исторического процесса

В соответствии с различными подходами к пониманию хода и критериев общественного прогресса социологи сегодня группируются вокруг нескольких направлений по вопросам периодизации истории.

1. Теория общественно-экономических формаций, формационный подход.

Эта теория создана К. Марксом во второй половине XIX века. В основе формационного подхода лежит поступательное понимание общественного прогресса, а главным его критерием выступают производительные силы.

В истории развития общества выделяются пять общественно-экономических формаций (первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический как итог развития всего человечества).

2. Конвергентный подход.

В основу периодизации истории кладётся уровень развития техники и технологии. Данный подход исходит из поступательного характера общественного прогресса, основным критерием которого являются техника и наука.

Первые разработки появились в начале ХХ века (Ростоу). Выделяют в основном три ступени общественного развития:

  • доиндустриальная или аграрная (основным производством является сельское хозяйство, определяющая роль в обществе принадлежит сословиям);
  • индустриальная (главная сфера производства – промышленность, ведущий слой в обществе – производитель, бизнесмен);
  • постиндустриальная или информационная (основная сфера производства – сфера услуг, образования и науки, ведущая сила в обществе – учёные, специалисты-профессионалы).

3. Цивилизационный подход

За основу периодизации кладётся человеческое измерение: что даёт общество для развития человека. Выделяют две ступени и соответственно два типа общества: цивилизованное и нецивилизованное. Подразумевается, что цивилизация проявляет себя кроме труда и в сфере потребления, а также в сферах социально-политической.

Эволюция и революция как формы социального развития

Эволюция – постепенное количественное и качественное изменение в социальном развитии. Процесс развития состоит при этом из ряда микроскачков, которые в сумме дают изменение прежнего качества.

Революция противоположна эволюции. Это качественно резкий переход от количественных накоплений к новому качеству.

Противоречивость прогресса:

1. В «голове» рыбы записать проблему, которую будем рассматривать:

Процесс исторического развития противоречив

2. на верхних «костях» записать положительные достижения прогресса:

Прогресс техники, развитие индустрии,
открытия в области ядерной физики,
использование персональных компьютеров,
рост городов (урбанизация)

3. на нижних «костях» записать отрицательные последствия прогресса, в пару верхним:

Экологический кризис,
атомное оружие,
болезни (снижение зрения, психические расстройства, гиподинамия),
социальная изоляция,
нагрузки на человеческий организм (стресс, сердечнососудистые заболевания, болезнь органов дыхания, НС)

4. в «хвосте» рыбы сформулировать вывод:

Чем быстрее и больше прогресс, тем более высокую цену платит человек.

III. Рефлексия.

Карточка Синквейна (Приложение 2)

IV. Домашнее задание.

(Приложение 1)