Цель: обобщить и систематизировать приобретенные знания по теме: “Глагол”.
Оборудование:
- учебник русского языка (“школа 2100”), памятка-алгоритм “Как определить спряжение глаголов в безударных личных окончаниях глагола”, интерактивная доска.
- Открываем тетради, записываем число.
- Чтение учителем отрывка из стихотворения Кондрашова:
У:
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет:
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растет.
У: О какой части речи говорится в этом отрывке?
Д: О глаголе. (Анаграмма на доске)
У: Почему?
Д: Глаголы обозначают действия предметов или их состояния, отвечают на вопросы что делать? что сделать?, в предложении является главным членом предложения – сказуемым. (Слайд с кнопками)
У: Давайте вспомним основные признаки глагола? (Слайд с постоянными и непостоянными признаками)
У: Сейчас мы с вами отправляемся в необыкновенный город Глагольск. Улицы города имеют разные названия: улица Настоящего времени, улица Прошедшего времени, улица Будущего времени, улица 1 и 2 спряжений, улица Неопределенной формы и т.д. На каждой улице есть автобусные остановки для пассажиров. В целях экономии времени каждому из вас дается “проездной билет” - памятка-алгоритм “Как определить спряжение глаголов в безударных личных окончаниях глагола”.
У: Во время путешествия по городу Глагольску мы вспомним, как пишутся безударные личные окончания глаголов.
Теперь в путь! Готовы?
Д: Готовы!
У: Остановка “Повторяй-ка” (Слайд на доске)
Сначала под диктовку учителя записывают слова в тетради, затем все вместе проверяют на доске. (Слайд соспиральками)
ЗАСВЕРКАЕТ (1 СПР.) ГОВОРИТЬ (2 СПР.) ПРИГОТОВЯТ (2 СПР.) СЛУШАЕШЬ (1 СПР.) ВЫРАЖАЕМ (1 СПР.) ДУМАЕШЬ (1 СПР.) ЛЕЧИТ (2 СПР.) КРИЧИШЬ (2 СПР.) ТРЕБУЕШЬ (1 СПР.) МОЛЧИШЬ (2 СПР.)
У: Остановка “Вспоминай-ка” (Слайд на доске)
- Как вы определяете спряжение глаголов?
- Дети читают “проездной билет”.
- Какие окончания у глаголов 1 спряжения? 2 спряжения?
У: Остановка “Думай-ка” (Слайд на доске)
Самостоятельная работа (учебник с.107, упр.3)
У: Остановка “Проверяй-ка” (Слайд на доске)
Дети обмениваются тетрадями, проверяют.
У: На этой остановке случилось непредвиденное. Один из наших пассажиров потерял “проездной билет”, наверное, потому-то в самостоятельной работе и были допущены ошибки. Мы тронемся в путь, если выполним разбор глагола по составу: движутся, заплакала. (Слайд на доске)
Физминутка. Остановка “Отдыхай-ка” (Слайд на доске)
У: Если я называю глаголы-исключения 2 спряжения, вы присаживаетесь, если глаголы – исключения 1 спряжения, поднимаете руки вверх.
СМОТРЕТЬ ГОВОРИТЬ ЗАВИСЕТЬ
КРИЧАТЬ ВИДЕТЬ БРИТЬ
СЛЫШАТЬ МОЛЧАТЬ НЕНАВИДЕТЬ
ХОДИТЬ СТЕЛИТЬ ВЕРТЕТЬ
ДЕРЖАТЬ ДЫШАТЬ ТЕРПЕТЬ
БЕГАТЬ ОБИДЕТЬ ГНАТЬ
У: Остановка “Выполняй-ка” (Слайд на доске)
На доске даны слова: (Слайд со шторкой)
Весенний, солнце, яркий, луч, освещать, лесной, поляна.
У: Прочитайте эти слова. В какой форме они стоят?
Д: в начальной
У: Измените эти слова, составьте предложение по схеме:
Какое? Что? Какими? Чем? Что делает? Какую? Что? (В.п)
У: Какая часть слова изменилась?
Д: Окончание
Обозначьте орфограммы, подчеркните грамматическую основу.
У: Вот и подошло к концу путешествие по городу Глагольску. Много было остановок на нашем пути. Ваши ответы помогли благополучно завершить поездку. Я благодарю всех вас за урок.
Рефлексия
У: Вам необходимо оценить себя.
Солнышко – мне было легко, я хорошо изучил эту тему.
Облачко, закрывающее солнце – местами я испытывал затруднения.
Облачко – мне нужно серьезно поработать.
Памятка-алгоритм “Как определить спряжение глаголов в безударных личных окончаниях глагола”
Ставлю ударение и определяю, какое окончание у глагола – ударное или безударное.
Если ударное – пишу, как слышу.
Если безударное (кроме глаголов-исключений),
- ставлю глагол в неопределенную форму,
- смотрю, какой суффикс перед -ть-,
- если -и- - глагол 2 спряжения, пишу в окончаниях гласную и и-ат (-ят),
- если не -и- - глагол 1 спряжения, пишу е и -ут (-ют).
- проверяю написанное: обозначаю орфограмму.
Личные окончания глаголов
1 спряжение | 2 спряжение | |||
Ед.ч. | Мн.ч. | Ед.ч. | Мн.ч. | |
1-е л. | -у (-ю) | -ем (-ём) | -у (-ю) | -им |
2-е л. | -ешь (-ёшь) | -ете (-ёте) | -ишь | -ите |
3-е л. | -ет (-ёт) | -ут (-ют) | -ит | -ат (-ят) |
Памятка-алгоритм “Как определить спряжение глаголов в безударных личных окончаниях глагола”
- Ставлю ударение и определяю, какое окончание у глагола – ударное или безударное.
- Если ударное – пишу, как слышу.
- Если безударное (кроме глаголов-исключений),
- ставлю глагол в неопределенную форму,
- смотрю, какой суффикс перед -ть-,
- если -и- - глагол 2 спряжения, пишу в окончаниях гласную и и-ат (-ят),
- если не -и- - глагол 1 спряжения, пишу е и -ут (-ют).
- проверяю написанное: обозначаю орфограмму.
Личные окончания глаголов
1 спряжение | 2 спряжение | |||
Ед.ч. | Мн.ч. | Ед.ч. | Мн.ч. | |
1-е л. | -у (-ю) | -ем (-ём) | -у (-ю) | -им |
2-е л. | -ешь (-ёшь) | -ете (-ёте) | -ишь | -ите |
3-е л. | -ет (-ёт) | -ут (-ют) | -ит | -ат (-ят) |