Таблица сложения

Разделы: Начальная школа


Этапы урока:

  1. организационный момент,
  2. актуализация опорных знаний,
  3. постановка проблемы,
  4. составление плана работы,
  5. работа над проектом,
  6. открытие нового знания,
  7. первичное закрепление и повторение пройденного,
  8. рефлексия.

Формы работы, применяемые на уроке: фронтальная, групповая, в парах.

Оборудование: интерактивная доска, разлинованные в клетку листы А4, фломастеры, сигнальные карточки.

Во время урока обучающиеся в диалоге с учителем и одноклассниками формулируют тему урока, выделяют и формулируют проблему урока, извлекают информацию из текста, представляют информацию в виде таблицы, с помощью учителя и одноклассников делают выводы, учатся ориентироваться в новом виде записей-таблице, учатся слушать и понимать других, работать в паре и группе, высказывать своё мнение, выражать свои эмоции. Результат проектной работы: таблица сложения.

Цель:

  • педагогическая: создать проект “Таблица сложения”; учить фронтальной, групповой и парной работе;
  • ученическая: создать проект, складывать и вычитать числа в пределах 9, устанавливать связь между рисунком и выражением.

Формировать универсальные учебные действия:

  • Личностные результаты: самостоятельное выказывание своего мнения, выражение своих эмоций;определение своих поступков в соответствии с определённой ситуацией.
  • Регулятивные результаты: обучение предположениям на основе работы с материалом урока; оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;прогнозирование предстоящей работы (составлять план);осуществление познавательной и личностной рефлексии.
  • Познавательные результаты: развитие  умения извлекать информацию из текстов; представление информации в виде таблицы;на основе анализа делать выводы; ориентирование в новом виде записей – таблице.
  • Коммуникативные результаты: построение простого речевого высказывания, умение в рамках совместной деятельности слушать других;  оформлять свои мысли в устной форме;умение работать в паре, в группе.

Сценарий урока

1. Организационное начало.

  • Я дарю себе добро (Руки прижимают к себе)
  • Я дарю тебе добро (Руки протягивают друг к другу)
  • Я дарю добро всем (С вытянутыми руками поворачиваются по кругу)

2. Актуализация опорных знаний.

1. Счёт:

1) счёт до 20 (прямой и обратный).

2) счёт, начиная с любого числа.

Ориентирование по числовому ряду.

- Какое число стоит между числами 4и6? 8и10?

- Назовите соседей числа 4, 8.

- Какое число стоит слева от 5? 9? 15?

- Какое число стоит справа от 6? 9? 3?

2. Написание цифр 6,9,3.

Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет.

- О какой цифре идёт речь? (9)

- В какую цифру она может превратиться? (6)

- На сколько же 9 больше 6?

- Напишите в тетради чередование 9 3 6.

3. Составление выражения к задаче (запись выражения – самостоятельный разбор решения после записи)

У Пети было 2 карандаша. Маша дала ему столько же. Сколько карандашей стало у Пети?

- Сколько карандашей стало у Пети? (4)

- Каким действием узнали? (Сложением)

- Почему надо складывать? (Ищем целое)

- Расскажите, о чем говорится в задаче и что мы узнавали?

- Какое выражение вы составили? (2+2)

- Назовите в выражении части и целое.

- Как найти целое? Как найти часть?

4. Математический диктант. (Один обучающийся на наборном полотне выставляет ответы)

Запиши в строку числа из следующих предложений:

- Три медведя.

- Семеро одного не ждут.

- К девяти без десяти надо в школу нам идти.

- Пять дней работаем, два отдыхаем.

- У пчелы шесть лапок и четыре крылышка.

Запиши числа, которых не хватает. (1,6,8)

Запиши числа в порядке возрастания.

(1 2 3 4 5 6 7 8 9 10)

- Обведите красным карандашом наибольшее число.

- Обведите синим карандашом наименьшее число.

- Сравните работы друг друга, пара, которая выполнила работу без ошибок, поднимает сигнальную карточку синего цвета.

5. Открытие нового.

– Назовите геометрические фигуры, которые вы видите на карточках, прикрепленные к столам. (Точка, треугольник, квадрат, отрезок, прямоугольник, куб, пирамида) Распределитесь соответственно вашим геометрическим фигурам. (Работа в группах)

- Мы познакомились с вами с числами от0 до 10. Какие действия с ними мы можем выполнять? (Складывать, вычитать, сравнивать)

- Составьте всевозможные равенства на сложения с числами.(1,2,3,4 группы работают с числами 1,2,3,4,5, а 5,6,7 группы с числами 5,6,7,8,9)

-Что вы можете сказать о количестве равенств, которые вы получили?

(Их много).

- Почему так случилось? (Есть равенства с одинаковыми слагаемыми)

6. Проблемный вопрос.

- Как вы думаете, можно ли все составленные вами равенства записать компактно, не занимая много места, но так, чтобы можно было, и складывать, и вычитать? (Ответы детей: да, нет, может быть)

- Ваши ответы – это предположение. Вы предполагаете, что такое количество примеров можно или нельзя записать компактно. На следующих уроках слово предположение мы будем заменять словом гипотеза. Таким образом, мы предполагаем, что равенства с числами от 1 до 9 можно записать другим способом, так, чтобы они занимали мало места, ими было удобно пользоваться, и появилась бы возможность быстро находить результат действия.

7. Составление плана работы.

- Прежде чем приступить к работе, составим план. План – это наши шаги - действия, которые мы будем делать, чтобы достичь цели.

- Какие у вас будут предложения? (Выслушав детей, учитель обобщает ответы детей)

Появляется запись на слайде:

1. Цель работы

2. Поиск решения проблемы в группе

3. Выяснить, куда, чем будем записывать

4. Рассмотреть все предложенные варианты и выбрать самый удобный

5. Оформить работу

6. Использовать полученную модель на уроках математики

7. Работа над проектом.

Дети обсуждают проблему в группах. Каждая группа предлагает свой способ решения этой проблемы: группируют равенства, составляют примеры – цепочки, кто-то может предложить и искомый способ. Если дети затрудняются, учитель даёт подсказку:

напишем в строчку числа от 1 до 10. На следующей строчке напишите число 1 на одну клетку левее, чем на верхней строчке. Увеличьте каждое число на один, результат напишите под числом, которое увеличили.

- Кто догадался, почему я дала эту подсказку?

- Попробуйте самостоятельно доделать начатое. Что получилось?

(Набор возрастающих чисел и по горизонтали, и по вертикали)

+12345678910

12345678910

2345678910

345678910

45678910

5678910

678910

78910

8910

910

8. Открытие нового.

- Нам удалось поместить все ваши примеры в одну таблицу

Учитель показывает на слайде готовую таблицу.

- Кто может объяснить, как работать по этой таблице?

- Как вы будете вычитать?

- Удалось ли нам создать модель таблицы сложения?

- Когда и где можно использовать эту таблицу?

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.

- Вспомните 5-й пункт нашего плана. Что будем делать? (Оформлять модель таблицы. Учитель раздаёт заранее приготовленные модели таблиц без чисел.

- Запишите слагаемые по горизонтали красным цветом, по вертикали – синим цветом, суммы этих чисел зелёным цветом. Самостоятельно заполните таблицы. Посмотрите, справляются ли соседи с работой. Помогите тому, кто испытывает затруднение.

Пальчиковая гимнастика

Чтобы нам добыть огонь,
Трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится
И бумажка загорится.

- Найдите по таблице сумму чисел 2 и 7, разность чисел 8 и 5. Задавайте друг другу примеры, найдите результат по таблице.

9. Первичное закрепление.

- Для чего нужна таблица? Где будем использовать?

- Как звучит 6-ой пункт нашего плана?

-Используя таблицу, выполним задания учебника на 20, № 2.

10. Рефлексия.

Договорите предложения: (начало на слайде)

Сегодня на уроке мы:

  • Создали -.................
  • Гипотеза – это....................
  • Научились- ......................
  • Планирование – это........................

Самооценка в еженедельнике-дневнике

- Оцените свою работу значком в своём дневнике.