Этапы урока:
- организационный момент,
- актуализация опорных знаний,
- постановка проблемы,
- составление плана работы,
- работа над проектом,
- открытие нового знания,
- первичное закрепление и повторение пройденного,
- рефлексия.
Формы работы, применяемые на уроке: фронтальная, групповая, в парах.
Оборудование: интерактивная доска, разлинованные в клетку листы А4, фломастеры, сигнальные карточки.
Во время урока обучающиеся в диалоге с учителем и одноклассниками формулируют тему урока, выделяют и формулируют проблему урока, извлекают информацию из текста, представляют информацию в виде таблицы, с помощью учителя и одноклассников делают выводы, учатся ориентироваться в новом виде записей-таблице, учатся слушать и понимать других, работать в паре и группе, высказывать своё мнение, выражать свои эмоции. Результат проектной работы: таблица сложения.
Цель:
педагогическая: создать проект “Таблица
сложения”; учить фронтальной, групповой и парной
работе;
Формировать универсальные учебные действия:
- Личностные результаты: самостоятельное выказывание своего мнения, выражение своих эмоций;определение своих поступков в соответствии с определённой ситуацией.
- Регулятивные результаты: обучение предположениям на основе работы с материалом урока; оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;прогнозирование предстоящей работы (составлять план);осуществление познавательной и личностной рефлексии.
- Познавательные результаты: развитие умения извлекать информацию из текстов; представление информации в виде таблицы;на основе анализа делать выводы; ориентирование в новом виде записей – таблице.
- Коммуникативные результаты: построение простого речевого высказывания, умение в рамках совместной деятельности слушать других; оформлять свои мысли в устной форме;умение работать в паре, в группе.
Сценарий урока
1. Организационное начало.
- Я дарю себе добро (Руки прижимают к себе)
- Я дарю тебе добро (Руки протягивают друг к другу)
- Я дарю добро всем (С вытянутыми руками поворачиваются по кругу)
2. Актуализация опорных знаний.
1. Счёт:
1) счёт до 20 (прямой и обратный).
2) счёт, начиная с любого числа.
Ориентирование по числовому ряду.
- Какое число стоит между числами 4и6? 8и10?
- Назовите соседей числа 4, 8.
- Какое число стоит слева от 5? 9? 15?
- Какое число стоит справа от 6? 9? 3?
2. Написание цифр 6,9,3.
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет.
- О какой цифре идёт речь? (9)
- В какую цифру она может превратиться? (6)
- На сколько же 9 больше 6?
- Напишите в тетради чередование 9 3 6.
3. Составление выражения к задаче (запись выражения – самостоятельный разбор решения после записи)
У Пети было 2 карандаша. Маша дала ему столько же. Сколько карандашей стало у Пети?
- Сколько карандашей стало у Пети? (4)
- Каким действием узнали? (Сложением)
- Почему надо складывать? (Ищем целое)
- Расскажите, о чем говорится в задаче и что мы узнавали?
- Какое выражение вы составили? (2+2)
- Назовите в выражении части и целое.
- Как найти целое? Как найти часть?
4. Математический диктант. (Один обучающийся на наборном полотне выставляет ответы)
Запиши в строку числа из следующих предложений:
- Три медведя.
- Семеро одного не ждут.
- К девяти без десяти надо в школу нам идти.
- Пять дней работаем, два отдыхаем.
- У пчелы шесть лапок и четыре крылышка.
Запиши числа, которых не хватает. (1,6,8)
Запиши числа в порядке возрастания.
(1 2 3 4 5 6 7 8 9 10)
- Обведите красным карандашом наибольшее число.
- Обведите синим карандашом наименьшее число.
- Сравните работы друг друга, пара, которая выполнила работу без ошибок, поднимает сигнальную карточку синего цвета.
5. Открытие нового.
– Назовите геометрические фигуры, которые вы видите на карточках, прикрепленные к столам. (Точка, треугольник, квадрат, отрезок, прямоугольник, куб, пирамида) Распределитесь соответственно вашим геометрическим фигурам. (Работа в группах)
- Мы познакомились с вами с числами от0 до 10. Какие действия с ними мы можем выполнять? (Складывать, вычитать, сравнивать)
- Составьте всевозможные равенства на сложения с числами.(1,2,3,4 группы работают с числами 1,2,3,4,5, а 5,6,7 группы с числами 5,6,7,8,9)
-Что вы можете сказать о количестве равенств, которые вы получили?
(Их много).
- Почему так случилось? (Есть равенства с одинаковыми слагаемыми)
6. Проблемный вопрос.
- Как вы думаете, можно ли все составленные вами равенства записать компактно, не занимая много места, но так, чтобы можно было, и складывать, и вычитать? (Ответы детей: да, нет, может быть)
- Ваши ответы – это предположение. Вы предполагаете, что такое количество примеров можно или нельзя записать компактно. На следующих уроках слово предположение мы будем заменять словом гипотеза. Таким образом, мы предполагаем, что равенства с числами от 1 до 9 можно записать другим способом, так, чтобы они занимали мало места, ими было удобно пользоваться, и появилась бы возможность быстро находить результат действия.
7. Составление плана работы.
- Прежде чем приступить к работе, составим план. План – это наши шаги - действия, которые мы будем делать, чтобы достичь цели.
- Какие у вас будут предложения? (Выслушав детей, учитель обобщает ответы детей)
Появляется запись на слайде:
1. Цель работы
2. Поиск решения проблемы в группе
3. Выяснить, куда, чем будем записывать
4. Рассмотреть все предложенные варианты и выбрать самый удобный
5. Оформить работу
6. Использовать полученную модель на уроках математики
7. Работа над проектом.
Дети обсуждают проблему в группах. Каждая группа предлагает свой способ решения этой проблемы: группируют равенства, составляют примеры – цепочки, кто-то может предложить и искомый способ. Если дети затрудняются, учитель даёт подсказку:
напишем в строчку числа от 1 до 10. На следующей строчке напишите число 1 на одну клетку левее, чем на верхней строчке. Увеличьте каждое число на один, результат напишите под числом, которое увеличили.
- Кто догадался, почему я дала эту подсказку?
- Попробуйте самостоятельно доделать начатое. Что получилось?
(Набор возрастающих чисел и по горизонтали, и по вертикали)
+12345678910
12345678910
2345678910
345678910
45678910
5678910
678910
78910
8910
910
8. Открытие нового.
- Нам удалось поместить все ваши примеры в одну таблицу
Учитель показывает на слайде готовую таблицу.
- Кто может объяснить, как работать по этой таблице?
- Как вы будете вычитать?
- Удалось ли нам создать модель таблицы сложения?
- Когда и где можно использовать эту таблицу?
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
- Вспомните 5-й пункт нашего плана. Что будем делать? (Оформлять модель таблицы. Учитель раздаёт заранее приготовленные модели таблиц без чисел.
- Запишите слагаемые по горизонтали красным цветом, по вертикали – синим цветом, суммы этих чисел зелёным цветом. Самостоятельно заполните таблицы. Посмотрите, справляются ли соседи с работой. Помогите тому, кто испытывает затруднение.
Пальчиковая гимнастика
Чтобы нам добыть огонь,
Трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится
И бумажка загорится.
- Найдите по таблице сумму чисел 2 и 7, разность чисел 8 и 5. Задавайте друг другу примеры, найдите результат по таблице.
9. Первичное закрепление.
- Для чего нужна таблица? Где будем использовать?
- Как звучит 6-ой пункт нашего плана?
-Используя таблицу, выполним задания учебника на 20, № 2.
10. Рефлексия.
Договорите предложения: (начало на слайде)
Сегодня на уроке мы:
- Создали -.................
- Гипотеза – это....................
- Научились- ......................
- Планирование – это........................
Самооценка в еженедельнике-дневнике
- Оцените свою работу значком в своём дневнике.