урок литературного чтения по теме "Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится…""

Разделы: Начальная школа


Цель урока: ознакомление со стихотворением Ф.Тютчева “Зима недаром злится…”.

Задачи.

Образовательная:

* обучение выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.

Развивающие:

* формирование представлений о способах создания образа, о выразительных средствах языка, умений находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;

* формирования умения выражать свое отношение к прочитанному.

Воспитательные:

* воспитание умения видеть прекрасное вокруг нас.

* формирование любви к лирическим стихотворениям.

Оборудование: учебник “Родная речь”, экран, диапроектор, компьютер. Презентация

Тип урока: урок-исследование.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Речевая разминка.
  3. Сообщение темы урока.
  4. Упражнение для выработки выразительного чтения.
  5. Проверка домашнего задания.
  6. Первичное чтение стихотворения учителем.
  7. Чтение стихотворение учащимися.
  8. Подготовка к выразительному чтению.
  9. Выразительное чтение стихотворения.
  10. Обобщение.
  11. Домашнее задание.
  12. Творческое задание.
  13. Комментирование оценок.

Ход урока

1. Организационный момент.

Чтение - вот лучшее учение.
Кто много читает,
Тот много знает.

2. Речевая разминка.

Чистоговорка.

На – на – на – наконец пришла весна.
Ло – ло – ло – на улице тепло.
Ка – ка – ка – разлилась наша река.
Ель – ель – ель – с крыши капает капель.
Чьи – чьи – чьи – на улице ручьи.
Ождь – ождь – ождь – льет весенний дождь.

3. Сообщение темы урока.

- У нас не просто урок. а урок - исследование. (Исследование - поиск истины, познание неизвестного, поиск неизведанного, как один из видов познавательной деятельности человека.)

- Что значит исследовать? (Подвергнуть изучению, выяснению.)

- Кто хочет быть исследователем?

Объектом нашего исследования будет стихотворение. Мы будем исследовать, анализировать, доказывать, находить выразительные средства языка или литературные приемы, которые помогут увидеть весну и зиму глазами автора.

4. Упражнения для выработки выразительного чтения.

Увидел грача - весну встречай.

Произнесем тихо, чуть громче, громко, повышая и понижая голос, выделяя подчеркнутые слова.

Дыхательные упражнения (цветочный магазин, свеча, звукоподражание).

Работа со скороговоркой.

Шесть мышат в камыше шуршат.

- Произнесем медленно, быстро.

- Какой звук повторяется в ней? Что он показывает? (Шуршание).

Если в стихотворении часто повторяется один и тот же звук, много глухих или звонких согласных, то можно услышать, как воет ветер, кричат птицы, шуршат листья и др. Этот литературный прием называют ЗВУКОПИСЬ.

Это литературное средство мы будем находить сегодня в стихотворении Ф.Тютчева.

5. Проверка домашнего задания.

Дома вы повторяли стихотворение о зиме и иллюстрировали их.

Пушкин" Вот север тучи нагоняя..."Есенин" Поет зима - аукает...".

- Поэты пишут о зиме как о живом или мертвом существе? Доказать. (Идет, повисла, легла; аукает, баюкает).

- Какие рисунки я выбрала? (Где есть лицо.)

- Что сделали поэты в стихотворениях? (Представили зиму в образе живого существа.)

Тютчев "Чародейкою зимою".

Как называет Тютчев зиму?

Прием, с помощью которого представлен образ в виде живого существа, называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ. (Поэт сотворил лицо).

Итак, в стихотворениях поэты применяют различные изобразительные средства, одним из которых является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Роль олицетворений -приблизить природу к чувствам человека, показать единство природы и человека.

6. Первичное чтение стихотворения учителем.

- Поговорим о поэте, очарованном Зимой в одном стихотворении и ее ругающем в другом.

Экран (2 кадра).

Родился 5 декабря 1803 года в Орловской губернии. С 12 лет писал собственные стихи. Федор Иванович 22 года жил за границей в Германии. Тоска по Родине, по русской природе, по простому народу с его обычаями и традициями отражены в стихах поэта.

В природе часто бывает так: перед приходом тепла вдруг заметут метели. Послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно.

- Что вы чувствовали, когда я читала стихотворение?

- О чем рассказал нам автор - о дружбе или о борьбе?

- Какие картины представили?

7. Чтение стихотворения учащимися (3 раза по 30 сек. - медленно, чтобы понять; быстрее, в темпе скороговорки.)

Чтение вслух по четверостишьям.

- Какие два образа, два настроения показал автор?

- На чьей он стороне?

Самостоятельная работа. Чтение - разведка.

1 в. Найдите слова, характеризующие зиму.

2 в. Найдите слова, характеризующие весну (большая часть слов - глаголы).

Проверка. Экран.
злится хохочет
хлопочет гонит
ворчит шумит
ведьма дитя
злая прекрасное
взбесилась горя мало
пустила умылася, румяней стала

- С какой буквы написаны слова зима и весна?

- В образе кого предстают перед нами зима и весна? (Человека. Поэт оживил времена года перенес свойства и признаки живых существ на неодушевленные предметы.)

- Какой прием применил Тютчев? (Олицетворение)

- Как описываются действия зимы и весны? (В контрасте, противопоставляются).

Этот прием называется контраст или противопоставление.

Физминутка (дети делают ритмичные движения под р /н песню"Во саду ли в огороде").

8. Подготовка к выразительному чтению.

- Будем настоящими исследователями. (Карандаш в руки и 3 п - представь, переживи, пойми).

- Что значит читать выразительно? (Делать паузы, ставить логическое ударение, определить темп чтения, тон)

- На сколько частей можно разделить стихотворение? (5 ч.)

- Сколько будет продолжительных пауз? (4)

1 часть.

- Почему Зима злится? (Прошла - логическое ударение.)

- Каким словом заменить слово недаром? (Не зря, не напрасно, есть причины злиться на Весну).

- Как понимаете две последние строчки? (Весна близко, скоро наступит).

Какие слова главные в этой части? (Недаром, прошла, Весна, гонит).

2 часть.

О каких признаках весенней природы можем сказать словами автора? (Все засуетилось, жаворонки...)

Как понимаете "...все засуетилось..."?

Как это "все нудит"? (Создаются условия, что ей придется уйти)

- Что это все? (Солнце, ручьи, с крыш капель, птицы)

- Как читать? (Ускоренно).

- Какие слова главные? (Засуетилось, нудит, жаворонки)

-Какие звонкие звуки повторяются в двух последних строчках? (H, ж, в, н, б)

- Для чего это сделал автор? (Чтобы мы услышали пение птиц)

- Какой прием использовал поэт? (Звукопись)

Чтение 3 части самостоятельно.

- Найти слова, передающие настроение Зимы и Весны (хлопочет, ворчит, хохочет, шумит).

- На какие слова падает логическое ударение?

А как шумит Весна? (Ручьями, шумом ветерка, птичьим криком).

- Синоним к слову пуще? (Сильнее)

Чтение учащимися.

Чтение 4 и 5 части.

- Найдите слова, которые доказывают, что Зима так просто не уйдет?(Взбесилась, пустила убегая).

- Как поэт называет Зиму? Весну?

- Нарисуйте, как взбесилась Зима.

- Прочитайте, передавая отношение автора к Зиме и Весне.

- Как отреагировала Весна на проказы Зимы?

- В стихотворении есть слово, свойственное автору. А как бы вы сказали? (Умылась)

- Как понять слово "наперекор"? (Назло)

Прочитайте часть, изображая голосом, что Весна не унывает.

- Какие слова надо выделять голосом? (Подчеркнутые главные слова)

- Каким тоном читать стихотворение? (Бодро)

- Чтобы читать выразительно, надо представить два образа и суметь передать их характеры, их отношения.

- Какой вы представили Весну? Зиму?

- Какие они по характеру?

- Почему Весна - молодая девушка?(Пробуждается от зимнего сна природа)

- Почему Зима-старушка? (Зима подходит к концу, жить ей недолго)

- Почему поэт в одном стихотворении восхищался Зимой, а в этом - осуждает ее за то, что она не уходит, называет ведьмой?

- В народе говорят: "Всему свое время".Похозяйничала Зима, уступи свое место другому времени года.

По древним славянским верованиям Зима символизировала зло, тьму, холод, беду, а Весна -добро, возрождение, обновление, радость.

9. Выразительное чтение стихотворения.

10. Обобщение.

- Как Тютчеву удалось передать торжество, победу Весны над Зимой? (Путем противопоставления, контраста, олицетворения, умело подобранных слов и выражений)

- Что каждый открыл нового для себя на уроке?

- Что больше запомнилось и почему?

11. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, нарисовать по контуру Зиму и Весну.

12. Творческое задание.

- На что похоже стихотворение? (Игра)

- Это как бы поэтическое описание русской народной игры "Веснянки", т.к. Тютчеву присущи древние славянские верования (Язычество). На старинный русский праздник Масленицу (Проводы Зимы) символ Зимы сжигали. Считалось, что такие игры помогут побороть Зиму.

- Разделимся на две группы: 1 вариант находит слова, относящиеся к Зиме, 2 вариант - рассказывающие о Весне.

- Как читать за Зиму? (Наступательно, с угрозой)

- Как читать за Весну? (По-доброму)

(Вызываются 2 группы детей и читают за Зиму и за Весну, наступая в шеренгах друг на друга.)

- Удалось ли нам своим чтением прогнать злую ведьму?

- Пригласить прекрасное дитя весну?

- К этим стихам можно подобрать музыку. Это мелодия русской народной песни “На Муромской дороге”. Попробуем спеть: девочки поют за Весну, мальчики - за Зиму.

13. Комментирование оценок. Экран” Спасибо за урок!”.