Народные игры Оханского района в программах дополнительного образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Я реализую педагогическую деятельность по двум образовательным программам “Организатор и ведущий массовых мероприятий”, “Фольклорная азбука” и “Школа эстетического развития” для детей пяти лет. Современная педагогика делает ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, используя оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Одним из средств выполнения задач педагогики является игровая технология. Игра не просто интересна и увлекательна для детей, она готовит их к дальнейшей деятельности, развивает индивидуальные способности, воспитывает.

Игровая технология использую в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела программы;

- в качестве занятия или его части.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком четкого обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая форма создается на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Дидактическая цель ставится перед воспитанником в форме игровой задачи.

Например, на втором году обучения по образовательной программе “Фольклорная азбука” особое внимание уделяется речевой интонации. У детей развиваются навыки выразительного интонирования. В центре внимания ставятся элементы драматургии в народных песнях. Приобретаются навыки “разыгрывания” простейших композиций из небылиц, потешек, сказок, песен. Использую игровые моменты, чтобы получить педагогический результат, а именно, развитие коллективных и индивидуальных форм эмоционального выразительного исполнения. Тем самым я побуждаю, стимулирую ребенка к учебной деятельности.

Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Пример, для развития речи использую речевые упражнения, выполненные на карточках для воспитанников школы эстетического развития - карточки – раскраски, играем и говорим из “уст” мини-кукол – героев детских мультфильмов, или книжек-малышек для тех, кто работает по фольклорной программе.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учение во многом зависит от того, какую функцию выполняет игра. Это может быть социокультурное назначение игры. Здесь идет усвоение и накапливание воспитанником богатства культур, духовных ценностей, воспитание и формирование его как личности.

На занятиях по программам дополнительного образования “Фольклорная азбука” для учащихся первого года обучения (7-8 лет), и “Организатор и ведущий массовых мероприятий” для учащихся 10-11 лет широко используем народные игры, в том числе игры, записанные у педагогов- ветеранов. В дальнейшей работе собранный материал используется как сценарный материал в массовых мероприятиях для детей и взрослых жителей города и района. По материалам сборника “Народные игры в программах дополнительного образования МБОУДОД “Центра детского творчества” Оханского муниципального района” была проведена творческая встреча объединений Центра, мастер-класс педагогов-ветеранов для детей Центра, был подготовлен мастер-класс для педагогов дополнительного образования и учителей общеобразовательных школ края для краевой научно-практической конференции “Этническая культура и современная школа”. По результатам обмена опытом работы можно с уверенностью сказать, что игровой материал Оханского района будет пополняться и успешно использоваться в учебной деятельности образовательных учреждений края.

Следующая функция это функция самореализации человека в игре. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможности или даже имеющиеся проблемы человека и моделировать их снятие.

Диагностические функции игры позволяет, во-первых, наблюдать поведение воспитанника в игре на максимуме его проявлений (интеллекта, творчества), а во-вторых, игра сама по себе – это особое поле самовыражения.

Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими. В учении ребенка надо ставить как со взрослыми, так и со сверстниками в отношениях свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии. В процессе игры осваиваются правила поведения и роли социальной группе класса, приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей. Это игротерапевтическая функция игры.

И, наконец, развлекательная функция игры. Развлечение - это влечение к разному, разнообразному. Развлечение в играх – это поиск, полет фантазии. Игра создает комфорт, благоприятную атмосферу, душевную радость. Являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество. Получая удовольствие от самого процесса игры, дети готовы к любой активности, если она приносит радость.

На третьем году обучения по образовательной программе “Азбука фольклора” я ввожу в содержание программы семейные обряды. В таких игровых ситуациях совершенствуются коллективные и индивидуальные формы творческой и исполнительской деятельности. Не случайно психологи считают, что подлинно демократические отношения между родителями и детьми возможны только в игре - традиционном средстве народной педагогики.

Игровые технологии основываются на активизации и интенсификации деятельности учащихся. Обучение в играх одно из важнейших средств развития личности.

Казакова Галина Ивановна
педагог дополнительного
образования.

Шар–баба

Записано со слов Казымовой
Надежды Егоровны,
ветерана педагогического труда.

Вбивают в землю кол (вровень с землей), на кол кладут мяч (шар). У каждого игрока палка (сейчас бы мы эту палку назвали “Бита”). Если игроков “5”, отходят на 5 шагов от мяча, если 10, - на 10 шагов. Если играют ребята - старшеклассники или взрослые, то договариваются и отходят от мяча дальше 10 метров. По очереди бросают палку в мяч. Если мяч не сбит, палку поднимать нельзя, надо ждать, когда кто-нибудь собьет мяч. Пока игрок, сбивший мяч, бегает за ним, игроки подбирают свои палки. Мяч ставят на колышек (если не успел подобрать свою палку, жди следующего раза).

В эту игру играли по вечерам и в праздники всей деревней Казымово Оханского уезда (мои родители и наша семья) и района (взрослые и дети). Тогда я была учителем Казымовской начальной школы.

Возьми лапоть

Записано со слов Поповой (Кивелевой) Маргариты Александровны
1934 года рождения.
Педагогический стаж 41 год.

Игра проходит на улице. Вбивается в землю кол (см.30). На него привязывают игроки веревку длиной от 3 до 5 метров. Около колышка складывали свои лапти. Водящий берет за 2-й конец веревки и бегает вокруг колышка. Его задача: не подпустить к колышку игроков, чтобы они не взяли свой лапоть. Задача игроков: взять свой лапоть. Если игроки все же успели взять свой лапоть, и водящий не стегнул их концом веревки, игрок забирает свой лапоть. Если водящий стегнул игрока веревкой, когда он брал у колышка лапоть, лапоть должен оставаться у колышка, забрать его нельзя..

Когда все лапти разобрали, у колышка не осталось ни одного лаптя, водящий проиграл . Он убегает, игроки бросают с позором в него свои лапти.

Выбирают нового водящего. Игра начинается сначала.

Штадры

(Игра с мячом)

Записано со слов Гилевой Ольги Николаевны.
с. Пономари.
Педагог дополнительного образования,
руководитель объединения
“Юный краевед”

Игра проводится на улице или в большом зале. Количество игроков не ограничено. Ведущий подбрасывает вверх мяч и кричит “Штандры” и выкрикивает имя (например, - ОЛЯ). Игроки разбегаются по площадке, а Оля должна поймать мяч, теперь Оля выходит на середину, подбрасывает мяч, кричит “Штандры”, все разбегаются, она кричит любое другое имя, например: “Галя!”. Галя ловит мяч, а если не успела поймать мяч – “проворонила”, игроки собираются и сообща придумывают слово (обычно это имя существительное, например “Заяц”, и Галя получает первую букву “З”. (Ребята часто называют слова: Кабан, Волк, Лиса.). Игра продолжается. Галя снова кидает мяч, кричит “Штандры”, имя, например, “Коля”, если Коля “проворонил” и не поймал мяч, ему “присваивают” 2-ю букву слова “ Заяц”, это будет буква “А”, и т.д., пока Галя не наберет все слово “Заяц”, она ИМ и будет называться. Набрала все буквы, слово снимается, игра начинается сначала.

12 палочек

Записано со слов Смышляевой
Валентины Васильевны,
1935 г.р., уроженка г. Оханска.

Игра проводится на улице. Количество игроков неограниченно. Поперек бревна кладут доску. На один конец доски - палочки 12 штук. Водящий с силой ударяет ногой о другой конец доски, палочки разлетаются в разные стороны. Пока водящий собирает палочки, игроки прячутся. Водящий, собрав палочки, кладет их на конец доски, идет искать спрятавшихся игроков.

Задача игроков: 1. Быть не найденными; 2. Незаметно для водящего подбежать к доске и, ударив с силой о конец доски, где нет палочек, разбросать их..

Палочки разлетаются от удара игрока. Водящему снова приходится собирать их. Собрав, снова идет искать игроков. Если водящий увидел игрока у доски, игрок считается “найденным”. Водящий становится победителем, если “сохранил” палочки на доске и нашел всех спрятавшихся участников игры.

Оханские побасенки

Записано со слов Куделич
Лидии Григорьевны,
1930 г. р.

Поучение для колядовщиков – 2 участника.

- Чей нос?

- Славин! (Славин - это не имя).

- Что наславил?

- Копеечку!

- Что купил?

- Конфеточку!

- С кем съел?

- Один.

- Не ешь один! Не ешь один!

Затем колядовщику ставили “леща”, чтобы делился. “Лещ” - легкий удар по затылку 4 пальцами.

Пожелания

1. Месяц, месяц молодой, у тебя рог золотой! В море ты купался и не испугался!

2. Адам и Ева, Вы первые жители на земле! У вас что-то болело? - Нет! - Так пусть и у Вас, рабов божьих, ничего не болит. Здоровья на долгие лета! Аминь!

Заинька

Записано со слов Ширинкиной
Анны Андреевны,
1947 года рождения.
“Отличник народного просвещения”,
педагогический стаж 46 лет.

(Играющие заводят хоровод, образуя круг, поют):

Заинька, выйди в сад,
Серенький, выйди в сад.
Вот так, вот так выйди в сад,
Вот так, вот так выйди в сад.

(В хоровод заходит Заинька - игрок, исполняющий роль Зайца, заходит в центр хоровода и если участники хоровода идут вправо, Заинька внутри хоровода идет влево).

Заинька, погуляй,
Серенький, погуляй.
Вот так, этак погуляй,
Вот так, этак погуляй.

(Заинька выбирает себе партнера - второго зайца, хороводят вдвоем в центре круга, имитируя вместе со всеми сбор цветов)

Заинька, сорви цвет,
Серенький, сорви цвет.
Вот так, этак сорви цвет,
Вот так, этак сорви цвет,

Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, этак попляши
Вот так, этак попляши

Заинька, ножкой так,
Серенький, ножкой так,
Вот так, этак попляши
Вот так, этак попляши

(Дети пляшут)

Заинька, рассердись,
Серенький, рассердись,
Вот так этак рассердись,
Вот так этак рассердись,

Заинька, помирись
Серенький, помирись
Вот так этак помирись
Вот так этак помирись

Заинька, разойдись
Серенький, разойдись
Вот так, этак разойдись
Вот так, этак разойдись

Кому на ком?

Соколова Анна Васильевна
1940 года рождения
Педагогический стаж 52 года
Почетный гражданин
Оханского городского поселения

Играющие лепят из снега большой ком. Ребята встают во круг кома, взявшись за руки. Хором кричат: “Раз, два, три! Тяни!” Каждый из игроков тянет соседа справа и слева на ком, а сам упирается. Тот, кто упадет на ком или хотя бы вступит на него ногой, проигравшие, кто удержится – победители (летом снежный ком можно заменить на кучу сена или травы).

Игры детей Центра

Следующие игры придумывали и использовали на массовых мероприятиях выпускники объединения “Русский фольклор” 2012 года.

Игра “Загадочный предмет”

Проводится на занятиях по ИЗО, как проверочная работа по освоению учебного материала в музее на занятиях детских объединений.

Ведущий держит в руках рисунок, сложенный гармошкой, на каждом сгибе гармошки буква, при полном развороте гармошки получается слово (в нашем случае это слово “ПРЯЛКА”). Ведущая говорит воспитанникам, что сюрприз таится в каждом из этих букв. Открывает первую букву

“П” Вопрос: Назовите протяжную, заунывную песню. (Ответ: Проголосная).

“Р” - Вопрос: деревянный брусок с поперечными желобками для (глажения) белья. (Ответ: Рубель)

Я” - яровой хлеб (Ответ: Ярица),

Л” - ладом (Ответ: Хорошо, как следует)

“К” - утолщенная нижняя часть прялки, прилегающая к корню часть дерева, волоса, рога, (Ответ: Комель)

“А” - старинная одежда - кафтан прямого покроя, сшитый из верблюжьей шерсти. Шили в Казанской и Оренбургской губерниях татары) (Ответ: Армяк)

Развернув лист, получаем слово “ПРЯЛКА” и рисунок с прялкой, украшенный росписью. (Воспитанники рассказывают об этом виде росписи)

Вейся, капустка!

Играющие встают в хоровод, поют славицу капустке, инсценируя текст движениями.

Пр. Вейся, вейся, капустка
Вейся, капустка, завивайся,
Соком ядреным наливайся.

Мы весной капустку сажали,
Дождевой водою поливали

Пр. Вейся, вейся, капустка
Вейся, капустка, завивайся,
Соком ядреным наливайся.

Летом мы капустку пололи,
Заговор капустке говорили

Пр. Вейся, вейся, капустка
Вейся, капустка, завивайся,
Соком ядреным наливайся.

Осенью капустку убирали.
(речитатив) Всем здоровья, силы пожелали!