Занятие для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная фея Кисточка"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: обучение приемам преодоления негативных эмоциональных состояний с помощью изобразительной деятельности.

Задачи:

  • создание комфортных условий, способствующих сохранению психологического здоровья детей.
  • выявление преобладающих страхов;
  • определение степени выраженности страхов.
  • ориентация ребенка на собственные возможности в преодолении страхов путем рисования;
  • обучение детей приемам перевода страшных образов в разряд смешных, беззащитных, беспомощных...
  • снятие напряжения, повышение уверенности в себе и своих силах;
  • развитие творческих способностей.

Материалы и оборудование:

  • Ноутбук:
    • видеообращение к детям “Волшебной феи Кисточки;
    • видеообращение злой Кляксы;
    • слайды с изображением детей, переживающих различные эмоциональные состояния.
  • Магнитофон, диск с аудиозаписью звуков природы:
  • Пение птиц, журчание ручья, звуки леса;
  • Звуки грозы, раскаты грома.
  • Альбомные листы для рисования (по количеству детей), краски, кисточки, стаканчики с водой, наборы цветных карандашей, восковые мелки.

Ход организованной образовательной деятельности

Дети стоят в кругу.

Психолог: “Здравствуйте! Я очень рада вас сегодня видеть, давайте вспомним, с какой игры мы начинаем наши встречи”.

Выполнение ритуала начала занятия “Поделись улыбкою своей и скажи комплимент соседу по кругу”.

Игра “Кисточка и краска”.

Первый ребенок – кисточка, остальные дети - краска, держась друг другу за пояс, двигаются за кисточкой, “оставляя” след от краски.

Дети садятся на стульчики перед экраном ноутбука.

На экране появляется Фея - Кисточка:

“Вы обо мне, а вот и я.
Спешила к вам сюда, друзья!
Вам экран сейчас включу,
Ответ услышать я хочу!”

На экране поочередно появляются слайды с изображением детей – радостных, грустных, спокойных, злых, испуганных.

Психолог просит определить, какое настроение у изображенных людей. Дети называют и объясняют, почему они так думают. Если дети затрудняются с ответом, задаются уточняющие вопросы о мимике, жестах, позе.

После этого на экране появляется слайд с большой черной Кляксой со злым выражением лица (нахмуренные брови, открытый рот с большими, острыми зубами). Ее появление сопровождается аудиозаписью со звуками сильного дождя и раскатов грома.

Клякса обращается к детям: “Это кто здесь говорил о хорошем и радостном настроении, мне нравится, когда говорят о грусти, злости и страхе, а также рисуют страшные картинки.

Вижу, у вас есть альбомы, краски, карандаши, вот сейчас садитесь за столы и начинайте рисовать то, что считаете самым страшным, чего боитесь больше всего на свете!”

Психолог объясняет детям, что все: и взрослые, и дети – чего-нибудь боятся. Одни – чего-то одного и совсем чуть-чуть, а другие боятся всего и очень сильно, и спрашивает детей кого или чего они боятся. После этого предлагает нарисовать свой страх.

Дети садятся за столы.

Рисование красками, карандашами, восковыми мелками (по выбору детей).

Когда дети закончат рисовать, включается аудиозапись звуков журчащего ручья и пения птиц. В это время на экране ноутбука появляется слайд с изображением феи Кисточки: “Ой, как напугала вас клякса! Какие страшные рисунки у вас получились, хотите я помогу вам избавиться от этих ужасов?” (Да).

Фея Кисточка: “Для этого каждый из вас должен изменить свой рисунок так, чтобы он получился смешным, А страшное изображение стало бы беспомощным или беззащитным. Подумайте, что можно подрисовать, чтобы было совсем не страшно”.

Помочь детям придумать несколько вариантов изменения страшной картинки:

  • посадить в клетку с замком;
  • раскрасить одежду в яркие цвета;
  • закрасить изображение;
  • нарисовать персонаж – спаситель или предмет, обладающий волшебной силой...

Фея кисточка предлагает детям прежде, чем начать преобразовывать свои рисунки, выполнить упражнение “Волшебная рука” (самомассаж кистей рук).

Дети преобразовывают свои работы под аудиозапись звуков природы.

Когда дети закончат рисовать, звуки леса стихают, фея Кисточка прощается с детьми и напоминает, что теперь каждый ребенок сможет страшный рисунок превратить в нестрашный или даже добрый и веселый.

Дети рассматривают работы. Психолог просит рассказать, кто какую “страшилку” нарисовал, как от нее избавился.

Окончание занятия

Упражнение – ритуал:

“Посмотри в глаза друзьям,
Как приятно было нам!
Нам понравилось играть,
Мы придем сюда опять!”