Цели:
1. Коррекционно образовательные:
- обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы;
- подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных ,согласуя их в роде, числе и падеже;
- упражнять в составлении предложений по картинно-графическому плану;
- активизировать словарь по данной теме.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать графомоторную функцию;
- зрительное и тактильное восприятие;
- логическое мышление;
- зрительное внимание;
- слуховую память.
3. Воспитательные:
- формировать доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Приемы:
- сюрпризный момент;
- художественное слово;
- игровые упражнения;
- вопросы-ответы;
- элементы самомассажа;
- картинки-символы.
Оборудование:
- разрезные картинки к иллюстрации "Зима";
- демонстрационный материал – таблицы на развитие зрительного внимания, логического мышления;
- кукла "Снеговик", елка;
- снег в ведерке, снежные комочки;
- бумажные снежинки;
- музыкальное оформление;
- тарелочки с манной крупой.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Какое время года на картине?
Дети: Зима!
Логопед: Правильно. Соберите такую же из разрезных картинок.
(Дети садятся.)
2. Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о зиме, о зимних изменениях в природе. Вы любите зиму?
Дети: Да!
Логопед: Скажите, когда наступает зима: после весны, после лета, перед летом?
Дети: Нет. Зима наступает после осени, перед весной.
Логопед: А сейчас закройте глаза и представьте себе зиму с белым пушистым снегом, летящими снежинками, морозными узорами на стеклах, метелью, вьюгой .
(Дети фантазируют под музыку, имитирующая вой вьюги, шум метели.)
Логопед: Какую зиму вы представили?
Дети: Снежную, холодную, суровую, морозную, ветреную, лютую, студеную ...
Логопед: Про что говорят зимой: ударили ..., замерзли ..., метут ..., хрустит ..., висят...?
(Ответы детей.)
Логопед: Про что можно сказать: морозный ... (день, вечер), снежная ... (погода, зима, горка), холодное ... (утро, солнце, небо), ледяные ... горки, реки, озера).
3. Массаж мимической мускулатуры.
Логопед: Ой, ребята, какую холодную зиму вы описали? Давайте погреемся.
"Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем
Растираем лобик тоже
Теплым стать ему поможем
Щечки надуваются
губки улыбаются
Подбородок разотрем
Дружно губки пожуем".
(Выполняются соответствующие тексту движения.)
4. Составление рассказа о зиме.
Логопед: Согрелись? Тогда поговорим об изменениях в природе зимой. Но вспоминать и рассказывать мы будем с помощью картинок-символов, которые я буду вам показывать.
а) Солнце светит, но не греет.
б) Зимнее небо может быть и ясным, и пасмурным, со снежными облаками.
в) Ветер зимой холодный, сильный, ледяной.
г) Деревья зимой стоят голые, их ветки покрыты снегом.
5. Физкультурная минутка.
Логопед: Ребята какие зимние забавы и развлечения вы знаете?
(Ответы детей.)
Давайте попробуем изобразить их движениями. (Можно играть в снежки; лепить снеговика; кататься на санках, коньках, лыжах.)
6. Развитие логического мышления.
Логопед: Ой, ребята посмотрите, что здесь появилось? Рассмотрите внимательно, подумайте, чего не хватает в пустой клетке.
Дети: Снеговика!
Логопед: Правильно. Вы хотите ,чтобы Снеговик появился?
Дети: Хотим!
Логопед: 1, 2, 3 – Снеговик скорей приди!
Снеговик: Здравствуйте ребята, ад вас видеть (показывает ведерко со снегом). Меня слепили из этого снега, потрогайте и скажите, какой он?
Дети: Холодный, белый, липкий.
Логопед: Смотрите, ребята тут снежные комочки, давайте с ними поиграем?
Игра "Снежок".
1, 2, 3, 4 – Мы с тобой снежок слепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий
1 – подбросим, 2 – поймаем, 3 – уроним.
И ... сломаем (топают ногами).
Логопед: Ой, ребята, что-то холодно стало, давайте погреем руки:
"Руки в кулачки сожмем
и немножко подождем
на ладошки мы подуем
все снежинки мы с них сдуем.
каждый пальчик мы возьмем
Сильно на него нажмем."
(Дети выполняют соответствующие движения.)
8. Подбор однокоренных слов.
Снеговик: Ребята, а вы знаете от какого слова произошло название "Снеговик".
Дети: "Снег".
Снеговик: От этого слова произошло и много других слов. Я вам буду читать стихотворение, а вы добавлять слова, связанные со словом "Снег".
Логопед: Каждым "снежным"словом мы будем укрывать елочку, чтобы она не замерзла.
Снеговик:
Тихо, тихо, как во сне падает на землю ... (снег).
С неба все скользят пушинки, серебристые ... (снежинки).
На поселки, на лужок выпал беленький ... (снежок).
Вот веселье для ребят, все сильнее ... (снегопад).
Словно в белый пуховик нарядился ... (снеговик).
Рядом снежная фигурка, это девочка ... (снегурка).
На снегу-то посмотри, с красной грудкой ... (снегири).
Логопед: Вот мы и укрыли елочку снегом. Давайте вспомним, какими снежными словами мы ее укрывали.
Дети: Снег, снежинки, снежок, снегопад, снеговик, Снегурочка, снегири.
Снеговик: Ребята я подружился с вами, мне было интересно у вас. Понял, что зима веселое, интересное, радостное время года. А мне пора уходить. До свидания!
9. Творческое задание.
Логопед: А сейчас нам предстоит увлекательная работа: Мы будем рисовать снежинки на"снегу" (в тарелочках с манкой).
(Дети рисуют.)
10. Итог.
Логопед: О каком времени года мы говорили?
- Что для вас сегодня было интересным?
- Как называется явление, когда падает снег?