Конспект занятия "Зимушка-зима"

Разделы: Логопедия


Цели:

1. Коррекционно образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы;
  • подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных ,согласуя их в роде, числе и падеже;
  • упражнять в составлении предложений по картинно-графическому плану;
  • активизировать словарь по данной теме.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развивать графомоторную функцию;
  • зрительное и тактильное восприятие;
  • логическое мышление;
  • зрительное внимание;
  • слуховую память.

3. Воспитательные:

  • формировать доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Приемы:

  • сюрпризный момент;
  • художественное слово;
  • игровые упражнения;
  • вопросы-ответы;
  • элементы самомассажа;
  • картинки-символы.

Оборудование:

  • разрезные картинки к иллюстрации "Зима";
  • демонстрационный материал – таблицы на развитие зрительного внимания, логического мышления;
  • кукла "Снеговик", елка;
  • снег в ведерке, снежные комочки;
  • бумажные снежинки;
  • музыкальное оформление;
  • тарелочки с манной крупой.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Какое время года на картине?

Дети: Зима!

Логопед: Правильно. Соберите такую же из разрезных картинок.

(Дети садятся.)

2. Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о зиме, о зимних изменениях в природе. Вы любите зиму?

Дети: Да!

Логопед: Скажите, когда наступает зима: после весны, после лета, перед летом?

Дети: Нет. Зима наступает после осени, перед весной.

Логопед: А сейчас закройте глаза и представьте себе зиму с белым пушистым снегом, летящими снежинками, морозными узорами на стеклах, метелью, вьюгой .

(Дети фантазируют под музыку, имитирующая вой вьюги, шум метели.)

Логопед: Какую зиму вы представили?

Дети: Снежную, холодную, суровую, морозную, ветреную, лютую, студеную ...

Логопед: Про что говорят зимой: ударили ..., замерзли ..., метут ..., хрустит ..., висят...?

(Ответы детей.)

Логопед: Про что можно сказать: морозный ... (день, вечер), снежная ... (погода, зима, горка), холодное ... (утро, солнце, небо), ледяные ... горки, реки, озера).

3. Массаж мимической мускулатуры.

Логопед: Ой, ребята, какую холодную зиму вы описали? Давайте погреемся.

"Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем
Растираем лобик тоже
Теплым стать ему поможем
Щечки надуваются
губки улыбаются
Подбородок разотрем
Дружно губки пожуем".

(Выполняются соответствующие тексту движения.)

4. Составление рассказа о зиме.

Логопед: Согрелись? Тогда поговорим об изменениях в природе зимой. Но вспоминать и рассказывать мы будем с помощью картинок-символов, которые я буду вам показывать.

а) Солнце светит, но не греет.

б) Зимнее небо может быть и ясным, и пасмурным, со снежными облаками.

в) Ветер зимой холодный, сильный, ледяной.

г) Деревья зимой стоят голые, их ветки покрыты снегом.

5. Физкультурная минутка.

Логопед: Ребята какие зимние забавы и развлечения вы знаете?

(Ответы детей.)

Давайте попробуем изобразить их движениями. (Можно играть в снежки; лепить снеговика; кататься на санках, коньках, лыжах.)

6. Развитие логического мышления.

Логопед: Ой, ребята посмотрите, что здесь появилось? Рассмотрите внимательно, подумайте, чего не хватает в пустой клетке.

Дети: Снеговика!

Логопед: Правильно. Вы хотите ,чтобы Снеговик появился?

Дети: Хотим!

Логопед: 1, 2, 3 – Снеговик скорей приди!

Снеговик: Здравствуйте ребята, ад вас видеть (показывает ведерко со снегом). Меня слепили из этого снега, потрогайте и скажите, какой он?

Дети: Холодный, белый, липкий.

Логопед: Смотрите, ребята тут снежные комочки, давайте с ними поиграем?

Игра "Снежок".

1, 2, 3, 4 – Мы с тобой снежок слепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий
1 – подбросим, 2 – поймаем, 3 – уроним.
И ... сломаем (топают ногами).

Логопед: Ой, ребята, что-то холодно стало, давайте погреем руки:

"Руки в кулачки сожмем
и немножко подождем
на ладошки мы подуем
все снежинки мы с них сдуем.
каждый пальчик мы возьмем
Сильно на него нажмем."

(Дети выполняют соответствующие движения.)

8. Подбор однокоренных слов.

Снеговик: Ребята, а вы знаете от какого слова произошло название "Снеговик".

Дети: "Снег".

Снеговик: От этого слова произошло и много других слов. Я вам буду читать стихотворение, а вы добавлять слова, связанные со словом "Снег".

Логопед: Каждым "снежным"словом мы будем укрывать елочку, чтобы она не замерзла.

Снеговик:

Тихо, тихо, как во сне падает на землю ... (снег).
С неба все скользят пушинки, серебристые ... (снежинки).
На поселки, на лужок выпал беленький ... (снежок).
Вот веселье для ребят, все сильнее ... (снегопад).
Словно в белый пуховик нарядился ... (снеговик).
Рядом снежная фигурка, это девочка ... (снегурка).
На снегу-то посмотри, с красной грудкой ... (снегири).

Логопед: Вот мы и укрыли елочку снегом. Давайте вспомним, какими снежными словами мы ее укрывали.

Дети: Снег, снежинки, снежок, снегопад, снеговик, Снегурочка, снегири.

Снеговик: Ребята я подружился с вами, мне было интересно у вас. Понял, что зима веселое, интересное, радостное время года. А мне пора уходить. До свидания!

9. Творческое задание.

Логопед: А сейчас нам предстоит увлекательная работа: Мы будем рисовать снежинки на"снегу" (в тарелочках с манкой).

(Дети рисуют.)

10. Итог.

Логопед: О каком времени года мы говорили?

- Что для вас сегодня было интересным?

- Как называется явление, когда падает снег?