Цели урока: сформировать представление о числе е; доказать дифференцируемость функции в любой точке х;рассмотреть доказательство теоремы о дифференцируемости функции ; проверка сформированности умений и навыков при решении примеров на их применение.
Задачи урока.
Образовательная: повторить определение производной, правила дифференцирования, производную элементарных функций, вспомнить график и свойства показательной функции, сформировать умение нахождения производной показательной функции, осуществить контроль знаний с помощью проверочного задания и теста.
Развивающая: способствовать развитию внимания, развитию логического мышления, математической интуиции, умению анализировать, применять знания в нестандартных ситуациях.
Воспитательная: воспитывать информационную культуру, выработать навыки работы в группе и индивидуально.
Методы обучения: словестный, наглядный, деятельный.
Формы обучения: коллективная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: учебник “Алгебра и начала анализа” (под редакцией Колмогорова), все задания группы В “Закрытый сегмент” под редакцией А.Л. Семенова, И.В .Ященко, мультимедийный проектор.
Этапы урока:
- Сообщение темы, цели, задач урока (2мин.).
- Подготовка к изучению нового материала через повторение раннее изученного (15 мин.).
- Ознакомление с новым материалом (10 мин.)
- Первичное осмысление и закрепление новых знаний (15 мин.).
- Задание на дом (1 мин.).
- Подведение итогов (2 мин.).
Ход урока
1. Организационный момент.
Объявляется тема урока: “Производная показательной функции. Число е.”, цели, задачи. Слайд 1. Презентация
2. Активизация опорных знаний.
Для этого на I этапе урока ответим на вопросы и решим задачи на повторение. Слайд 2.
У доски два ученика работают по карточкам, выполняя задания типа В8 ЕГЭ.
Задание для первого ученика:
Задание для второго ученика:
Остальные учащиеся выполняют самостоятельную работу по вариантам:
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1. | 1. | ||
2. | 2. | ||
3. | 3. | ||
4. | 4. | ||
5. | 5. |
Пары обмениваются решениями и проверяют работы друг у друга, сверяясь сответами по слайду 3.
Рассматриваются решения и ответы учащихся, работающих у доски.
Проверка домашнего задания №1904. Демонстрируется слайд 4.
Следующее задание – прочитать и назвать график функции, изображённый на рисунке 1. Слайд 5. Ученики узнают на рисунке график показательной функции при a > 1.
3. Актуализация темы урока, создание проблемной ситуации.
Учитель просит дать определение показательной функции и перечислить свойства функции у = 2х. Графики показательных функций изображаются в виде гладких линий, к которым в каждой точке можно провести касательную. Но существование касательной к графику функции в точке с абсциссой х0 равносильно её дифференцируемости в х0.
Для графиков функции у = 2x и у = 3x проведем к ним касательные в точке с абсциссой 0. Углы наклона этих касательных к оси абсцисс приблизительно равны 35° и 48° соответственно. Слайд 5.
Вывод: если основание показательной функцииа увеличивается от 2 до, например, 10, то угол между касательной к графику функции в точки х=0 и осью абсцисс постепенно увеличивается от 35° до 66,5°. Логично предположить, что существует основание а, для которого соответствующий угол равен 45
Доказано, что существует такое число большее 2 и меньшее 3.. Его принято обозначать буквой е. В математике установлено, что число е – иррациональное, т.е. представляет собой бесконечную десятичную непериодическую дробь.
е = 2,7182818284590…
Замечание (не очень серьезное). Слайд 6.
На следующем слайде 7 появляется портреты великих математиков – Джона Непера, Леонарда Эйлера и краткая справка о них.
- Рассмотреть свойства функции у=ex
- Доказательство теоремы 1. Слайд 8.
- Доказательство теоремы 2. Слайд 9.
4. Динамическая пауза или разрядка для глаз.
(Исходное положение - сидя, каждое упражнение повторяется 3-4 раза):
1. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох.
2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, не открывая век.
3. Руки вдоль туловища, круговые движения плечами назад и вперёд.
5. Закрепление изученного материала.
5.1 Решение упражнений №538, №540, №544в.
5.2 Самостоятельное применение знаний, умений и навыков. Проверочная работа в форме теста. Время выполнения задания – 5 мин.
Вариант 1, 2 (Приложение)
Критерии оценки:
“5” – 3 балла
“4” – 2 балла
“3” - 1 балл
6. Подведение итогов и результатов работы на уроке.
- Рефлексия.
- Выставление оценок.
- Сдача тестовых заданий.
7. Задание на дом: п. 41 (1, 2); № 539 (а, б, г); 540 (в, г), 544 (а, б).
“Закрытый сегмент” №1950, 2142.