Формирование мыслительных способностей младших школьников при выполнении обучающих диктантов

Разделы: Начальная школа


Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию. С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

С.И. Ожегов в своем толковом словаре русского языка определяет слово " интеллект ", как мыслительная способность, умственное начало у человека. В словаре иностранных слов под редакцией И.В. Лехина и проф. Ф.И. Петрова - интеллект (лат. Intellects) означает ум, рассудок, разум, мыслительная способность человека. В общем, все словари сходятся в одном: интеллект это мыслительная способность человека. Эта та самая способность, которая не только отличает человека от животных, но и различает людей по интеллектуальному признаку.

Мыслительная способность (интеллект) и мыслительный процесс (мышление) - это разные понятия. Интеллект - это способность человека мыслить, а мышление - это реализация этой способности.

Для реализации мыслительных способностей мыслительному процессу, прежде всего, нужны знания во всех областях окружающего человека мира.

Как известно, с целью активизации внимания, мыслительных способностей учащихся на занятиях применяются развивающие задания и упражнения.

Развитие мыслительных способностей учащихся происходит и на основе разного вида обучающих диктантов.

Диктант при изучении орфографии более эффективен, чем списывание, так как он учит соотносить звуки и буквы. Восприятие слова на слух предполагает анализ речи, запись его – синтез, а аналитико-синтетические упражнения – эффективное средство обучения мыслить. Применение правил требует повышенного внимания, а это влияет на скорость и точность образования навыков. Как известно, различают такие виды диктантов: предупредительный, объяснительный, комментированный, выборочный, творческий, графический, распределительный. Место каждого диктанта при изучении микротемы должно определяться психологическими особенностями усвоения материала и той умственной работой, которую производят учащиеся. Первым из них должен быть предупредительный диктант, который предполагает устное объяснение орфограмм до его записи. Учащиеся ещё не утомлены, не потеряли интереса к изучаемому материалу, объяснение товарища слушают внимательно, стараются не допустить ошибок. Детям следует объяснить, что каждый из них должен думать над обоснованием и в то же время слушать рассуждение товарища, чтобы проверить своё решение и предупредить ошибку – свою или отвечающего.

Следующий этап – объяснительный диктант. Он предполагает объяснение после записи. Самостоятельность учащихся усиливается, а действия будут те же: они проверяют орфограмму, затем записывают продиктованное, потом контролируют правильность своего рассуждения, слушая объяснение товарища.

Усложняет работу выборочно-распределительный диктант: школьнику приходится одновременно выбирать из диктуемого текста изучаемое явление и сопоставлять с исходным. Мыслительная работа усложняется, орфограмма включается в новые связи, закрепляется автоматизация действий.

Творческий и свободный диктанты учат творческой переработке материала и логически оправданным формам отступления от подлинника: реконструкции, замене отрывка текста равнозначным по смыслу, перемещению частей, объединению и разъединению материала. Творческие диктанты создают проблемную ситуацию, требуют осмысления формы в единстве с содержанием.

Различают несколько видов творческого диктанта. Некоторые из них:

1) Творческий диктант со вставкой слов (распространение текста).

2) Творческий диктант с изменением слов, т.е. изменением грамматической формы некоторых слов диктуемого текста согласно указаниям учителя. Трудность этого диктанта заключается в том, что орфографические формы заменяются более трудными. Кроме того, дети не имеют перед собой исходного текста.

3) Учитель записывает текст, подчеркивает в нем определенные слова. Учащиеся устно рассказывают о правописании этих слов. Затем этот текст стирается. Задача учащихся записать этот текст по памяти в свободной интерпретации, но с обязательным включением разобранных (комментированных) слов.

4) Учитель пишет на доске пары слов (3, 4) с определенными, но не указанными орфограммами. Детям предлагается составить свой текст диктанта, включив в него данные пары слов.

5) Предметно-тематический диктант. Учащимся предлагается написать как можно больше слов с определенными орфограммами на ту или иную тему. Например, названия деревьев, инструментов, городов и др. диктант проводится на соревновательной основе.

6) Диктант по воображению. Учащиеся представляют картину на заданную тему. Их задача: мысленно составить текст к этой картине, а затем записать его, используя названия предметов, изображенные на этой картине, включающие в себя определенные орфограммы.

7) Диктант по воспоминанию. Детей просят вспомнить то или иное событие. Оформить это в небольшой рассказ, используя словарные слова.

Картинный диктант – вид зрительного диктанта, при котором учитель последовательно, по одной показывает картинки. Дети мысленно про себя произносят названия предметов и записывают эти слова. Их задача назвать эти предметы так, чтобы в этом слове были изученные орфограммы.

Диктант “Проверяю себя”. В процессе записи текста дети подчеркивают все те орфограммы, в написании которых они сомневаются, чтобы потом спросить у учителя, правильно ли они написали то или иное слово. Ученики могут задавать учителю любые вопросы, причем количество подчеркиваний и исправлений на оценку не влияет. Вполне возможно, что при записи некоторых слов дети не заметят трудностей и сделают ошибки. В таком случае необходима помощь учителя. Преимущество этой разновидности диктанта – возможность выполнения сразу двух функций: обучающей и проверочной. К числу сильных сторон диктанта “Проверяю себя” относятся следующие: диктовка рассчитана на сознательное письмо учащихся, дети сами учатся находить трудные орфограммы; повышается активность учащихся; диктант требует от детей большого напряжения и внимания, так как на каждый задаваемый вопрос учитель отвечает лишь один раз; почти полностью изживаются подсказки и списывание друг у друга: все сомнительные написания можно выяснить у учителя. Наряду с этим диктант обладает и рядом недостатков. Назовем их: трудность выявления учителем некоторых типов ошибок: не отражает фактического уровня знаний учеников. Этот вид диктанта целесообразен непосредственно после изучения нового материала наряду с предупредительным диктантом. Он позволяет учителю выявить слабые стороны в знаниях, как всего класса, так и отдельных учеников, и учащимся будет ясно, чего они не знают.

Систематическое использование различных видов обучающих диктантов на уроках русского языка эффективно влияет на активизацию мыслительных способностей учащихся младшего школьного возраста.