Цели урока:
познавательные: познакомить учащихся с понятием “общий род” у существительных;
практические: сформировать умения находить существительные общего рода в предложении, в тексте, начать формировать умения употреблять в речи существительные общего рода.
Задачи:
обучающие: познакомить учащихся с понятием “общий род” у имен существительных;
развивающие: развивать умения детей самостоятельно получать знания;
развивать мыслительные операции: анализ, сопоставление, внимание, память, логическое мышление, способности через разнообразные виды деятельности;
воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, воспитывать коммуникативные отношения, воспитание навыков самостоятельной деятельности, любви к природе.
Методы обучения:
- проблемно-диалогический;
- частично-поисковый.
Форма организации учащихся:
- самостоятельная работа;
- групповая – вариативная работа;
- работа с дидактическим материалом;
- работа в парах;
- рефлексия;
- обобщение.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация по теме, карточки-эталон, символы.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие учителя.
Учитель: Добрый день, ребята! Улыбнемся друг другу, пусть хорошее настроение сопутствует нам всегда, сохранится до конца урока.
Открыли рабочие тетради, запишите число и классная работа. А следующую строчку оставим пустой. Ведь сегодня у нас необычный урок. Мы с вами находимся в Королевстве русского языка, в городе Имя Существительное. Ребята, скажите, пожалуйста, что мы знаем о нем?
Ученики: (варианты ответов) 1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?
2. Имена существительные относятся либо к мужскому, либо к среднему, либо к женскому роду; являются нарицательными или собственными, одушевлёнными или неодушевлёнными. Изменяются по падежам и числам.
3. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями, обстоятельствами.
Учитель: Ребята, однажды я услышала ответ одного ученика. “Все имена существительные изменяются по родам, числам, падежам”. Правильно ли это?
Ученики: Нет. Имена существительные изменяются по падежам, числам. Они относятся к одному из родов.
Учитель: Действительно, ребята, в русском языке существительные относятся к одному из 3-ёх родов. На экране перед вами слова (родина, лес, красота, поле, листок, осень, задира, тихоня, умница).Определите род, запишите слова в три столбика. В какой столбик записали слова задира, тихоня, умница. Почему? Вот сегодня мы попытаемся найти ответ на этот вопрос.
II. Актуализация прежних знаний.
Учитель: Всем нам знакома игра “Лего”. Я принесла с собой “Лего”, но они немного другие, другого вида и размера. Помогите мне, пожалуйста, восстановить написанное. (Выполняет 1 ученик).
Незнакомая, фамилия, свежий, кофе, осеннее, пальто. (Слова перепутаны, восстановить словосочетания).
Вопрос: Какова роль прилагательных в данных словосочетаниях?
Ученик: Прилагательные могут не только характеризовать эти предметы, но определить их род.
Учитель: Лингвистическая разминка. (Выполняет у доски 1 ученик).
- Прочитать стихотворение.
- Вставить пропущенные буквы.
- Определите слова какой части речи больше всего в этом стихотворении?
Ш…пот, ро..кое дыханье,
Трели сол…вья,
Серебро и колыханье
Сонного руч…я.
Свет ноч (?)ной. Ноч(?)ные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изм…нений
Милого лица… (14 существ.).
Учитель: Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое слово в нашей речи – имя существительное. Это самостоятельная часть речи. Это ведущая часть речи. По наблюдениям ученых, существительное появилось в числе самых первых слов. Имена существительные называют предметы, явления, людей, животных.
III. Формирование умений и навыков.
Учитель: Ребята у вас на столе карточки с текстом. Прочитайте четверостишие, которое, наверное, не раз читали с родителями, когда были совсем маленькими.
Вот подходит к детворе,
Затевает драку.
Все боятся во дворе
Так___ забияку
Как вы думаете, какого окончания не хватает у местоимения? Прочитайте.
Ученики: Такого забияку.
Учитель: А разве девочки не дерутся?
Ученики: Бывает.
Учитель: Ребята, а это “хорошо” или “плохо” затевать драки, обижать других. Какими мы должны быть? Как должны относиться друг к другу?
Ученики: Их ответы
Учитель: Ребята, вернёмся к слову “забияка”. Так какого же рода существительное “забияка”? Такой забияка, такая забияка..
Ученики: Забияка - мужского и женского рода.
Учитель: Ребята, на парте у вас у каждого лежат конвертики с полосками, где написаны понятия: мужской, женский, средний род, несклоняемое существительное, существительное общего рода. Подберите род к слову “забияка”, подумайте и придите к какому то выводу, сообща с соседом по парте, обоснуйте свой ответ.
Ученики: Ответ учащихся.
Учитель: Ребята, давайте проверим себя. Прочитаем по учебнику, действительно ли мы правы?
Ученики: Некоторые существительные с окончанием а-я, обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Это существительные общего рода. Имена прилагательные согласуются с ними либо в мужском, либо в женском роде. Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий обозначают как лиц мужского пола, так и женского пола. Глагол-сказуемое в прошедшем времени при таком подлежащем ставится в мужском роде, если идёт речь о мужчине, и в женском роде, если речь идёт о женщине.
Учитель: Ребята, мы с Вами правы? Вы сегодня открыли новую тему, а чтобы её лучше усвоить, что нужно делать?
Ученики: Необходимо закреплять, выполняя упражнения.
IV. Совершенствование умений и навыков.
Учитель: По лексическому значению угадайте слово, которое должно быть именем существительным, оканчивающимся на а-я. (Работа по презентации, 1 ученик выполняет у доски, остальные в тетради).
1. Несведущий, малообразованный человек (невежда).
Учитель: Ребята, а вы знаете, что означает слово невежа? Как вы думаете?
Ответы учащихся (грубый, невоспитанный человек).
2. Неопрятный, нечистоплотный, неаккуратный человек (неряха, грязнуля).
3. Плаксливый человек (плакса).
4. Ненасытный, жадный в еде, прожорливый человек (обжора).
5. Человек, который любит есть сладкое (сластёна).
6. Человек, который пишет левой рукой (левша).
7. Певчий-солист, начинающий пение, подхватываемое хором (запевала).
8. Умный рассудительный человек (умница).
Задание: Составить одно предложение.
Учитель: Ребята, нам иногда хочется, проверяя род, сказать плакса она, моя; умница она, моя. На что мы должны обратить внимание?
Ученики: Виной является окончание а-я у существительных женского рода 1 склонения. Но должны смотреть на рядом находящиеся слова прилагательные, местоимения.
Физкультминутка (занятие для глаз – презентация)
Учитель: Я думаю, что вы без затруднения справитесь с заданием упражнения 229, стр. 96. Давайте прочитаем задание про себя и устно выполним упражнение, чтобы все слышали. Читаем предложения попарно.
1. Сережа - круглый сирота. Маша - круглая сирота.
2. Миша - большой забияка. Марина - удивительный забияка.
3. “Какой ты зазнайка, Петя” - удивилась мама.
“Какая ты зазнайка, Люба” - удивилась мама.
Учитель: Ребята, все ли существительные общего рода в этих предложениях характеризуют человека?
Ученики: Нет. Забияка, зазнайка характеризуют человека, а сирота - нет. Скажите, пожалуйста, а с какой стороны характеризуют слова забияка, зазнайка человека? (С отрицательной стороны). Ребята, что мы сегодня всё о плохом, а разве нет среди существительных, которые характеризуют человека положительно?
Ученики: Есть, например, умница, молодчина, молодец.
Учитель: Да, ребята, такие существительные есть. Вот у меня есть такие слова интересные - дока, редактор, агроном, Вы дома, кто сможет, выпишите, найдите словарную статью и составьте с ними предложения. А мы с вами вернемся к слову сирота. Что означает данное слово? (Ответы учащихся).
Учитель: Действительно, как мы с вами должны к таким людям, в частности к детям, относится? Тяжело остаться без родителей, без мамы и папы, весь мир об этом знает, и мы с вами должны быть доброжелательными, вежливыми, быть всегда готовы прийти на помощь людям. Об этом забывать нельзя! Ребята, запишите 1 предложение из упр. 229 в тетрадь. (У доски работает 1 ученик).
Вопрос: В предложение есть выделенное слово сирота. Каким членом предложения является? Почему? Как вы догадались? (Ответ учащихся сказуемое).
Учитель: Объясните постановку знаков препинания.
Ученики: Если оба главных члена предложения выражены именем существительным, то между ними ставится тире.
Учитель: Ребята, прочитайте текст упражнения 230. Назовите слова, которые характеризуют человека. (Ответы: растяпа, обжора, плакса, непоседа).
Ребята, слова с отрицательной оценкой, на что подталкивают нас? К чему мы должны стремиться?
(Мы должны работать над собой - ответ учащихся).
Учитель: И речь человека должна быть чиста и красива!
Запишем предложение: непоседа Иоська вертелся около фанерного танка.
Задание: Подчеркните главные члены предложения. Обратите внимание на сказуемое. Глагол-сказуемое находится в каком времени, каком роде?
Ученики: (варианты ответов) 1. Сказуемое в прошедшем времени, в мужском роде. 2. Ведь глагол сказуемое в прошедшем времени при таком подлежащем ставится в мужском роде.
Учитель: Ребята, сейчас поработаем самостоятельно, по вариантам.
Запишите предложения, поставив глаголы в прошедшем времени, согласовав их с существительным.
Первый вариант: 1, 2 предложения.
Второй вариант: 3, 4 предложения.
Взаимопроверка по эталон-карточке.
1. Доктор Ирина Ивановна пригласила в кабинет очередного больного. Врач Смирнова выписала рецепт.
2. По оживлённым улицам, по одобрительным репликам архитектор Нина Николаевна поняла, что проект принят. Молодой агроном Анечка сортировала семена.
Самооценка.
V. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, над какой темой мы сегодня работали.
Ученики выводят тему урока. (Имена существительные общего рола).
Чему ты (имя ученика) научился сегодня на уроке?
Что нового узнал?
А наш королевский замок, город имя Существительное унылый и серый, как погода за окном. Ребята, я предлагаю сделать его веселей. Оцените свои успехи на уроке. Если всё понятно-красный листочек, если осталось что-то непонятно – жёлтый листочек, если вдруг тебе было неуютно, возьми синий листочек и прикрепи к нашему замку. И что же мы увидели?
Вывод: все прекрасно усвоили материал, ставим оценки в дневник.
Запишите домашнее задание:
1) степени сложности - дать словарную характеристику словам (дока, редактор и др. слова);
2) степени сложности - упражнение 232, составить предложения с существительными общего рода;
3) степени сложности – упражнение 233, переписать, вставить пропущенные буквы.
На этом мы с вами завершили наш необычный урок.