Цели:
Оборудование:
- учебник Плешакова А.А., Крючковой Е.А. “Мир вокруг нас”, 4 класс, часть 2;
- рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса “Мир вокруг нас”, часть 2;
- портрет Петра Великого;
- фотографии Санкт-Петербурга (слайды);
- тексты для работы в группах;
- маркеры и альбомные листы для групповой работы.
Оформление доски:
Ход урока
1. Актуализация знаний.
Мы продолжаем изучать историю нашей Родины. Давайте вспомнить прошлые уроки и повторим некоторые исторические даты.
Ученики вытягивают билетики с написанной датой, говорят, какое событие произошло в названный год и размещают билетики на ленте времени.
Даты на билетиках: 988 год, 1147, 1237, 1240, 1242, 1380, 1480, 1564.
Ответьте на вопросы: (Фронтальная работа)
Почему начало 17 века называли смутой, лихолетьем?
Какова роль Минина и Пожарского?
Как русский народ увековечил о них память?
Что написано на памятнике?
С 1682 года по 1725 год в России царствует Пётр I. Что вы о нём знаете? Составление кластера.
В истории Пётр известен как Пётр Великий. Каковы задачи на сегодняшний урок?
Ученики формулируют задачи на урок:
- узнать, почему Петра называют Великим;
- определить, что сделал Пётр Первый для России.
2. Изучение нового материала.
Пётр родился в 1672 году, а в 1682 году был провозглашён царём. Какие вопросы у вас появились?
Ученики: Как он мог быть царём, если ему исполнилось только 10 лет?
Конечно, в 10 лет Пётр не мог руководить страной, за него это делала его старшая сестра Софья. А чем занимался мальчик, мы прочитаем в учебнике на с. 94 (второй абзац).
Ученики читают, кратко пересказывают. На доске появляются слова потехи, потешные полки.
Как вы думаете, помогли ли эти игры Петру в будущем? Действительно, став взрослым, Пётр проявил себя как умный военачальник. Все его лучшие качества полководца проявились во время Полтавской битвы, о которой подробно вы узнаете на уроках истории.
На личной печати Петра была надпись “Я в учении нуждаюсь и в учителях”. Как вы это можете объяснить?
Ученики предполагают, что царь Пётр хотел учиться всю жизнь.
Этого человека отличала неуёмная жажда к знаниям, ему хотелось учиться всему: плотницкому делу, кораблестроению, кузнечному искусству… Он освоил 14 специальностей, а в 1697 году отправился учиться за границу под именем моряка Петра Михайлова. Там он изучал корабельное дело, учился военно-морскому искусству, удивлял иностранцев своей настойчивостью и трудолюбием. А вернувшись в Россию, Пётр начал многое перестраивать на европейский манер. По его инициативе начались преобразования. Его называют царём – преобразователем.
Преобразователь – человек, который коренным образом изменяет, преобразует что-либо.
Работа в группах.
Задание: прочесть текст, обсудить и приготовить отчёт – кратко сформулировать нововведение Петра. Текст у каждой группы свой (см. Приложение к уроку).
После групповой работы и заслушанных отчётов на доске появляются написанные детьми слова и словосочетания:
Новый календарь
Первый русский орден
Военно-морской флот
Первый музей – кунсткамера
Картофель
А также при Петре Первом была создана регулярная армия, которая насчитывала до 200 тысяч человек. По приказу царя были сняты колокола с церквей, из них строили пушки, армия была снабжена оружием отечественного производства. Особое значение придавали обучению войск военному искусству.
Теперь давайте прочитаем текст учебника на с. 95–96. Что добавим нового? Ученики читают и делают дополнения.
Следует остановиться ещё на одном факте: 16 мая 1703 года по приказу царя Петра было начато строительство города на Неве. Как он называется? Давайте полюбуемся красотой зданий, набережных этого города (просмотр фотографий города). Как вы думаете, почему город называется Санкт-Петербург?
Оказывается, город назван в честь святого Петра, а не в честь царя.
3. Рефлексия.
Каким вы представили царя?
Групповая работа. Напишите одно наиболее яркое качество его характера.
Ребята написали слова: любознательность, стремление к учению, настойчивость, целеустремлённость, серьёзность, великие дела.
Именно эти качества и помогли Петру I вершить великие дела.
Вывод: Так почему Петра называют Великим?
В газете “Слободские куранты” нам напоминают, что 9 апреля 1699 года Пётр I издаёт указ “О наведении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки”. Как вы думаете, почему именно об этом указе вспомнили корреспонденты нашей газеты?
Домашнее задание: выполнить задания в тетради на с. 34–36 (по выбору).
Приложение к уроку
Тексты для работы в группах.
Новый календарь
Прекрасный праздник – Новый год. Вспоминается ёлка, поскрипывающий снежок, лыжи, Дед Мороз, подарки…
Оказывается, так было не всегда. Издавна на Руси Новый год начинался с 1 сентября – урожай убран, могут крестьяне отдохнуть и повеселиться. Отсчёт лет (летосчисление) русские люди вели от сотворения мира.
В Европе к тому времени, когда русским царём стал Пётр I, существовало другое летосчисление: и год начинался с 1 января, и отсчёт лет вёлся от другого события – Рождества Христова. Получалось, что в России был год 7207 (от сотворения мира), а в Европе – 1699 (от Рождества Христова).
Россия начинала устанавливать связи с Европой и такая разница во времени оказалась большим неудобством. Царь Пётр был человеком решительным и одним махом покончил с этим неудобством.
20 декабря 1699 года он издал указ: “В знак доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве… друг друга поздравлять с новым годом; между тем по большим улицам поставить украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых…”
В Москве, на Красной площади, 200 орудий салютовали новому году в течение недели.
Так в Россию пришёл новый год – 1700, за которым начинался новый век – XVIII, так появился новый календарь.
Российский военно-морской флот
Сколько себя помнил царь Пётр – его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал специально для него нарисованные картинки. Отец Петра, царь Алексей Михайлович, собирал модели “малых кораблей”, которые мальчик часами разглядывал.
Потом нашли в сарае старый ботик (маленькое парусное судно) деда Михаила Фёдоровича. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили парус, Пётр постигал премудрости нового дела. Он научился ставить мачту, поднимать и убирать паруса.
Много времени прошло, пока освоил царь все премудрости парусной науки. Потом и строить корабли научился, всё мог сам сладить – от киля до клотика.
Рано понял Пётр, что России нужен свой военно-морской флот, нужны офицеры и матросы, нужны кораблестроители. И закипела работа. В России начали строить корабли. А 20 октября 1696 года считают днём рождения российского военно-морского флота.
Первый российский музей
Первым российским музеем была Кунсткамера (в переводе – “кабинет редкостей”). Она была открыта по приказу Петра I в Петербурге в 1710 году. Экспонаты для этого музея привозили из всех уголков России и даже из-за границы. Это были всевозможные диковинки, вроде скелета двухголового телёнка.
Посетители не очень охотно шли в Кунсткамеру, поэтому царь приказал всех угощать: дамам подавали чашечку кофе, а мужчинам – рюмку водки.
Первый русский орден
Первым русским орденом был орден Святого Андрея Первозванного, учреждённый Петром Первым. Это была высшая награда Российской империи.
Петр пожаловал орден Андрея Первозванного всего 26 своим приближённым и 12 иностранцам.
Сам Пётр получил этот орден лишь 5 лет после его учреждения за конкретный военный подвиг – захват двух боевых шведских кораблей в устье Невы 7 мая 1703 года. Руководил этой операцией “капитан от бомбардиров Пётр Михайлов” (царь Пётр). Он первым с гранатой в руке взобрался на палубу и принудил шведов опустить флаг. Второй корабль был захвачен командой во главе с поручиком Александром Меншиковым. За эту победу царь и его друг Меншиков по решению Военного совета были награждены орденами Святого Андрея Первозванного.
“Чёртово яблоко”
Чёртовым яблоком во времена Петра Первого называли картофель.
Трудно представить, что когда-то на русском столе не было картофеля, но это так. В Россию картофель привёз из Европы царь Пётр. Русские крестьяне не сразу сообразили, что у заморского растения едят не “вершки”, а “корешки”. “Вершки”-то оказались горькими, да ещё и ядовитыми, и назвали картофель “чёртовым яблоком”.
Пётр был человеком настойчивым, если уж что задумал – непременно выполнит. Крестьян силой стали заставлять сажать картошку. Крестьяне сопротивлялись – начались “картофельные бунты”, которые подавлялись военными командами.
Но со временем русские крестьяне распробовали картофель, научились его правильно выращивать. Теперь русский человек не обходится без картофеля ни в будни, ни в праздники.