Деление на двузначное число при помощи замены делителя произведением двух однозначных чисел

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель:

  1. Деятельностная: формировать умения выполнять деление многозначного числа на двузначное, используя свойство деления на произведение, организовать деятельность обучающихся по формированию универсальных учебных действий.
  2. Содержательная: совершенствовать умение деление многозначного числа на однозначное.
  3. Воспитательная: воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.

Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование:

  • учебник «Математика 4 класс» И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С. Н. Кормишина;
  • презентация (Приложение), проектор, компьютер, абаки.

Ход урока

Способы графического проектирования урока Цель Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж.Руссо «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
Я желаю вам уже сегодня убедиться в словах Ж.Ж. Руссо.
За каждое верно решённое задание ставите на полях - !
  Личностные (смысло-образование).
Регулятивные (прогнози-рование).
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Устный счет (цепочки).
Приготовили абаки. (Проверка. Слайд №4)
  Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).
Познавательные (общеучебные).
Регулятивные (целеполагание).
480 360 240 120.
Найдите закономерность в значениях выражений. Уменьшается на 120.
Продолжите ряд. Какое будет следующее число? «0».
Что будет больше сумма или произведение этих чисел? Почему? Сумма, т.к. при умножении на «0» = «0».
6400 6444 6444 ?
3. Этап выявления места и причины затруднения Осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний и способностей. 1) Кто не смог найти значение? Почему затруднялись в этом задании? Чего не знаем? - Не умеем делить многозначное число на двузначное. Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации).
Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические – формирование проблемы).
- Так чему мы будем учиться на уроке? - Делить многозначное число на двузначное.
- Какая тема нашего урока? - Деление многозначного числа на двузначное.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств их реализации. Подумайте, как можно найти значение частного 6444 : 18 ? У кого какие будут идеи? Может кто-то знает, как делить на двузначное число, можно работать в паре. Вызываю к доске с разными способами решения. Если не смогут найти верный способ решения, напомню тему предыдущего урока: свойство деления числа на произведение.
Вызову пару, которая первая найдёт два способа решения.
(Дети решают по одному или в паре. Те, кого вызываю к доске объясняют свой способ решения.)

1способ:
6444 : 18 = 6444 : (6*3) = 6444 : 6 : 3 = 1074 : 3 = 358

2 способ:
6444 : 18 = 6444 : (2*9) = 6444 : 2 : 9 = 3222 : 9 = 358

Познавательные (общеучебные).
Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации).
Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические – формирование проблемы).
- Каким правилом воспользовались? - Свойство деления числа на произведение двух однозначных множителей.
- Найдите формулу этого свойства на доске.
На доске формулы:
а * в = в * а
а : (в * с) = а : в : с
а * (в * с) = (а * в) * с
а : (в * с) = а : в : с
- Как звучит это правило? - Если нужно разделить число на произведение двух множителей, то можно разделить на один множитель, а получившийся результат на другой множитель.
5. Этап реализации построенного проекта. Формирование умений применять построенный способ действия. Фиксирование нового материала.

- Какой можно сделать вывод – если делитель двузначное число?

- Его можно заменить произведением однозначных чисел и найти значение частного, используя свойство деления на произведение. Познавательные (общеучебные).
Регулятивные (планирование и прогназирование).
- А где мы можем проверить ,правы мы или нет?
(Находим правило в учебнике стр. 114.)
- В учебнике.

Работа с правилом.

6. Этап первичного закрепления (самостоятельная работа с проверкой). Усвоение учащимися нового способа действия. Запишем выражение и решим его: число в котором 2 единицы второго класса и 844 единицы первого класса разделить на 36 единиц первого класса (самопроверка). (Два ученика решают на обратной стороне доски.)

- 2844 : 36 = 2844 : (9 * 4) =
2844 : 9 : 4 = 316 : 4 = 79

- 2844 : 36 = 2844 : (6 * 6) =
2844 : 6 : 6 = 474 : 6 = 79

Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические – формирование проблемы).
Редактируем, уточняем тему урока.
Слайд №11
Деление многозначного числа на двузначное, используя свойство деления на произведение.
- Для чего нам это нужно? - Решать контрольную, олимпиаду, ...
- Давайте ещё раз повторим последовательность деления на двузначное число, используя свойство деления на произведение. (Составление алгоритма. Слайд №13)
Раздаю каждому, как памятку.
1. Находим делитель.
2. Раскладываем делитель на два однозначных множителя.
3. Число делим на один множитель, а получившийся результат на другой множитель.
7. Этап самостоятельной работы. Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия. Самостоятельная работа стр.114 №199 (4).
(Проверка. Слайд №15)
За каждое верное решение ставим - !
Решение выражений по вариантам.
Взаимопроверка.
Регулятивные (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено).
Личностные (самоопределение).
8. Этап включения в систему знаний и повторения. Включение нового способа действий в систему знаний. - Прочитайте. Что это? «Для городской ёлки дети сделали 1106 игрушек и 14 гирлянд.»
- Чего не хватает, чтобы это стало задачей?
- Придумайте вопросы.
- А на какой вопрос будет решение по теме нашего урока?
- Решите.
 

Вопроса.

- Сколько всего украшений сделали дети?

- На сколько игрушек больше, чем гирлянд?

- Во сколько раз гирлянд меньше ,чем игрушек? и др.

1106 : 14 = 1106 :(7 : 2) =

1106 : 7 : 2 = 158 : 2 = 79(раз)

Ответ: в 79 раз.

Регулятивные (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено).
Личностные
(самоопределение).
9. Этап рефлексии. Самооценка учащимися результатов своей деятельности и осознание метода построения и границ применения нового способа действия. - Чему учились на уроке? 
Поставь в тетради на полях знак в соответствии с данными предложениями.

Слайд №16

Урок полезен, всё понятно - !
Лишь кое-что чуть-чуть неясно - ?
Да, трудно всё-таки учиться -

Посчитайте свои баллы. Молодцы!

А урок я хочу завершить словами Ф.И. Шаляпина:
«Я не верю в силу таланта без упорной работы. Выдохнется без неё самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески.»

  Личностные смыслообразование).
Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
Познавательные (рефлексия).