Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель:
- Деятельностная: формировать умения выполнять деление многозначного числа на двузначное, используя свойство деления на произведение, организовать деятельность обучающихся по формированию универсальных учебных действий.
- Содержательная: совершенствовать умение деление многозначного числа на однозначное.
- Воспитательная: воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.
Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование:
- учебник «Математика 4 класс» И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С. Н. Кормишина;
- презентация (Приложение), проектор, компьютер, абаки.
Ход урока
Способы графического проектирования урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Урок я хочу начать словами
французского философа Ж.Ж.Руссо «Вы талантливые дети! Когда-нибудь
вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много хорошего
умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели
и стремиться к их достижению». Я желаю вам уже сегодня убедиться в словах Ж.Ж. Руссо. За каждое верно решённое задание ставите на полях - ! |
Личностные (смысло-образование). Регулятивные (прогнози-рование). |
|
2. Этап актуализации и пробного учебного действия | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Устный счет (цепочки). Приготовили абаки. (Проверка. Слайд №4) |
Коммуникативные
(планирование учебного сотрудничества). Познавательные (общеучебные). Регулятивные (целеполагание). |
|
480 360 240 120. | ||||
Найдите закономерность в значениях выражений. | Уменьшается на 120. | |||
Продолжите ряд. Какое будет следующее число? | «0». | |||
Что будет больше сумма или произведение этих чисел? Почему? | Сумма, т.к. при умножении на «0» = «0». | |||
6400 6444 6444 ? | ||||
3. Этап выявления места и причины затруднения | Осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний и способностей. | 1) Кто не смог найти значение? Почему затруднялись в этом задании? Чего не знаем? | - Не умеем делить многозначное число на двузначное. | Коммуникативные
(инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации). Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические – формирование проблемы). |
- Так чему мы будем учиться на уроке? | - Делить многозначное число на двузначное. | |||
- Какая тема нашего урока? | - Деление многозначного числа на двузначное. | |||
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств их реализации. | Подумайте, как можно найти значение
частного 6444 : 18 ? У кого какие будут идеи? Может кто-то знает,
как делить на двузначное число, можно работать в паре. Вызываю к
доске с разными способами решения. Если не смогут найти верный
способ решения, напомню тему предыдущего урока: свойство деления
числа на произведение. Вызову пару, которая первая найдёт два способа решения. |
(Дети решают по одному или в паре. Те,
кого вызываю к доске объясняют свой способ решения.) 1способ: 2 способ: |
Познавательные (общеучебные). Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации). Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические – формирование проблемы). |
- Каким правилом воспользовались? | - Свойство деления числа на произведение двух однозначных множителей. | |||
- Найдите формулу этого свойства на
доске. На доске формулы: а * в = в * а а : (в * с) = а : в : с а * (в * с) = (а * в) * с |
а : (в * с) = а : в : с | |||
- Как звучит это правило? | - Если нужно разделить число на произведение двух множителей, то можно разделить на один множитель, а получившийся результат на другой множитель. | |||
5. Этап реализации построенного проекта. | Формирование умений применять построенный способ действия. | Фиксирование нового материала. - Какой можно сделать вывод – если делитель двузначное число? |
- Его можно заменить произведением однозначных чисел и найти значение частного, используя свойство деления на произведение. | Познавательные (общеучебные). Регулятивные (планирование и прогназирование). |
- А где мы можем проверить ,правы мы
или нет? (Находим правило в учебнике стр. 114.) |
- В учебнике. Работа с правилом. |
|||
6. Этап первичного закрепления (самостоятельная работа с проверкой). | Усвоение учащимися нового способа действия. | Запишем выражение и решим его: число в котором 2 единицы второго класса и 844 единицы первого класса разделить на 36 единиц первого класса (самопроверка). | (Два ученика решают на обратной
стороне доски.) - 2844 : 36 = 2844 : (9 * 4) = - 2844 : 36 = 2844 : (6 * 6) = |
Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические – формирование проблемы). |
Редактируем, уточняем тему
урока. Слайд №11 |
Деление многозначного числа на двузначное, используя свойство деления на произведение. | |||
- Для чего нам это нужно? | - Решать контрольную, олимпиаду, ... | |||
- Давайте ещё раз повторим
последовательность деления на двузначное число, используя свойство
деления на произведение. (Составление алгоритма. Слайд №13) Раздаю каждому, как памятку. |
1. Находим делитель. 2. Раскладываем делитель на два однозначных множителя. 3. Число делим на один множитель, а получившийся результат на другой множитель. |
|||
7. Этап самостоятельной работы. | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия. | Самостоятельная работа стр.114 №199
(4). (Проверка. Слайд №15) За каждое верное решение ставим - ! |
Решение выражений по вариантам. Взаимопроверка. |
Регулятивные (контроль,
коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено). Личностные (самоопределение). |
8. Этап включения в систему знаний и повторения. | Включение нового способа действий в систему знаний. | - Прочитайте. Что это? «Для городской
ёлки дети сделали 1106 игрушек и 14 гирлянд.» - Чего не хватает, чтобы это стало задачей? - Придумайте вопросы. - А на какой вопрос будет решение по теме нашего урока? - Решите. |
Вопроса. - Сколько всего украшений сделали дети? - На сколько игрушек больше, чем гирлянд? - Во сколько раз гирлянд меньше ,чем игрушек? и др. 1106 : 14 = 1106 :(7 : 2) = 1106 : 7 : 2 = 158 : 2 = 79(раз) Ответ: в 79 раз. |
Регулятивные (контроль,
коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено). Личностные (самоопределение). |
9. Этап рефлексии. | Самооценка учащимися результатов своей деятельности и осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Чему учились на уроке? Поставь в тетради на полях знак в соответствии с данными предложениями. Слайд №16 Урок полезен, всё понятно - ! Посчитайте свои баллы. Молодцы! А урок я хочу завершить словами Ф.И. Шаляпина: |
Личностные смыслообразование). Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). Познавательные (рефлексия). |