Задачи урока: формировать умение применять на практике правила правописания безударных гласных; развивать умение строить предложение и текст; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование: мультимедийное оборудование, орфографический словарь П.А. Грушникова; стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора!»; карточки с безударными гласными а, о, и, е, я; карточки с индивидуальными заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Ребята, какой у нас будет урок? (Урок русского языка)
– Почему вы так решили? (К нам пришёл человечек по имени Пкчаг – Пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно.)
– А чем мы будем заниматься на уроке? (Человечек Пкчаг принёс нам новое правило.)
– А как вы готовились к сегодняшнему уроку?
– С каким настроением вы пришли на урок?
– Посмотрите на рисунки. Какое настроение соответствует вашему?
– Ребята, готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
II. Работа со словарем.
Дети работают со словарем П.А. Грушникова по этапам.
- Чтение слов на стр. 12 (второй столбик).
- Выяснение лексического значения незнакомых слов.
- Чтение слова с удвоенной согласной (второклассник).
- Чтение слова из двух слогов.
- Какие слова нельзя переносить? Почему?
III. Постановка задачи.
Отправь ракеты к своим планетам.
А | О | Я | И | Е |
В . лна | В . терок | Л . сток | П . руса | Гр . да |
(Дети предлагают свои варианты ответы, однако их надо подвести к тому, что просто так вставить букву в слово нельзя, НУЖНО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАКИМ-ТО ПРАВИЛОМ).
– В какой части слова находится пропущенная буква? (В корне)
– Пропущенная буква ударная или безударная? (Безударная)
– Какова цель нашего урока? (Научиться писать слова с безударными гласными в корне слова)
На доске. Осень наступила.
– Какие изменения в природе произошли с приходом осени? (Трава завяла и засохла. Листья на деревьях желтеют и опадают. Дни стали короче, на улице холодно. Птицы улетают на юг.)
– Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора!»
– Что очаровало автора? (Прощальная краса. Пышное природы увяданье. В багрец и золото одетые леса.)
– Что обозначает слово багрец? (Это значит красный.)
– Назовите слова с безударными гласными в корне. (Это пора, краса, увяданье, леса, волнистою, небеса, зимы.)
– Выдели части слова, в которых пропущена буква?
– Какие безударные гласные в корне слова нужно проверять? (А или О, И или Е или Я)
– Почему их следует проверять? (Звук и буква могут не совпадать)
– Что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударными гласными в корне слова? (Нужно проверять слова)
– Давайте разберёмся каким должно быть проверочное слово.
IV. Минутка чистописания.
– Давайте гласные буквы а, о, и, е, я свяжем одной веревочкой и запомним, что эти безударные гласные в корне надо проверять.
– Как мы называем слова, в которых в корне есть гласная, не проверяемая ударением? (Словарные.)
V. Словарная работа.
Отгадки ученики записывают в тетрадь
-
Птичка – невеличка ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей) -
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока) -
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?...... (Соловей) -
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли.) -
Он в своей лесной палатке
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит – легче. (Дятел) -
Днем спит,
А ночью летает,
Людей пугает. (Сова) -
Какие птицы остаются зимовать в наших краях? (Дятел, воробей, сорока, сова.)
-
Как помочь зимующим птицам? (Подкармливать.)
-
Какие птицы улетают в теплые края? (Журавли, соловьи.)
-
В каком слове безударную гласную можно проверить? (В слове сова.)
После записи словарных слов ученики записывают ассоциации к слову дятел.
л | л | д |
дятел | дятел | дятел |
с | ч | р |
и | е | |
т | в | |
о |
VI. Физминутка.
VII. Моделирование алгоритма.
Дети вместе с учителем моделируют алгоритм проверки безударных гласных в корне слова.
- Определяю часть слова;
- Слышу в корне безударный гласный;
- Ставлю его под ударение;
- Под ударением …;
- Пишу ту же гласную в корне слова.
(Сравнение с учебником)
VIII. Закрепление.
– Из текста, выпишите слова с безударными гласными в корне, напишите к ним проверочные.
На утренних и в…черних зорях все л…сные жители подают свои г…л…са. П…щат рябчики. Скр..пят жуки. Тр..щат сойки.
вече´рних – ве´чер голоса´ – го´лос, отголо´сок
пища´т – писк скрипя´т – скрип
треща´т – треск
*** Работа с карточками.
– Сейчас я буду называть слова, а вы должны показать карточку с нужной буквой и устно подбирать проверочное слово.
Ос…нь, т..мнота, з…леный, кр..снеют, л…ства, р…ды, т…шина, п…хучий, др..жит.
– Запишите предложение. В лесу на краю озера остановились на отдых журавли.
(Ученик у доски комментирует и записывает предложение, обозначает известные орфограммы.)
*** Работа творческая в парах с карточками – тестами. Взаимооценка.
Первой группе учеников: составить и записать рассказ, используя слова и словосочетания, записанные на карточках.
Жаркое лето, дни короче, серые тучи, трава, цветы, листья на деревьях, птицы, осень. |
Другой группе: списать и вставить пропущенные буквы.
Отг..в…рила роща з..л..тая |
Цифровой диктант с последующей проверкой.
гн…здо | |
1. А | ос…нь |
пр…мой | |
2. О | п…сьмо |
м…ряк | |
3. И | с…лить |
тр…ва | |
4. Е | б…да |
м…сной | |
5. Я | ч…сло |
Ключ: 4, 4, 5, 3, 2, 2, 1, 4, 5, 3.
(Дети самостоятельно сравнивают с образцом и дают себе самооценку)
IX. Итог урока.
– Какое правило нам помог изучить человечек Пкчаг?
– Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании слов с безударным гласным в корне?
– Зачем нужно знать и помнить это правило?
– Какие способы проверки безударных гласных в корне слова вы запомнили?
X. Рефлексия.
– Оцените свою работу на уроке сами. Подойдите к человечку и подарите ему свои магнитики.
Тот, кто хорошо поработал на уроке и усвоил правило – красный шарик;
Тот, кто чуть-чуть сомневается в своих знаниях – синий шарик;
Тот, кому было что-то непонятно на уроке – зелёный шарик.
За работу на уроке я выставила такие оценки …