Внеклассное занятие по теме "Мое имя"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • закрепить представление о «Конвенции о правах ребенка»;
  • обобщить знания детей об основных правах ребёнка;
  • довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя;
  • научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;
  • упражнять в словообразовании на примере подбора ласкательной формы имени;
  • формировать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: герой Кирюша, документы (Конвенция о правах ребенка, образец свидетельства о рождении), проектор, клубок ниток, ноутбук, – презентация (Приложение 1).

Ход занятия

I. Актуализация знаний.

Ведущий: Дети, сегодня к нам в гости пришел маленький человечек. Давайте с ним познакомимся. Маленького человечка зовут Кирюша.

Он прибыл к нам из одной удивительной страны. Послушайте историю Кирюши о его стране.

В волшебной стране этого человечка живут очень хорошие, умные, добрые люди. Вот только одни из них очень большие, высокие, а другие маленького роста, как Кирюша. И большие и маленькие люди дружат между собой, любят друг друга. Казалось бы, все у них в стране хорошо. Но кое-что в отношениях больших и маленьких людей смущает Кирюшу. Большие люди всегда очень серьезные, занятые, они почти никогда не шалят и не играют, как маленькие человечки. И еще очень часто говорят: «Я имею право…», «Это мое право…», а о правах маленьких человечков никто никогда не говорит. Будто их нет вовсе.

Ведущий: Ребята, давайте расскажем Кирюше о важном документе, в котором записаны все права детей. Скажите, как называется этот главный международный документ детей?

Дети: Этот документ называется «Конвенция о правах ребенка».

Ведущий: Почему это международный документ?

Дети: Этот документ подписали люди всей планеты.

Ведущий: Давайте вспомним, с какими правами детей мы уже знакомы.

– О каком праве идет речь?

II. Дети читают стихи.

  1. Мы дошкольниками были
    Мы ходили в детский сад,
    Мы из глины мастерили
    И лошадок, и зайчат…
    А теперь, а теперь
    Открывай нам, школа дверь!
    Нам скорее подари
    Расписные буквари. (Право на образование)

  2. На прививку! Первый класс!
    Вы слыхали? Это нас.
    Я уколов не боюсь!
    Если надо – уколюсь!
    На прививку вызывают,
    Братцы, нас! (право на охрану здоровья)

  3. Пусть всегда будет солнце!
    Пусть всегда будет небо!
    Пусть всегда будет мама!
    Пусть всегда буду я! (право на жизнь)

III. Игра «Разрешается – запрещается»

  1. Петь, рисовать и танцевать,
    Уроки в школе посещать,
    Свои таланты развивать –
    Это … разрешается.

  2. Эта грань обозначает:
    Мать с ребенком разлучают –
    Это … запрещается.

  3. С мамой дети жить должны,
    Ей цветы всегда дарить –
    Это … разрешается.

  4. Здесь ремень вокруг дитя,
    Как лента, извивается,
    Бить, наказывать – всегда
    Запрещается!

  5. Вот ребенок груз несет,
    Тащит, надрывается,
    В детстве тяжкая работа
    Запрещается!

  6. Вместе дружно в мире жить.
    С разными детьми дружить –
    Это … разрешается.

  7. Бегать, прыгать и учиться,
    Если заболел – лечиться.
    Это … разрешается.

IV. Знакомство с новым правом.

Ведущий: Сегодня я познакомлю вас с новым правом, о котором вы еще не знаете. А ты, Кирюша, тоже слушай и запоминай. Но сначала, ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся?

Дети: У нас есть руки, ноги, голова, туловище. Отличаемся цветом глаз, волос.

Ведущий: Умницы, правильно рассказали. Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что это?

Дети: Имя.

Ведущий: Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как например: Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, людей), Людмила (милая людям), Вера, Любовь, – все это древнерусские имена.

По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. К одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Что же вы скажете про «Андрюшеньку» и про «Анну Петровну»? Кто они?

Дети: «Андрюшенька» – это мальчик, а «Анна Петровна» – это тетенька.

Ведущий: Правильно. Если ребенка позвали «Илья», а другого «Ксюша». Что можно сказать про этих детей?

Дети: Можно сказать, что это мальчик и девочка.

Ведущий: Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой. Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?

Дети: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.

Ведущий: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству?

Дети:По имени и отчеству обращаются к старшим людям, к воспитателю.

Ведущий: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, – невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, друзей.

Ведущий: Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня разговаривали об именах? Я ведь хотела познакомить вас с новым правом всех детей. Может быть, вы сами догадались, о каком праве идет речь?

Дети: Может быть новое право – это право на имя?

V. Мультфильм «Смешарики. «Азбука прав ребёнка».

Приложение 2.

Ведущий: Да, ребята, в «Конвенции о правах ребенка» записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении». (Показ документа). В этом документе записаны имя, отчество, фамилия ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; место рождения; и.о.ф. мамы и папы. У каждого из вас есть такой документ. Когда придете домой, попросите папу или маму показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей. «Как тебя зовут?» – с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад. Обычно малыши гордятся своими именами и обижаются, если взрослые путают их. Человек проносит имя через всю жизнь. Человека можно лишить всех благ, богатств, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в загадке, – это то, что «в воде не тонет и в огне не горит». А вам нравятся ваши имена? Ребята, может быть, кто-нибудь из вас знает, почему именно так назвали вас ваши родители? (ответы детей)

VI. Игра «Назови имя».

А теперь поиграем в игру «Назови имя».

Мы вымоем в бензине
И пальцем погрозим:
Не будь такой разиней,
Резиновая ….(Зина)

Непонятно кто из нас
Поступает в первый класс:
Мама или я
Новиков….(Илья)

Мама работала
В вечернюю смену,
Мама ушла,
Поручила мне ….(Лену)

Пробило пять часов утра,
Проснулась младшая сестра,
Кричит: «Чего вы спите?»
Пора вставать….(Никите)

Давайте вспомним, какие необычные имена бывают в сказках…

  1. В деревне, в белом домике жила маленькая девочка, такая хорошенькая – просто прелесть. По деревне она всегда ходила в нарядной красной шапочке, поэтому все ее называли …(Красная Шапочка)
  2. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка)
  3. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня… (Снегурочка)
  4. В давние времена жили в маленьком домике на краю леса дровосек с женой. Жили они хорошо, нежно любили друг друга, только вот детей у них не было. И вот родился у них чудесный мальчик – маленький, как мизинчик. Потому-то родители и назвали его … (Мальчик-с-пальчик)
  5. В одном далеком королевстве Королева родила девочку с волосами черными, как вороново крыло, алыми губами и лицом белым-белым как снег. Поэтому ее назвали … (Белоснежкой)
  6. Вечером после окончания работы бедная девочка обычно садилась в уголке комнаты, у камина, рядом с золой, где было тепло, и поэтому вскоре ее прозвали … (Золушкой)

Ведущий: У героев книги Николая Николаевича Носова очень интересные имена: Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, Пилюлькин… Как вы думаете, почему их так звали?

Дети: Знайку так назвали, потому что он много знал, Цветик любил цветы, Торопыжка всегда торопится.

VII. Сценка «Как Незнайка сочинял стихи».

Ведущий: А вот и герои сказки Носова. Послушаем, о чём они говорят.

Незнайка. Послушайте, братцы, какие я стихи сочинил.

Все. Ну-ка, ну-ка, про что же твои стихи?

Незнайка. Это я про вас стихи сочинил. Сначала стихи про Знайку:

Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.

Знайка. Что? Когда это я прыгал через овечку?

Незнайка. Ну, это только в стихах так говорится, для рифмы.

Знайка. Так ты из-за рифмы будешь про меня всякую неправду сочинять?

Незнайка. Конечно.

Знайка. Ну-ка, читай, что ты там про других сочинил?

Незнайка. Вот послушайте про Торопыжку:

Торопыжка был голодный.
Проглотил утюг холодный.

Торопыжка. Братцы! Никакого холодного утюга я не глотал.

Незнайка. А я и не говорю, что ты проглотил горячий, так что можешь успокоиться. Вот послушайте стихи про Авоську:

У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.

Авоська (подходит к своей кровати, заглядывает под подушку): Враки! Никакая ватрушка тут не лежит.

Торопыжка (торопясь). Довольно!

Знайка (возмущенно). Мы не хотим больше слушать!

Авоська (обиженно). Это не стихи, а какие-то дразнилки.

Ведущий: Ребята, а вы согласны с коротышками?

– А вы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки?

Дети: Я бы не хотел, чтобы меня так дразнили.

Ведущий: Я тоже думаю, что это плохие стихи, и слышать их неприятно и обидно. Мы с вами никогда не будем придумывать такие дразнилки и будем обращаться друг к другу по имени, ласково.

VIII. Игра «Волшебный клубок».

Ведущий: А сейчас я предлагаю сыграть в игру «Волшебный клубок». (Дети передают клубок по кругу, при этом называют друг друга ласковыми именами или просто ласковыми словами. Это могут быть названия цветов, рыбок, зверюшек, фруктов…)

IX. Итог занятия.

Ведущий: Дети, как вы думаете, может ли имя расти?

Дети: Нет, не может.

Учитель демонстрирует свои фотографии и рассказывает: имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было давно… Звали эту девочку ласково: Ниночка. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она уже учитель. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Наташенька. Моя дочка называет меня «мама». Муж и друзья зовут Нина. А в школе я для всех Нина Петровна.

Ведущий: Вот и вы вырастете, и вместе с вами вырастет ваше имя. Антошенька в школе станет Антоном. Никитушка – Никитой. Лизонька– Елизаветой. А как станут называть нашего гостя Кирюшу?

Дети: Кирюшу станут называть Кириллом.

Ведущий: Когда станете взрослыми, вас станут величать по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. Подумайте, как будут называть вас?

Ведущий: Сегодня на занятии мы узнали о новом праве детей. Что это за право?

Дети: Каждый ребенок имеет право на имя.

Ведущий: Ребята, нашему гостю Кирюше очень понравилось наше занятие. Он хочет прийти к нам еще. Давайте пригласим его. Конечно, Кирюша, приходи. Мы расскажем тебе о других правах маленьких детей. А что вам понравилось сегодня на занятии? А что было трудно?

Литература:

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Сборник игр и задач для тебя и твоих друзей «Имею право!» – М, 1999.
  3. Познание правовой культуры (сценарий урока на тему «Ваши права»)// Школьная библиотека, №7, сентябрь 2002.
  4. Защита прав ребенка в РФ: сборник нормативных документов. – С-Пб, 2001.
  5. «Детская Конституция»: как, опираясь на законы, действенно защищать права детей.// Библиотека «Российской газеты», выпуск 11, 2005.
  6. Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. «Ваши права»: Книга для учащихся начальных классов – М.: «Вита-пресса», 1995.