Цели урока:
- Познавательные: сформировать отрицательное отношение к разным формам революционного террора.
- Развивающие: развивать умения работать с текстом в учебнике, выбирать главное.
- Воспитательные: воспитывать формирование интереса к изучению истории, к прошлому родной страны, отрицательное отношение к террору.
Форма урока: урок-путешествие
Оборудование урока: средства ИКТ
ХОД УРОКА
Вводное слово учителя. Сегодня мы
совершим путешествие, которое поможет
рассмотреть особенности народнических
организаций второй половины 60-х – начала 70-х
годов, узнаем что значит «Хождение в народ»,
особенности первых рабочих организаций,
деятельность организации «Земля и воля».
Путешествовать будем по станциям:
- Разминочная, где повторим изученное ранее
- Народничество, где познакомимся с деятельностью народников
- Земля и воля, узнаем действия членов организации
- Охота на царя, где узнаем деятельность народников в организации «Народная воля»
- Закрепляющая, повторим изученное на уроке.
Пройдя все станции, мы узнаем, что было характерно для каждой организации народников?
Итак, первая станция разминочная.
Вас четыре группы, мы поиграем в игру «Составь слово». Перед вами варианты ответов, ваша задача выбрать правильный ответ на вопрос. На обратной стороне ответов буквы. После ответов на вопросы вы вспомните, что являлось главной целью народников?
Презентация
1. Годы правления Александра II?
а) 1855 –1881(р)
б) 1825–1855 (в)
2. Кто руководил пропагандистским течением в народничестве?
а) М.А.Бакунин (б)
б) П.Л. Лавров (в)
в) П.Н.Ткачев (г)
3. Кто руководил бунтарским течением в народничестве?
а) М.А.Бакунин (л)
б) П.Л. Лавров (д)
в) П.Н.Ткачев (з)
4. Кто руководил заговорщическим течением в народничестве?
а) М.А.Бакунин (х)
б) П.Л. Лавров (д)
в) П.Н.Ткачев (ц)
Теперь переверните карточки, по вашему мнению, с правильными ответами и составьте слово, которое является ответом на вопрос «Что являлось главной целью народников?» (революция)
Представления о способах достижения этой цели у членов народнических организаций на протяжении 60-80-х гг. не раз изменялись по мере приобретения ими опыта революционной деятельности.
Наше путешествие будет по России во второй половины 60-х – начала 80-х годов, в годы правления Александра II.
А сейчас мы подъехали ко 2 станции – народничество
Перед вами схема. Все эти организации являлись народническими. (запишите в тетрадь таблицу) – Рисунок 1
Мы будем заполнять таблицу, которая состоит из четырех граф.
Организация | Год существования | Руководитель | Идеи |
Заполнять ее будет каждая группа самостоятельно и по разным организациям.
Так 1 группа заполняет данную таблицу по
организации ишутинцы.
2 группа заполняет данную таблицу по организации
нечаевцы.
3 группа заполняет данную таблицу по организации
чайковцы.
4 группа заполняет данную таблицу по организации
долгушинцы.
После заполнения мы выслушаем каждую группу,
заполним таблицу по их предложениям и сравним ее
с презентацией.
Начинаем работу в группах.
Подошло время для рассказа первой группы по
организации ишутинцы.
Заполним таблицу по организации ишутинцы.
Посмотрим презентацию по данной организации.
Правильно вы нашли ответы?
Слушаем рассказ второй группы по организации
нечаевцы.
Заполним таблицу по организации нечаевцы.
Посмотрим презентацию по данной организации.
Правильно вы нашли ответы?
Слушаем рассказ третьей группы по организации
чайковцы.
Заполним таблицу по организации чайковцы.
Посмотрим презентацию по данной организации.
Правильно вы нашли ответы?
Слушаем рассказ второй группы по организации
долгушинцы.
Заполним таблицу по организации долгушинцы.
Посмотрим презентацию по данной организации.
Правильно вы нашли ответы?
Так мы заполнили таблицу.
В середине 70-х гг. народники пришли к выводу о том,
что если не произойдет немедленной революции, то
капитализм, набирающий силы, изменит,
приспособит к своему развитию крестьянскую
общину. Поэтому необходимо было, по их мнению,
идти в народ для того, чтобы вносить в его
сознание «идеалы лучшего, справедливого
общественного строя».
Состав пропагандистов был очень пестрым: «в
народ» устремились не только революционные
романтики из числа членов тайных Организаций, но
и люди, не связанные с ними, но разделяющие
народнические идеи. Среди них были даже
представители высших слоев обществ – 1875 гг.
сотни пропагандистов под видом врачей,
инженеров, учителей, а порой, чтобы завоевать
доверие крестьян, и переодетые мастеровыми
разбрелись по России, проникая в самые глухие ее
уголки. Они толковали с крестьянами о революции и
социализме. Но мужики, как правило, не понимали
«бар» с их господской, полной иностранных слов
речью. Чаще всего крестьяне и доносили на
пропагандистов в полицию.
Когда же были хождения в народ? 1874-1875 годах.
Запишем эти даты.
Подведем итог станции народническая, ответив на вопрос: Какие идеи народнических организаций?
Продолжаем наше путешествие. Мы доехали до станции «Земля и воля».
В конце 1876 г. в Петербурге возникла организация «Земля и воля», названная так в память первого революционного объединенения 60-х гг. Ее создателями были М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, В. Плеханов. Своей целью землевольцы провозгласили:
- Переход земли в руки трудового крестьянства
- Организация жизни общества на принципах общинного общинного самоуправления
3. Решение национального вопроса сообразно желанию населения.
Запишем цели в тетрадь.
Для подготовки народного восстания
предполагалось использовать организаторские и
дезорганизаторские методы работы.
Организаторские меры предусматривали ведение
пропаганды среди крестьянства и рабочих.
Дезорганизаторские методы предполагали
проведение действий, ослабляющих правительство,
в том числе уничтожение наиболее
«вредных» чиновников
(индивидуальный террор).
Сделаем в тетради такую же схему. (Рисунок
2)
Народники, видя в рабочих прежде всего выходцев из крестьянской среды, тесно связанных с деревней, пытались наладить пропаганду и среди них. Первые рабочие кружки создавались в основном с просветительской целью.
В 1875 г. в Одессе был образован «Южнороссийский союз рабочих», выступавший за объединение рабочих для насильственного изменения общественно-экономического и политического строя. В 1878 г. в Петербурге возник «Северный союз русских рабочих», в программе которого, содержались требования широких политических свобод — свободы слова, печати, собраний. Деятельность этих союзов оказалась недолгой. Они были разгромлены полицией.
Дезорганизаторской группе народников удалось провести ряд громких террористических актов, взбудораживших всю страну.
В паре работаем над пунктом «Раскол «Земли и
воли» и выбираем террористические акты, которые
проводила дезорганизаторская группа народников
до раскола организации.
Какие вы выписали акты?
Январь 1878 года – молодая революционерка
В.И.Засулич стреляла в петербургского
градоначальника Ф.Ф.Трепова, приказавшего
выпороть политического заключенного, не
снявшего перед ним головного убора.
Август 1878 – в центре Петербурга, средь бела
дня, С. Кравчинский заколол кинжалом шефа
жандармов Н. В. Мезенцева.
Февраль 1879 – был приведен в исполнение
смертный приговор генерал-губернатору Харькова
Д. Н. Кропоткину.
Март 1879 – было совершено покушение на нового
шефа жандармов А. Р. Дрентельна. От рук
террористов пострадали шеф одесских жандармов,
киевский прокурор, несколько агентов полиции.
2.04.1879 – землеволец А. К. Соловьев совершил
новое покушение на Александра II. Но пять
выпущенных им пуль не достигли цели, царь остался
жив.
В августе 1879 г. «Земля и воля» разделилась на две
самостоятельные организации — «Черный передел»,
в которую вошли сторонники продолжения
пропагандистской работы, возглавляемые Г. В.
Плехановым и «Народную волю», объединившую
сторонников индивидуального террора.
Организаторами и руководителями «Народной воли»
были А. Д. Михайлов, А. И. Желябов,
Перовская. Запишем в тетрадь схему (рисунок
3)
Подведем итог станции «Земля и воля», ответив на
вопрос: Какие методы работы были у
организации «Земля и воля»?
На какие две организации распалась
организация?
Мы подошли к следующей станции «Охота на царя»
Работаем по учебнику пункт «Народная воля»:
охота на царя. Нам необходимо выяснить
сколько покушений было на Александра и кто их
совершал за все годы его правления. Вам
давалось задание в группах на дом о поиске
ответов на этот вопрос.
Делаем кластер, в центре которого запишем
охота на царя (Рисунок 4)
Работаем в группах и стараемся заполнить
кластер.
Ответы групп.
Проверим кластер, кто совершал охоту на царя?
Подведем итог станции «Охота на царя», ответив на
вопрос:
Почему убили Александра?
Как народ отреагировал на смерть царя?
Что добились своей деятельностью народники?
1. Революционное движение – мощный фактор
общественной жизни
2. Крестьяне не готовы к революции
3. Революционеры не смогли претворить свою
программу в жизнь
Последняя станция Закрепляющая.
Вас 4 группы. У вас на листочках тесты – выберите правильный ответ.
А1. Какие народнические организации существовали в 60 – начала 80-х годов?
1) ишутинцы
2) чайковцы
3) нечаевцы
4) декабристы
А2. В какие годы были «хождения в народ»?
1) 1874 -1875
2) 1855-1856
3) 1880-1881
4) 1878-1879
А3. Когда убили Александра II?
1)1 марта 1881
2) 1 марта 1880
3) 1 марта 1879
4)1 марта 1882
1 группа поменяйтесь листочками с 3 группой, 2
с 4 группой. Проверим ответы теста на
слайде. (1-1, 2, 3; 2 -1; 3 - 1 ).
А теперь ответьте на вопрос, который был задан в
начале урока «Что было характерно для каждой
организации народников?»
Каждый из вас участвовал в ходе урока. Задача
группы – выставить оценку каждому
учащемуся, соотнося степень участия в работе.
Поднимите руки у кого оценка «5» –
оценка «4» –
оценка «3» –
Молодцы!
Домашнее задание – 1 уровень –
ответить на вопросы после параграфа.
2 уровень – работа с документами из
«Катехизиса революционера»
С.Г.Нечаева, ответы на вопросы после документа
Индивидуальное задание – биография А.М. Горчакова, мини – сочинение «Мой взгляд на деятельность народовольцев».