Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.
В предлагаемой программе рассматриваются вопросы строения и функций растительных пигментов. Особое внимание уделяется биологическим, химическим и физическим методам познания живой природы. Работа с приборами, инструментами, справочниками, наблюдение за биологическими объектами и эксперименты способствуют выявлению у учащихся качеств, соответствующих требованиям группы профессий “человек-природа”.
Цель курса
- Формирование у учащихся научного представления о причинах цветового многообразия в мире растений, о значении цвета в их жизни.
Задачи курса
- Углубить и расширить знания учащихся об основных физиологических процессах в растительном организме.
- Познакомить учащихся с механизмами регуляции физиологических процессов.
- Показать значение знаний о физиологии и генетике растений в растениеводстве.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать
- строение, жизнедеятельность растительного организма;
- влияние окружающей среды на жизнедеятельность растений;
- роль биологической науки в практической деятельности людей;
- методы познания живой природы.
Учащиеся должны уметь
- объяснять причины цветового многообразия растений;
- использовать полученные знания и методики изучения растительного организма.
Помимо вышеизложенного, программный материал и работа по его освоению могут служит ориентиром для подтверждения или опровержения правильности предварительного профессионального выбора обучающихся, а также источником дополнительной информации для одаренных детей, стремящихся к получению разносторонних биологических знаний.
Тематическое планирование курса
1. “Пластиды растительной клетки” (Приложение 1)
2. “Пигменты листа” (Приложение 2)
3. “Строение пигментов” (Приложение 3)
4. “Индикатор в саду и в лесу” (Приложение 4)
5-6. “Пигменты и фотосинтез” (Приложение 5)
7. “Женские уловки растений” (Приложение 6)
8. “Пигменты растений и растениеводство” (Приложение 7)
Литература
- Генери А. Что внутри растений?. – М.: АО “Слово”, 1994
- Дорофеева В.Ф. и др. Окрашенные соединения в химическом анализе. // Химия в школе, 1996. №2
- Краснова Е.М., Шипова Е.В. Рабочая тетрадь к лабораторному практикуму по физиологии растений: методические рекомендации для студентов ф-та естествознания, - Кострома, 1991
- Лаптев Ю.П. Растения от “А” до “Я”. - М.: Колос. 1992
- Лебедева Т.С., Сытник К.М. Пигменты растительного мира. - К.: Наукова думка, 1986. - 86 с.
- Популярный биологический словарь / Н.Ф. Реймерс. – М.: Наука, 1990
- Фадеев Г.Н. Химия и цвет: Кн. для внеклассного чтения. 9-10 кл. – М.: просвещение, 1983 - /мир знаний/.
- Чухрай Е.С. Молекула, жизнь, организм: Кн. для внеклассного чтения. 8-10 кл. – М.: просвещение, 1981 - /мир знаний/.
- Шваб Д. Настольная книга для преподавателей биологии. - М.: Просвещение, 1974
- http://galinka31.ucoz.ru/index/selekcija_dominantnye_i_recessivnye_priznaki/0-22