Тематический вечер, посвященный 100-летию ВВС России, "Им покоряется небо…"

Разделы: Внеклассная работа


Цели: формирование

  • готовности и способности обучающихся к самоопределению ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции; системы значимых социальных и межличностных отношений,
  • способности использования имеющихся навыков в процессе учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
  • осмысление учащимися развития научных знаний и достижений как части российской истории, формирование позиции верности своей стране и ее ценностям.

Ход мероприятия.

Ведущий 1. Человек уже на заре своей истории мечтал о завоевании воздуха, завидовал птицам, у которых есть крылья, мечтал о ковре-самолете. Изображения крылатого человека встречаются еще в наскальных рисунках пещерных людей

В греческой мифологии искусный механик Дедал строит летательный аппарат из перьев и воска. Его сын Икар, пытаясь перелететь через море, слишком приблизился к солнцу. Воск растопился и Икар погиб в волнах Эгейского моря.
В одиннадцатом веке английский монах Оливье пытался на сделанных им крыльях полететь с башни. Полет не удался — Оливье сломал себе обе ноги.

Ведущий 2. Стремились ввысь и наши предки. “Сказание о смерде Никитке, холопе боярского сына Лупатова” рассказывает как Никитка построил машину и собирался “лететь на ней к Богу”. Несмотря на удачную первую пробу, “выдумщик Никитка” не сносил головы. “Человек не птица, крылья не имат... аще же приставит крылья деревянны, противу естества творит. То не Божье дело, а от нечистой силы.”

Ведущий 1. Первый якобы удачный полет был совершен в 1729 году кузнецом из села Ключи, близ Ряжска. Как говорит сказание: “Сделав крылья из проволоки, надевал их как рукава и по приличию на ноги тоже, как хвост, а на голову, как шапку, из длинных мягких крыльев. Летал мало и спустился на крышу церкви. А поп крылья сжег, а самого кузнеца проклял”.

Ведущий 2. В 1754 году М. В. Ломоносов построил модель вертолета, скорее игрушку с пружинным заводом, которая летала.

Учащийся 1. Первый успешный опыт создания летательных аппаратов связан с именем морского офицера, в будущем контр-адмирала А. Ф. Можайского. В 1881 г. его проект на постройку самолета с паровым двигателем был одобрен. В 1885 г. его аппарат был построен, но при взлете потерпел аварию.

Быстрое усовершенствование в конце прошлого столетия двигателей внутреннего сгорания и их применение в воздухоплавании сдвинуло самолетостроение с мертвой точки. 17- го декабря 1903 года братья Райт совершили первый полет, продолжавшийся 59 секунд.

Русская мысль, русский талант и мужество не остались в стороне при осуществлении этого величайшего достижения нашего столетия и внесли свою крупную долю в дело завоевания воздуха. Уже в 1910 году в списках пилотов-авиаторов появляются русские имена.

Уже в конце года летчик Васильев делает перелет Елизаветполь - Тифлис. А в 1911 году авиаторы устраивают состязание: рекордный перелет по маршруту Петербург-Москва. Из девяти участников в Москве приземлился только Васильев. Остальные восемь участников из-за поломок и аварий выбыли из состязания. К счастью, все обошлось без очень тяжелых увечий. Опасный почин поддержали лейтенантом Дыбовский и штабс капитан Андреади. Известие о перелете из Севастополя в Петербург принесло им славу отчаянно смелых летчиков.

Учащийся 2. 1910 стал годом зарождения отечественного авиастроения. Первые аэропланы сконструировали инженеры Я. М. Гаккель, Былинкин, позднее Д. П. Григорович, В. А. Слюсарев, И. И. Стегнау. Однако самым известным русским авиаконструктором был Игорь Иванович Сикорский, именно ему первому в мире пришла идея многомоторного аэроплана.

13-го мая 1913 года в Петербурге четырехмоторный аэроплан “Русский Витязь” совершил свой первый полет и этим положил начало тяжелой авиации всего мира. 

На своем втором самолете “Илья Муромец” Сикорский и три его спутника в июнь 1914 года совершили перелет Петербург-Киев (по прямой линии больше 1200 км.). Полет проходил в тяжелых условиях: сначала на самолете вспыхнул пожар. Экипаж принял решение тушить машину в воздухе; через несколько часов выяснилось, что штурман потерял ориентиры, самолет чуть не потерпел крушение. И все-таки рекорд был поставлен! “Илья Муромец” стал первым в мире пассажирским самолётом. Он впервые в истории авиации был оснащён отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом. На “Муромце” имелось отопление и электрическое освещение.

Первая мировая война дала резкий толчок развитию авиации, открыв широкие возможности применения самолетов в военном деле.

И снова самолеты Сикорского, построенные в начале войны, не имели себе равных, — они поднимали до 800 кг. бомб, были вооружены 3-7 пулеметами и имели экипаж в 8 человек. К слову сказать, Франция подобные самолеты начала строить только в 1916 году.

10 декабря 1914 года была создана эскадра самолетов “Илья Муромец” ставшая первым в мире соединением бомбардировщиков. Первый раз на боевое задание самолёты эскадры вылетели 14 февраля 1915 года. За всю войну эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей, потеряв при этом в боях с вражескими истребителями лишь один самолёт.

Учащийся 3. Однако даже самые лучшие самолеты надо было учить летать. Как любое новое дело, первые полеты были опасны, чаще всего смертельно опасны! Хрупкие деревянные машины часто ломались при посадке, двигатели были несовершенны и отказывали в полете. Авиация не знала парашютов. В этих условиях основы летного искусства закладывали русские летчики.

Родоначальником высшего летного пилотажа является  Пётр Николаевич Нестеров.

Имея богатый летный опыт и знания в области математики и механики, он обосновал возможность выполнения глубоких виражей, а потом осуществил их на практике. Для доказательства своей идеи, согласно которой “в воздухе для самолета всюду опора”, 27 августа 1913 года в небе над Киевом Нестеров впервые в мире выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Эту сложнейшую фигуру авиаторы называют “мертвая петля” или “петля Нестерова”. Более пятнадцати фигур высшего пилотажа за свою недолгую жизнь разработал славный летчик, воспитал целую плеяду последователей.

Погиб капитан Нестеров 27 августа 1914 года. Его отряд самолетов был расположен около городка Жолква в Галиции. Местность была ровная, удобная для взлетов и посадки. Каждое утро над усадьбой кружил австрийский самолет. Надо было во что бы то ни стало помешать противнику вернуться домой и сообщить своему командованию сведения, собранные во время разведки.

Учащийся 4. Садясь в последний раз в аппарат, Нестеров сказал: 
“Больше австриец не будет летать над нашим аэродромом”. Из оружия у него был только револьвер. Чтобы сдержать свое слово ему пришлось первому в истории воздухоплавания применить таранный удар. Собравшиеся на аэродроме боевые товарищи героя-летчика наблюдали, как разыгрывался этот воздушный бой. Самолет Нестерова быстро набрал высоту и оказался на сотню метров выше австрийского "альбатроса". Потом русский летчик резко направил свою машину вниз и устремился на врага. "Моран" с силой врезался в австрийский самолет. У "альбатроса" отвалилось крыло, и он упал на землю. Но и Нестерову, который был тяжело ранен во время столкновения самолетов, не удалось посадить машину, и он жизнью заплатил за свой подвиг. Ему было всего 27 лет.

Имя Нестерова вновь, как и после впервые выполненной им "мёртвой петли", облетело весь земной шар. О его подвиге писали газеты мира, снимались кинофильмы. По этому случаю были специально выпущены почтовые открытки и конверты с изображением портрета лётчика и картины первого в мире воздушного тарана. Император Германии Вильгельм II издал приказ, где говорилось: "Я желаю, чтобы мои авиаторы проявляли искусство в бою так же, как это делают русские".

Учащийся 3. Военные действия в воздухе заставляли летчиков постоянно совершенствовать свое мастерство. И, тем не менее, ненадежная техника часто отказывала: значительно возросло количество катастроф. В числе аварий наблюдались случаи падения самолетов с одновременным вращением, причем такие происшествия всегда заканчивались потерей самолета и, в большинстве случаев, пилота. Летчики, оставшиеся в живых, утверждали, что самолет, начав вращаться, становился неуправляемым. Падение самолета с одновременным вращением его и потерей управляемости назвали штопором. Способ выхода из штопора придумал русский военный летчик Константин Арцеулов.

В сентябре 1916 года самолет его самолет системы “Ньюпор-21” взлетел с аэродрома Качинской школы летчиков. Вот самолет штопорит, отсчитывая витки... пилот без парашюта... Считает их Арцеулов, с трепетом считают их и друзья на земле. Выполнив три витка, машина летчика перешла в крутое пикирование. Это была победа над самым грозным противником пилотов. В том же полете Арцеулов повторил штопор, сделав уже пять витков. В октябре штопор был введен в программу обучения истребительного отделения Качинской школы и стал фигурой высшего пилотажа.

Учащийся 4. И петля Нестерова, и штопор нашли практическое применение. Например, российский ас Евграф Крутень уходил от атакующего самолета, выполняя петлю Нестерова, после чего сам атаковал противника. Многие русские военные летчики стали вводить самолет в штопор преднамеренно, попав под огонь зенитных орудий противника. У противника создавалось впечатление, что машина сбита и падает. Стрельба по самолету прекращалась, а летчики выводили машину из штопора и уходили.

Вскоре русские военные лётчики - ученики Арцеулова - стали применять "штопор" и в воздушных боях. Трудно даже представить, сколько жизней лётчиков спас своими рискованными полётами Константин Арцеулов. После Октябрьской революции Арцеулов продолжал готовить кадры военных лётчиков, испытывал самолёты.

Ведущий 1. История авиации - это, к счастью, не только история войн и воздушных сражений. Одна из славных страниц нашей авиационной истории, одна из самых романтических и увлекательных - это освоение Арктики.

Борьба за Арктику – это не только история путешествий по достижению Северного полюса и романтика странствий, - это тяжелая, порой опасная работа в условиях суровых морозов, снежной пурги и оторванности от Большой земли, а также, постоянный риск исчезновения человека, при встрече с загадками Арктики.

Отечеству принадлежит значительнейшая часть северной полярной области и потому нет ничего удивительного в том, что советские летчики приняли живейшее участие в деле исследования полярных пространств с воздуха и организации постоянных летних путей.

Учащийся 5. Еще в августе 1914 г. летчик Нагурский летал на гидроплане Фармана вдоль западных берегов Новой Земли в поисках пропавших без вести экспедиций Русанова и Брусилова. Это был первый в истории полет на аппарате тяжелее воздуха за полярным кругом. Яркими страницами в истории освоения Арктики стали полёты в районе Шпицбергена летом 1928 Чухновского и Бабушкина на поиск экипажа потерпевшего катастрофу дирижабля “Италия”. В сложнейших условиях экипажи нашли в ледовой пустыне на 81-й параллели группу Ф. Мальмгрена из состава экспедиции У. Нобиле и сообщил её координаты на ледокол “Красин”, который снял эту группу со льдины.

С 1929 года самолёты обеспечивали передвижение судов в восточном секторе Арктики, с помощью авиации велось освоение Северного морского пути: ледовая разведка и проводка морских судов и военных кораблей через льды, авиационное обслуживание научно-исследовательских экспедиций, изучавших природные ресурсы северных морей и Северного Ледовитого океана.

Учащийся 6. Славные имена наших летчиков прогремели на весь мир после спасения экипажа парохода “Челюскин”, потерпевшего крушение 13 февраля 1934 года.

Из воспоминаний руководителя экспедиции О.Ю.Шмидта:
“Крепкий металл корпуса сдал не сразу. Было видно, как льдина вдавливается в борт, а над ней листы обшивки пучатся, выгибаясь наружу. Лед продолжал медленное, но неотразимое наступление. Вспученные железные листы обшивки корпуса разорвались по шву! С треском летели заклепки... В одно мгновение левый борт парохода был разорван у носового трюма. Этот пролом, несомненно, выводил пароход из строя. Его жизнь измерялась часами”. “Челюскин” затонул в точке с координатами 68 гр. с.ш. и 173 гр. з.д. 104 человека, из них двое детей, оказались на льдине, под открытым небом, при температуре ниже 30 градусов.

Для спасения экипажа и пассажиров парохода “Челюскин” были организованы четыре авиационных отряда.

У пилотов не было ни хороших карт, ни радио, ни надежных навигационных приборов; отсутствовали аэродромы и заправочные базы. В полетах, продолжавшемся месяц, хлебнули всего: и снегопады, и бураны, и морозы, и сильная облачность, из-за разной скорости самолеты часто теряли друг друга: из 12 самолетов, посланных на помощь “челюскинцам” до цели добралось только 6. А ведь ими управляли хорошие пилоты. Чаще всего не они были виновны в авариях и поломках, подводила техника, далекая от совершенства. Впрочем, иногда не хватало и умения, особенно в пургу и туманы.

Из воспоминаний участника экспедиции М.В.Водопьянова: “Не успел я сесть в Ванкареме, как сразу же решил лететь в лагерь Шмидта. Накануне Доронин уже побывал там и вывез двоих. “ПС-3” опять подвел его: в конце взлета отломалась стойка шасси. Стойку “челюскинцы” починили, но не очень крепко... Чтобы не перегружать машину, Доронин взял только двух пассажиров. Опять сломалась проклятая стойка. Одна лыжа повисла в воздухе... Доронин сумел посадить самолет на одну лыжу”. Всего самолетами “летчиков-спасателей” было выполнено 25 рейсов и вывезено 102 человека.

Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года было учреждено звание “Герой Советского Союза”. Первыми кавалерами этой высшей награды стали летчики-“челюскинцы”: Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнев, Водопьянов и Доронин. С Чукотки челюскинцы и летчики направились во Владивосток, а оттуда поездом в Москву, где их ждала невиданная до той поры торжественная встреча.

Учащийся 7. Беспрецедентный по дерзости полет через Арктику Москва – Северный полюс – Ванкувер протяженностью 9130 км совершил экипаж еще одного летчика – Героя Советского Союза Валерия Чкалова.

Специально для достижения предельной дальности полета создавался самолет АНТ-25. Он представлял собой цельнометаллический одномоторный моноплан с двигателем АМ-34 конструкции А.А. Микулина. Отличительной особенностью его является большое удлинение крыла: 34 метра. Обшивка крыльев выполнена из гофрированного дюралюминия, обтянутого для уменьшения сопротивления полотном. АНТ-25 мог взять почти 6 тонн топлива. В конструкции самолета была предусмотрена возможность посадки на воду. Самолет имел самое совершенное по тем временам радиооборудование и аэронавигационные приборы.

Учащийся 8.18 июня 1937 года В.Чкалов, Г.Байдуков и А.Беляков подняли самолет в воздух. Через сутки вошли в полярный район – магнитные компасы сразу отказали и ориентироваться пришлось по солнцу. Запасы кислорода иссякали, так что кислородная маска переходила от одного к другому по очереди – вместе с дежурством у штурвала. Остальные лежали в спальных мешках, экономя силы. Впрочем, на высоте 6000 километров и лежать-то было тяжело. От перегрузки и кислородного голодания у Чкалова пошла носом кровь. Несколько раз возникала угроза обледенения: машина, покрытая толстой ледяной коркой, теряла летные характеристики, просто падала. Приходилось то спускаться ниже облаков, то подниматься выше.

Ситуация и так была накалена до предела, и вдруг раздался какой-то хлопок, запахло спиртом, стекло кабины пилота покрылось слепой ледяной коркой... Оказалось, лопнула трубка водяной системы охлаждения мотора, вода вылилась на стекло. “Через 5-6 минут мотор разлетится на куски, - крикнул Чкалов. – Саша, тащи всю жидкость, которая есть на борту”. И пока Байдуков на высоте 4500 километров, высунув руку в форточку, скалывал ножом со стекла лед, Чкалов с Беляковым вылили в расширительный бачок всю оставшуюся на борту питьевую воду.

Сели в Ванкувере на военном аэродроме. Штурман Беляков сделал в бортовом журнале последнюю запись: “20 июня 1937 года. Всего пробыли в воздухе 63 часа 16 мин. Израсходовано горючего 5658 килограммов, остаток горючего 77 килограммов. Средняя скорость полета – 200 километров в час”...

К удивлению героев оказалось, что их пребывание на американской земле расписано на месяц вперед. Повсюду их встречали артиллерийским салютом, местные королевы красоты возлагали на их головы венки, а знаменитости записывались в очередь за автографами. 

Кульминацией этих торжеств стала встреча с президентом США Фраклином Делано Рузвельтом в Белом доме. Заметив, что гости внимательно рассматривают развешанные на стенах картины, Рузвельт пояснил, что он был моряком, потому здесь так много всего связанного с морем. Чкалов в ответ непринужденно заметил: “Вам не хватает здесь нашего Айвазовского”. Оживившийся Рузвельт тогда произнес: “Я очень, очень люблю Айвазовского...”.

Учащийся 9. За перелёт весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Об исключительной важности этого перелёта для того времени говорит тот факт, что возвращение самолёта в Москву приехал лично встречать на аэродром Сталин.

Впервые в мировой практике был успешно пройден трансполярный маршрут. Была осуществлена мечта многих авиаторов, включая погибших членов экипажа дирижабля “Италия” и Руала Амундсена.

Через два месяца после Чкалова Сигизмунд Александрович Леваневский полетел тем же маршрутом. Над Ледовитым океаном самолет исчез, о судьбе экипажа до сих пор ничего не известно. Больше подобных попыток никто не предпринимал. И даже сейчас, когда со скоростью 200 километров в час передвигаются разве что автомобили, но никак не самолеты, Чкаловским маршрутом никто летать не отваживается...

Ведущий 1 Во время Великой Отечественной наши летчики брали в полет фотографию Чкалова – на удачу. Впрочем, бывали случаи, когда его портреты обнаруживались и в вещах сбитых немецких пилотов. Один из них объяснил: “Чкалов не только ваш. Немецкие летчики тоже считают его своим учителем. Наверное, все летчики мира мечтают летать так, как он”.

Ведущий 2. Годы войны стали временем смелых и оригинальных технических решений, высокого подъема творческой мысли ученых, инженеров, конструкторов, рабочих.

28 июня Академия наук СССР обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма. “В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы ... - во имя защиты своей Родины и во имя защиты мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству”.

Выдающийся физик С. И. Вавилов писал: “Научная громада - от академика до лаборанта и механика направила ... все свои усилия, свои знания на прямую или косвенную помощь фронту”.

Ведущий 1. Деятельность ученых в военные годы - это замечательный образец беззаветного служения своей Родине и своему народу, самоотверженного и напряженного творческого труда. История сохранила нам немало ярких доказательств этому. Вот одно из них.

Ведущий 2. Советские ученые, конструкторы, инженеры с первых дней войны были полны решимости отдать все свои знания и силы, весь свой труд и опыт великому делу разгрома фашизма. “Все для фронта, все для победы!” - эти слова стали девизом миллионов.

Учащийся 10. Очень важной в те дни была работа наших авиаконструкторов, трудившихся над созданием новых самолетов для фронта. В 1943 году военно-воздушные силы получили новую отличную машину. Под руководством авиаконструктора А.С.Яковлева на базе самолета Як-1 был спроектирован самый легкий и маневренный истребитель второй мировой войны Як-3. Достоинство Як-3 – сочетание простоты пилотирования с мощным вооружением. В 1943 году А.Н.Туполевым был создан пикирующий бомбардировщик ТУ-2.

В суровые военные будни, отводя на сон всего 2-3 часа в сутки, С.А.Лавочкин создавал новые быстроходные, хорошо вооруженные истребители Ла-5, ЛаГГ-3. “Я не вижу моего врага — немца-конструктора, который сидит над своими чертежами ... в глубоком убежище, - писал Семен Алексеевич -. Но, не видя его, я воюю с ним ... Я знаю, что бы ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт ... чтобы в день, когда два новых самолета — наш и вражеский — столкнутся в военном небе, наш оказался победителем”.

В 1942 году ЛА-5 стали поступать на фронт. Популярность их у советских летчиков была огромной. На этих истребителях они громили фашистов под Сталинградом и Курской дугой. Враг ничего не мог противопоставить им: летчики одной части писали: “Ваши данные испытаний машины в боевых условиях подтверждаются... Первый воздушный бой был 5 июля над нашим аэродромом. Четыре “Лавочкиных” встретились над линией фронта с шестью “фокке-вульфами”. Фашистские самолеты были рассеяны, два из них были загнаны на нашу территорию и оказались над аэродромом. Здесь дали им перцу. Герой Советского Союза летчик Холодов говорит, что он одного “фокке-вульфа” не выпускал из-под прицела в течение 4 — 5 минут. Никакими маневрами противнику не удалось ускользнуть. (Видеохроника – воздушный бой. Слайд №21). Но Семен Алексеевич и его соратники не думали останавливаться на достигнутом. Технический потенциал ЛА-5 позволил С.А. Лавочкину в течение года создать новый скоростной истребитель ЛА-7, который стая поступать на фронт уже во второй половине 1944 года. На нем советские летчики завершили разгром фашистской авиации.

Много героических подвигов было совершено нашими летчиками на этих машинах. Простота и легкость в управлении Ла 5 позволили освоить эту машину одному из самых замечательных летчиков ВОв – Алексею Маресьеву. Лишившись обеих ног, он, тем не менее, выполнял боевые вылеты и одерживал победы над врагом во время Орловско - Курской битвы.

Ведущий 1. Много славных страниц вписала отечественная авиация и в послевоенное время. Небо Кореи и Афганистана, Ле-Бурже и Фарнборо помнит российские самолеты и их отважных пилотов. Им как никому покоряется небо.

Ведущие проверяют степень усвоения материала в игровой форме – с использованием интерактивного тестирования.

Литература и источники:

  1. Кикоин И.К. “Физики - фронту” - Физика в школе № 3, 1995 г.,с.4-8.
  2. Корявко В.В. “Викторина” № 2, 2002 г. “вклад ученых в дело победы” с.56-59.
  3. Ладыгин И.В.Русские соколы http://army.armor.kiev.ua/hist/rus-let.php
  4. Миренков А.И. Обеспечение действующей армии вооружением, боевой техников, материальными средствами в 1941-1943 годах. Военно-исторический журнал № 5, 2002 г. с.24-30.
  5. Павлов Б. Из истории русской авиации до большевиков http://www.xxl3.ru/kadeti/rus_avia.htm
  6. Сикорский И.И. "Воздушный путь". Нью-Йорк, 1920 г. http://www.runivers.ru/doc/isl/index.php?SECTION_ID=1080&IBLOCK_ID=43
  7. Шмидт О. Как погибал “Челюскин”. http://www.cheluskin.ru/poxod-chelyuskina/o-shmidt/294-o-shmidt-kak-pogibal-chelyuskin.html
  8. Неизвестная война. Сериал. Режиссер – Р. Кармен
  9. http://www.victory.mil.ru/tw/index.html
  10. http://otvoyna.ru/tupolev.htm
  11. http://vozdux.net
  12. http://vakul.ru/istoriya-aviacii/v-dorevolyucionnoj-rossii/1971-2/
  13. http://airaces.narod.ru/index.html
  14. <http://www.opoccuu.com/180611.htm