Цель урока: адаптировать понятие «масштаб» к математике.
Тип урока: урок повторения ранее изученного материала, его систематизация и применение в новых условиях.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- ввести понятие масштаба карты (вспомнить из уроков географии);
- показать решение задач с помощью пропорции в заданном масштабе;
- закрепить навык решения уравнений, записанных в виде пропорции с помощью основного свойства пропорции;
2. Умения:
- научить определять масштаб, расстояние по карте;
- отработать навыки решения задач с помощью пропорции в заданном масштабе;
- строить определение понятий, сравнения, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы;
- владеть способами контроля и взаимоконтроля, само- и взаимооценки;
- коллективно работать, управлять работой коллектива.
3. Воспитательные:
- показать связь математики с географией;
- развивать коммуникативные способности;
- прививать интерес к поисковой деятельности;
- воспитывать любовь к малой родине;
- самостоятельность мышления.
4. Развивающие:
- развивать умение владеть приемами устной монологической и диалогической речи;
- воспитывать самостоятельность мышления, умение, выдвигать гипотезы, строить план исследования, делать выводы.
Средства обучения:
- презентация (Приложение 1);
- компьютер, мультимедиапроектор;
- карты Пензенской области.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний
- Постановка целей урока.
- Изучение нового материала.
- Физкультурная минутка.
- Проблемная задача.
- Решение практических задач.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте! Добрый день!
Сегодня мы будем работать в группах. Оценивается работа группы и работа каждого с помощью оценочного листа. (Приложение 2)
II. Актуализация опорных знаний.
1. Заполни пропуски-вопросы (записано на доске).
6 м = ? см | 2 см = ? м | |
5 км = ? см | 14 м = ? км | |
13 км = ? м | 26 см =? км |
Во время опроса повторяются основные правила перевода единиц измерения. (Слайд 2)
2. Задача 1. (Слайд 3)
Длина шага малыша 20см, а взрослого –4. Найдем отношение длины шага малыша к длине шага взрослого. Составим отношение – 20:4. Длина шага малыша в 5 раз длиннее. Правда ли это?
Ответ. Нет, неправда. 4 дм = 40 см. Тогда отношение будет 20:40=1:2.
3. Повторить прямо пропорциональные величины. (Слайд 4)
Среди представленных зависимостей укажите прямо пропорциональные величины:
а) зависимость между стороной прямоугольника и его площадью;
б) зависимость между количеством порций запеканки и массой картофеля,
использованной для ее приготовления;
в) зависимость между количеством учащихся в классе и количеством отличников в
классе;
г) зависимость между скоростью мотоциклиста и временем его движения от Пензы
до Заречного;
д) зависимость расстояния на карте и на местности.
(Добиваться обоснования утвердительного ответа равенством соответствующих отношений.)
Учитель подводит итоги разминки. В группах ученики ставят баллы за работу на этапе урока.
III. Сообщение темы урока и постановка целей. (Слайд 5)
Задача 1. (Учащиеся решают в группах самостоятельно).
Из Москвы на олимпийские игры вылетел самолет со скоростью 1000 км/ч. Через 1,36 ч он приземлился в Сочи. По физической карте Муравьишка проползает расстояние между этими городами за 13,6 с со скоростью 0,5 см/с. Какую часть составляет расстояние на карте от расстояния в действительности? (Ответ дайте с помощью обыкновенной дроби.)
1) 1000 * 1,36 = 1360 (км) SМ-С на местности
2) 0,5 * 13,6 = 6,8 см (см) SМ-С на карте
3) 1360 км = 136000000 см
4) 6,8 : 136000000 =
Учитель проверяет решение у каждой группы, выставляет баллы каждой группе. Один ученик объясняет решение у доски. (Слайд 6)
Учитель: В результате решения задачи мы получили дробь . Объясните смысл этой дроби.
Ученики: Дробь является масштабом карты, по которой полз Муравьишка.
Учитель объявляет тему урока (Слайд 7) и просит учащихся вспомнить все, что они знают об упомянутом термине. Подумать, на каких предметах они уже встречались с данным понятием и для чего его применяли (учащиеся должны вспомнить о данном понятии в связи с предметом география и попытаться пояснить, для чего используется масштаб).
Подводит учеников к вопросу, почему снова изучается масштаб на уроках математики. Делается предположение, что географию и математику связывает это понятие. Ставится основная цель урока:
Показать связь математики и географии на примере изучения масштаба.
В ходе устной работы идет постановка и уточнение целей урока (слайд, цели появляются по щелчкам):
- Рассмотреть практическое использование масштабов.
- Выяснить какие задачи, связанные с масштабом необходимо решать в практических целях.
- Изучить основные приемы решения масштабных задач.
IV. Изучение нового материала.
1. Дать определение масштаба.
Учитель: В задаче 1 мы получили ответом дробь и сказали что она показывает масштаб карты. Каким понятием можно заменить слово дробь?
Ученик: Дробь – это деление или отношение двух чисел.
Значит, масштаб – это отношение. А отношение одно из понятий математики.
(Слайд 8)
Составим рассказ об отношениях (работа в группах):
- частное двух чисел;
- при делении большего на меньшее показывает, во сколько раз одно число больше другого;
- при делении меньшего на большее, показывает, какую часть одно число составляет от другого;
- отношение можно выразить в процентах;
- отношение величин находят, если они выражены в одних единицах измерения.
Учитель: Подумаем, об отношении каких величин мы будем вести речь в определении масштаба и как дадим определение.
После обсуждений ученики делают вывод:
Масштаб это отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности. (Слайд 9)
2. Показать, что задачи на масштаб можно решать с помощь пропорций.
Учитель: Почему отрезки на карте и на местности являются прямо пропорциональными? Каким способом можно решать задачи на прямо пропорциональные величины?
Ученик: Их отношения (масштаб) равны. Значит, задачи на масштаб можно решать с помощь пропорций.
В конце теоретического этапа еще раз ученики проговаривают выводы и фиксируют в оценочных листах вклад каждого участника группы в разработку теории.
V. Физкультурная минутка. (Слайд 9, 10)
VI. Решение проблемной задачи (апробация метода пропорций к решению задач на масштаб).
Задача 2. (Слайд 12)
Создается проблемная ситуация. (Приложение 3)
Учитель: Перед вами часть карты Пензенской области. Найдите, пожалуйста, на этой карте наш город и определите на каком расстоянии оно находится от города Пензы.
Дети приходят к выводу, что это задание выполнить невозможно, т. к. неизвестен масштаб карты.
Действительно, не зная масштаб карты, с ней невозможно работать. Сделаем эту карту пригодной для работы, если воспользуемся информацией о том, что расстояние от нашего города до города Пенза примерно 12 км.
Сформулируем поставленную перед нами задачу: определить масштаб карты, если расстояние от г. Заречного до г. Пенза 12 км.
Решение:
Отрезки | Масштаб | |||
Карта | 5 см | 1 | ||
Местность | 12 км | х |
1) 12 км = 1200000 см
2) =
3) х = 240000
Ответ: М 1:240000.
Каким еще способом можно решить эту задачу? Ученик, решивший задачу другим способом показывает решение у доски.
1) 12 км = 1200000 см
2) 1200000 : 5 = 240000 – во столько раз расстояние на местности больше расстояния на карте.
1 : 240000 = – масштаб карты.
Ответ. М 1:240000
Взаимооценка в группах.
VII. Решение практических задач.
Ученики решают самостоятельно, используя карту Пензенской области (Приложение 4). (Слабым учащимся дается подсказка таблица для записи условия.)
Задача 3.
Каково расстояние между Пензой и Нижним Ломовом, если масштаб карты – 1:1800000?
Ответ. 96 км. (Слайд 13)
Учитель: Где и для чего еще используется масштаб?
Ученик делают предположения.
Учитель: Масштаб используют не только при вычерчивании карт. Если надо построить здание или сделать машину, их сначала чертят на бумаге. Конечно, все размеры при этом уменьшают, используя масштаб.
А если нужно изготовить маленькие наручные часы или другую мелкую деталь? Их тоже вычерчивают на бумаге, но в увеличенном виде. Масштаб будет больше единицы: 50:1; 100:1. Ещё больше, если надо изобразить клетку или микроб. (Слайд 14)
Что же показывает масштаб: 50:1; 100:1?
Ответ. Это значит, что предметы увеличены в 50 и 100 раз.
№828 (а, б – на доске, в – самостоятельно).
Масштаб | Отрезки | |||||
План | 1 | 7,2 см | х = 36 см | |||
В действ | 5 | х см | ||||
План | 1 | х см | х = 24 см | |||
В действ | 3 | 72 см | ||||
План | 2 | х см | х = 72 см | |||
В действ | 1 | 36 см |
VIII. Итоги урока. (Слайд 15)
Все предложенные задачи решаются и остаются на доске. После решения задач подводится предварительный итог урока, дети еще раз просматривают решения и отвечают на вопросы:
- Какое математическое выражение необходимо составить для решения задачи с масштабом?
- Какие строки должны присутствовать в оформлении краткой записи для задачи на масштаб?
- Какие столбцы необходимо выделить в краткой записи?
- Необходимо ли при решении задачи на масштабы учитывать размерность отрезков?
- Какие данные необходимо иметь, что бы восстановить масштаб карты?
- Как составляется пропорция для определения реального расстояния, или расстояния на карте?
Самооценка в оценочных листах.
IX. Домашнее задание. (Слайд 16)
П. 23; № 840, № 843, № 846 (б).
Творческое задание: составить с помощью карты Пензенской области задачу на масштаб.
X. Рефлексия.
- Достигли мы сегодня поставленных целей?
- Что понравилось сегодня на уроке?
- Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению после урока. (Слайд 16, 17)
Оценки за урок.
Литература:
- Виленкин Н.Я. и др., Математика. 6 класс: учеб. Для общеобразоат. Учреждений / - 23-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2008.
- Чесноков А.С., Нешков К.И., Дидактические материалыпо математике: 6 класс: практикум/ - 2-е изд. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.
- Ершова А.П., Головобородько В.В., Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса. – 5-е изд., испр. – М.: ИЛЕКСА, 2010.