Урок ОБЖ по теме "Окружающая среда и здоровье человека". 9-й класс

Разделы: ОБЖ, Экология

Класс: 9


Цель: изучение влияния антропогенного загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

Задачи:

  1. Образовательная: формирование у обучающихся знаний об особенностях антропогенного фактора загрязнения окружающей среды, его основных источниках и негативных последствиях.
  2. Воспитательная: формирование экологической культуры обучающихся, убеждений о необходимости бережного отношения к окружающей среде на основе осмысления краеведческого материала.
  3. Развивающая: развитие умения выделять главное в изучаемом материале и составлять опорный конспект в виде таблицы в ходе групповой работы.

Материальное обеспечение урока:

  • мультимедийное оборудование;
  • мультимедийная презентация;
  • раздаточный текстовый материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.

2. Этап целеполагания.

- Французский философ и писатель Мишель Монтень писал: «Здоровье – это капитал, данный человеку природой изначально, потеряв который, трудно вернуть обратно».

- Как вы понимаете это высказывание? (Слайд 1)

- Кто, как правило, является главным источником опасности для здоровья человека? (Необходимо подвести обучающихся к мысли, что сам человек является источником опасности для своего здоровья в том случае, если не придерживается здорового образа жизни и создаёт опасные факторы для своего здоровья.) (Слайд 2)

- Действительно, человечество виновно во многих современных проблемах, которые негативно влияют на здоровье людей. Негативные факторы окружающей среды, которые создаются в ходе деятельности человека, называются антропогенными. Сегодня мы выясним влияние антропогенных факторов на здоровье человека, а также сформулируем основные пути решения проблем на примере Мурманской области. (Слайд 3)

3. Этап изучения нового материала.

- Загрязнение окружающей среды – сложный процесс, связанный с повседневной деятельностью человека. В неблагоприятной экологической обстановке проживает 73% населения России. Воздействие человека на окружающую среду становится всё более ощутимым, причём особенно резко оно усилилось в условиях современной научно-технической революции. В разной степени изменению подверглись все природные компоненты окружающей среды: воздух, почва, вода. Развитие человечества привело к появлению новых антропогенных факторов, таких как шумовое загрязнение, электромагнитное загрязнение. Последствия, вызываемые антропогенными факторами, значительно влияют на здоровье человечества.

- В ходе групповой работы ваша задача выяснить, что является источниками загрязнения окружающей среды и какие последствия для человечества несёт данный вид загрязнений. (Слайд 4)

Обучающиеся делятся на 5 групп. Каждой группе выдаётся текстовый материал по одной из тем «Загрязнение почвы», «Загрязнение воды», «Загрязнение воздуха», «Шумовое загрязнение», «Электромагнитное загрязнение» (Приложение 1). Результаты изучения текстового материала обучающимся необходимо оформить в таблице:

Наименование антропогенного фактора Источники загрязнения Основные последствия загрязнения
Загрязнение почвы    
Загрязнение воды    
Загрязнение воздуха    
Шумовое загрязнение    
Электромагнитное загрязнение    

Результаты групповой работы проверяются при помощи мультимедийной презентации (Слайды 5-9) и обсуждаются. Итоговая таблица оформляется обучающимися в тетрадях.

4. Этап первичного закрепления материала.

После изучения текстового материала (Приложение 2) на тему экологической обстановки в Мурманской области составляется экологическая карта Мурманской области. (Слайд 10)

Зелёным цветом отмечаются города, имеющие самую загрязнённую атмосферу.

Синим цветом отмечаются водные объекты (реки и озёра), экология которых нарушена.

Жёлтым цветом отмечаются места вдоль побережья, которые несут наибольшую антропогенную нагрузку. (Слайд 11)

5. Итог урока.

А.В. Яблоков писал: «Жизнь без опасности практически невозможна, но снизить экологический риск человечество обязано, если не хочет погибнуть».

- Объясните данное высказывание.

- При выполнении домашнего задания ваша задача сформулировать рекомендации по улучшению экологической обстановки в Мурманской области.

Использованная литература:

  1. Богданец, Т. П. Экология Мурманской области с основами общей экологии / Т. П. Богданец, Н. В. Василевская, Я. Коммандер, А. В. Шевченко. – Мурманск: МГПИ, 1998.
  2. Лештаев А. А. Экологические проблемы Мурманской области./ А.А. Лештаев. – Мурманск: МГПИ, 2008.
  3. Экология и охрана природы Мурманской области. – Апатиты, 2006.
  4. Экология: рациональное природопользованиеи безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие под редакцией А.Н. Павлова. – М.: Высшая школа, 2005. – 343 с.