Планируемые цели для учителя:
- сконструировать таблицу умножения 6, опираясь на различные свойства умножения;
- исследовать связь между изменяющимся множителем и цифрами в произведении;
- найти закономерности и особенности данной таблицы с целью быстрого её запоминания;
- решать задачи на нахождение произведения и суммы.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные: формировать положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке;
- планировать свои действия в связи с поставленной задачей.
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний;
- отличать новое от уже известного; добывать новые знания.
Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- слушать и понимать речь других;
- уметь работать в паре, группе;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемые предметные результаты.
Обучающиеся:
- смогут усвоить и частично запомнить таблицу умножения на 6;
- сумеют проанализировать, произвести необходимые вычисления в задаче;
- будут адекватно себя оценивать на протяжении всего урока;
- смогут сотрудничать при групповой работе, задавать вопросы, учитывать мнение одноклассников, отстаивать свою точку зрения.
Оборудование урока:
- персональный компьютер, мультимедиа-проектор;
- учебник (Александрова Э.И. Математика: 3 класс, М. Вита, 2010);
- карточки для работы в группах, рабочие тетради.
Методы: практический, проблемный, частично-поисковый, словесный.
Ход урока
1. Организация начала урока.
Цель: создать положительный настрой на урок.
Учитель: Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.
(Слайд 1)
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!
- Подари другу «искорку счастья»!
- Улыбнитесь. Прикоснитесь ладошкой к ладошке. Мысленно пожелайте себе и другу удачи.
- А что нам надо, чтобы урок прошёл успешно?
Ученики: Быть внимательными на уроке. Уметь выслушивать учителя и друг друга. Исправлять и дополнять ответы товарища, но так, чтобы не обидеть его. Радоваться не только своим успехам, но и успехам других детей.
2. Создание ситуации успеха.
Цель: актуализировать опорные знания.
Метод обучения: практический.
Форма работы: самостоятельная.
Учитель: Над чем работали на последних уроках математики?
Ученики: Составляли таблицу умножения и деления на 2, 3, 4, 5, 9.
- Не просто составляли, а исследовали, как связаны между собой множители и произведение.
Учитель: Зачем мы это делали?
Ученики: Чтобы быстрее и легче запомнить. Искали «ключик» для запоминания.
Учитель: Посмотрите на доску.
(Слайд 2)
4, 8,… …. 20.
40, 35, …. …20.
6, 12, … … 30
- Что записано?
Ученики: Ряды чисел.
Учитель: Как вы думаете, какое задание надо выполнить?
Ученики: Найти закономерности построения ряда. Продолжить ряд.
Учитель: Я добавлю: вычислить сумму каждого ряда. Как вы думаете – для чего?
Ученики: Чтобы проконтролировать себя, проверить, правильно или нет составили ряд.
Учитель: Как будем работать?
Ученики: Самостоятельно.
Учитель: Работаем.
(Дети самостоятельно работают.)
Учитель: Проверяем (открыть правильные ответы).
(Слайд 3)
4, 8, 12, 16, 20. 60
40, 35, 30, 25, 20. 150
6, 12, 18, 24, 30. 90
- Оцените себя по «линеечке знаний».
(Дети оценивают)
Учитель: Какую ошибку сделал?
Ученики: Не мог построить ряд.
Учитель: Почему?
Ученики: Не твёрдо знаю таблицу на 4.
Учитель: Какую цель для себя ставишь?
Ученики: Выучить таблицу.
Учитель: У кого не получилось?
Ученики: Я неправильно посчитал сумму.
Учитель: Кто поможет?
Ученики: Я хочу тебе помочь. Надо к 12+18 – применить сочетательный закон.
Учитель: Какой ряд оказалось труднее всего продолжить?
Ученики: 6, 12, ... 30.
Учитель: Почему?
Ученики: Не знаем таблицу на 6.
Учитель: Какую цель поставим на урок?
Ученики: Составить таблицу умножения 6.
3. Постановка задачи.
Цель:
- создать ситуацию «разрыва»,позволяющей определить границу знания и незнания;
- составить совместный план действий.
Метод обучения: проблемный.
Форма работы: фронтальная.
Формируемые умения: уметь определить границы знания-незнания, уметь организовать сотрудничество.
(Слайд 4 – записана тема урока. «Таблица умножения 6»)
(Слайд 5 –записана таблица умножения 6 без ответов)
Учитель: Начнём составлять таблицу.Ученики: Составлять будем не всю таблицу, многие случаи нам уже известны.
(Дети выходят к доске, записывают ответы ранее изученной таблицы умножения на 6 двух, трёх, четырёх, пяти, девяти.)
Учитель: Остались три случая, это умножение шести на 6, 7, 8.
Ученики: Нам надо узнать, сколько это будет, используя математические законы.
Учитель: Какую цель вы ставите для себя на данном этапе урока?
Ученики: Составить таблицу, опираясь на известные законы.
Учитель: 6 умножить на 6. Как узнаем результат?
Ученики: По предыдущему результату 6 * 5 = 30, а 6 * 6, надо к 30 + 6 = 36.
Учитель: 6 умножить на 7?
Ученики: Можно опираться на любые произведения, которые мы знаем: 6 * 7 = 6 * 5 + 6 * 2 или 6 * 4 + 6 * 3.
Учитель: 6 умножить на 8 ?
Ученики: По следующему результату, знаем, что 6 * 9 = 54, а 54 – 6 = 48 или 6 * 10 – 6 * 2.
(Слайд 6 – записана таблица умножения 6 с ответами)
Учитель: Достигли цели?
Ученики: Да.
Учитель: Что будем делать дальше?
Ученики: Искать «ключики» для запоминания.
4. Решение поставленной задачи.
Цель: исследовать связь между изменяющимися множителями и разрядной структурой результата.
Метод обучения: частично- поисковый.
Форма работы: групповая.
Формируемые умения: уметь выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Учитель: Как предлагаете работать?
Ученики: В группах.
Учитель: Почему?
Ученики: Исследование – трудная работа, надо выдвигать много версий, а это удобно делать в группе.
Учитель: Давайте повторим правила работы в группе.
Ученики: Хорошо знать задание.
- Распределить роли.
- Не перебивая выслушивать мнение каждого.
- Выбрать правильный ответ.
- Выбрать выступающего.
- Не допускать конфликтных ситуаций.
(Дети работают в группах по 4 человека. Группы выступают по очереди.)
Учитель: Какие закономерности заметили, исследуя таблицу?
Ученики: Заметили закономерности:
- Все произведения – двузначные числа.
- Сумма цифр в произведении чередуется так: 6, 3, 9, кроме произведения 6 * 8, сумма = 12.
- Каждое следующее число увеличивается на 6, каждое предыдущее – уменьшается на 6.
- При умножении 6 на чётное число произведение оканчивается той же цифрой, с помощью которой оно записано. Слышится рифма.
Учитель: Оцените работу групп.
(Дети дают оценку работы групп, высказывают свои пожелания в работе.)
Учитель: Какие случаи вам легко запомнились? Почему?
- С какими событиями в жизни ассоциируются некоторые случаи?
Ученики: День рождения мамы – 12.06: 12 / 6 = 2.
- Номер моего дома – 42, квартиры – 7: 6 * 7 = 42 и т.д.
Учитель: Умножение связано с делением.
(Слайд 7)
- Найдите числа, которые делятся на 6 без остатка: 12, 15, 18, 28, 30, 32, 35, 36, 40, 42, 46. 48, 54, 56, 60.
(Дети с места называют числа, делящиеся на 6 без остатка. В тетради запись: 12 / 6 = 2, 18 / 6 = 3 и т.д.)
Учитель: Ребята, чему мы научились на этом этапе урока?
Ученики: Узнали все случаи таблицы умножения на 6.
- Узнали, как её лучше запомнить.
- Вспомнили, как умножение связано с делением.
Учитель: Достигли цели?
Ученики: Да.
Учитель: Для чего мы всё это делали?
Ученики: Таблица нужна всегда и везде. Мы должны её знать.
Учитель: Какая теперь стоит перед нами задача?
Ученики: Применять таблицу на 6 при решении примеров, задач.
(Слайд 8 – Гимнастика для глаз)
5. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: организовать усвоение учениками нового знания.
(Слайд 9)
Учитель: Чем будем заниматься сейчас?
Ученики: Будем решать задачу.
Учитель: Читаем задачу: «Наступила зима. В школу привезли большую красивую ёлку. Для её украшения купили 6 коробок шаров по 25 шаров в каждой и снежинки. Сколько всего игрушек купили для ёлки?»
- Что скажем?
Ученики: В задаче есть лишние данные. Есть недостающие данные. Задачу надо переделать.
(Слайд 10)
Учитель: «Для украшения ёлки купили 6 коробок шаров по 25 штук в каждой и 150 снежинок. Сколько всего игрушек купили для ёлки?»
- Что скажем об этой задаче?
Ученики: Задача на разнородные величины. Значит есть количество частей. Найти надо целое.
Учитель: Поработаем парами. Одна пара будет работать у доски.
(Дети записывают условие задачи, её решение и ответ, всё проговаривая и контролируя друг друга.)
1) 25 * 6 = 150 (ш.)
2) 150 + 150 = 300 (иг.)
Ответ: 300 игрушек.
Учитель: Задайте вопросы работающим у доски. Скажите своё пожелание им. Оцените свою работу в паре по «волшебной» линеечке.
(Дети задают вопросы, высказывают пожелания. Оценивают свою работу.)
Учитель: Кому было легко решать задачу?
(Дети поднимают руки.)
Учитель: Кто испытывал затруднения и какие?
Ученики: Мне трудно было 25 * 6. Мне помог это сделать мой сосед по парте.
Учитель: Кто ещё испытывал такие же затруднения?
(Дети поднимают руки.)
Учитель: Над этими трудностями мы поработаем на следующем уроке. Мы будем умножать двузначные и многозначные числа на 6.
6. Рефлексия деятельности.
Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Учитель: Какую ставили учебную цель? Удалось её решить? Каким способом?
- Кто порадовал вас на уроке больше всех?
- Какой совет вы дадите сами себе?
- У вас на столе лежат карточки. Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы закончили урок.
Зелёная. Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.
Жёлтая. Настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился.
Красная. Задания на уроке были трудными для меня. Мне нужна помощь.
(Слайд 11)
- Все старались и работали на уроке очень хорошо. Спасибо за работу!
Домашнее задание: задание 234 – составить вопросы к таблице умножения 6.
На столах карточки с примерами (3 уровня сложности). Выбрать любой уровень сложности и решить.