Урок математики по теме "Таблица умножения 6". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Планируемые цели для учителя:

  • сконструировать таблицу умножения 6, опираясь на различные свойства умножения;
  • исследовать связь между изменяющимся множителем и цифрами в произведении;
  • найти закономерности и особенности данной таблицы с целью быстрого её запоминания;
  • решать задачи на нахождение произведения и суммы.

Планируемые метапредметные результаты:

Личностные: формировать положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.

Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке;
  • планировать свои действия в связи с поставленной задачей.

Познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний;
  • отличать новое от уже известного; добывать новые знания.

Коммуникативные:

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • слушать и понимать речь других;
  • уметь работать в паре, группе;
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемые предметные результаты.

Обучающиеся:

  • смогут усвоить и частично запомнить таблицу умножения на 6;
  • сумеют проанализировать, произвести необходимые вычисления в задаче;
  • будут адекватно себя оценивать на протяжении всего урока;
  • смогут сотрудничать при групповой работе, задавать вопросы, учитывать мнение одноклассников, отстаивать свою точку зрения.

Оборудование урока:

  • персональный компьютер, мультимедиа-проектор;
  • учебник (Александрова Э.И. Математика: 3 класс, М. Вита, 2010);
  • карточки для работы в группах, рабочие тетради.

Методы: практический, проблемный, частично-поисковый, словесный.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Цель: создать положительный настрой на урок.

Учитель: Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

(Слайд 1)

На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!

- Подари другу «искорку счастья»!

- Улыбнитесь. Прикоснитесь ладошкой к ладошке. Мысленно пожелайте себе и другу удачи.

- А что нам надо, чтобы урок прошёл успешно?

Ученики: Быть внимательными на уроке. Уметь выслушивать учителя и друг друга. Исправлять и дополнять ответы товарища, но так, чтобы не обидеть его. Радоваться не только своим успехам, но и успехам других детей.

2. Создание ситуации успеха.

Цель: актуализировать опорные знания.

Метод обучения: практический.

Форма работы: самостоятельная.

Учитель: Над чем работали на последних уроках математики?

Ученики: Составляли таблицу умножения и деления на 2, 3, 4, 5, 9.

- Не просто составляли, а исследовали, как связаны между собой множители и произведение.

Учитель: Зачем мы это делали?

Ученики: Чтобы быстрее и легче запомнить. Искали «ключик» для запоминания.

Учитель: Посмотрите на доску.

(Слайд 2)

4, 8,… …. 20.

40, 35, …. …20.

6, 12, … … 30

- Что записано?

Ученики: Ряды чисел.

Учитель: Как вы думаете, какое задание надо выполнить?

Ученики: Найти закономерности построения ряда. Продолжить ряд.

Учитель: Я добавлю: вычислить сумму каждого ряда. Как вы думаете – для чего?

Ученики: Чтобы проконтролировать себя, проверить, правильно или нет составили ряд.

Учитель: Как будем работать?

Ученики: Самостоятельно.

Учитель: Работаем.

(Дети самостоятельно работают.)

Учитель: Проверяем (открыть правильные ответы).

(Слайд 3)

4, 8, 12, 16, 20. 60
40, 35, 30, 25, 20. 150
6, 12, 18, 24, 30. 90

- Оцените себя по «линеечке знаний».

(Дети оценивают)

Учитель: Какую ошибку сделал?

Ученики: Не мог построить ряд.

Учитель: Почему?

Ученики: Не твёрдо знаю таблицу на 4.

Учитель: Какую цель для себя ставишь?

Ученики: Выучить таблицу.

Учитель: У кого не получилось?

Ученики: Я неправильно посчитал сумму.

Учитель: Кто поможет?

Ученики: Я хочу тебе помочь. Надо к 12+18 – применить сочетательный закон.

Учитель: Какой ряд оказалось труднее всего продолжить?

Ученики: 6, 12, ... 30.

Учитель: Почему?

Ученики: Не знаем таблицу на 6.

Учитель: Какую цель поставим на урок?

Ученики: Составить таблицу умножения 6.

3. Постановка задачи.

Цель:

  • создать ситуацию «разрыва»,позволяющей определить границу знания и незнания;
  • составить совместный план действий.

Метод обучения: проблемный.

Форма работы: фронтальная.

Формируемые умения: уметь определить границы знания-незнания, уметь организовать сотрудничество.

(Слайд 4 – записана тема урока. «Таблица умножения 6»)

(Слайд 5 –записана таблица умножения 6 без ответов)

Учитель: Начнём составлять таблицу.

Ученики: Составлять будем не всю таблицу, многие случаи нам уже известны.

(Дети выходят к доске, записывают ответы ранее изученной таблицы умножения на 6 двух, трёх, четырёх, пяти, девяти.)

Учитель: Остались три случая, это умножение шести на 6, 7, 8.

Ученики: Нам надо узнать, сколько это будет, используя математические законы.

Учитель: Какую цель вы ставите для себя на данном этапе урока?

Ученики: Составить таблицу, опираясь на известные законы.

Учитель: 6 умножить на 6. Как узнаем результат?

Ученики: По предыдущему результату 6 * 5 = 30, а 6 * 6, надо к 30 + 6 = 36.

Учитель: 6 умножить на 7?

Ученики: Можно опираться на любые произведения, которые мы знаем: 6 * 7 = 6 * 5 + 6 * 2 или 6 * 4 + 6 * 3.

Учитель: 6 умножить на 8 ?

Ученики: По следующему результату, знаем, что 6 * 9 = 54, а 54 – 6 = 48 или 6 * 10 – 6 * 2.

(Слайд 6 – записана таблица умножения 6 с ответами)

Учитель: Достигли цели?

Ученики: Да.

Учитель: Что будем делать дальше?

Ученики: Искать «ключики» для запоминания.

4. Решение поставленной задачи.

Цель: исследовать связь между изменяющимися множителями и разрядной структурой результата.

Метод обучения: частично- поисковый.

Форма работы: групповая.

Формируемые умения: уметь выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Учитель: Как предлагаете работать?

Ученики: В группах.

Учитель: Почему?

Ученики: Исследование – трудная работа, надо выдвигать много версий, а это удобно делать в группе.

Учитель: Давайте повторим правила работы в группе.

Ученики: Хорошо знать задание.

- Распределить роли.

- Не перебивая выслушивать мнение каждого.

- Выбрать правильный ответ.

- Выбрать выступающего.

- Не допускать конфликтных ситуаций.

(Дети работают в группах по 4 человека. Группы выступают по очереди.)

Учитель: Какие закономерности заметили, исследуя таблицу?

Ученики: Заметили закономерности:

  1. Все произведения – двузначные числа.
  2. Сумма цифр в произведении чередуется так: 6, 3, 9, кроме произведения 6 * 8, сумма = 12.
  3. Каждое следующее число увеличивается на 6, каждое предыдущее – уменьшается на 6.
  4. При умножении 6 на чётное число произведение оканчивается той же цифрой, с помощью которой оно записано. Слышится рифма.

Учитель: Оцените работу групп.

(Дети дают оценку работы групп, высказывают свои пожелания в работе.)

Учитель: Какие случаи вам легко запомнились? Почему?

- С какими событиями в жизни ассоциируются некоторые случаи?

Ученики: День рождения мамы – 12.06: 12 / 6 = 2.

- Номер моего дома – 42, квартиры – 7: 6 * 7 = 42 и т.д.

Учитель: Умножение связано с делением.

(Слайд 7)

- Найдите числа, которые делятся на 6 без остатка: 12, 15, 18, 28, 30, 32, 35, 36, 40, 42, 46. 48, 54, 56, 60.

(Дети с места называют числа, делящиеся на 6 без остатка. В тетради запись: 12 / 6 = 2, 18 / 6 = 3 и т.д.)

Учитель: Ребята, чему мы научились на этом этапе урока?

Ученики: Узнали все случаи таблицы умножения на 6.

- Узнали, как её лучше запомнить.

- Вспомнили, как умножение связано с делением.

Учитель: Достигли цели?

Ученики: Да.

Учитель: Для чего мы всё это делали?

Ученики: Таблица нужна всегда и везде. Мы должны её знать.

Учитель: Какая теперь стоит перед нами задача?

Ученики: Применять таблицу на 6 при решении примеров, задач.

(Слайд 8 – Гимнастика для глаз)

5. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: организовать усвоение учениками нового знания.

(Слайд 9)

Учитель: Чем будем заниматься сейчас?

Ученики: Будем решать задачу.

Учитель: Читаем задачу: «Наступила зима. В школу привезли большую красивую ёлку. Для её украшения купили 6 коробок шаров по 25 шаров в каждой и снежинки. Сколько всего игрушек купили для ёлки?»

- Что скажем?

Ученики: В задаче есть лишние данные. Есть недостающие данные. Задачу надо переделать.

(Слайд 10)

Учитель: «Для украшения ёлки купили 6 коробок шаров по 25 штук в каждой и 150 снежинок. Сколько всего игрушек купили для ёлки?»

- Что скажем об этой задаче?

Ученики: Задача на разнородные величины. Значит есть количество частей. Найти надо целое.

Учитель: Поработаем парами. Одна пара будет работать у доски.

(Дети записывают условие задачи, её решение и ответ, всё проговаривая и контролируя друг друга.)

1) 25 * 6 = 150 (ш.)
2) 150 + 150 = 300 (иг.)
Ответ: 300 игрушек.

Учитель: Задайте вопросы работающим у доски. Скажите своё пожелание им. Оцените свою работу в паре по «волшебной» линеечке.

(Дети задают вопросы, высказывают пожелания. Оценивают свою работу.)

Учитель: Кому было легко решать задачу?

(Дети поднимают руки.)

Учитель: Кто испытывал затруднения и какие?

Ученики: Мне трудно было 25 * 6. Мне помог это сделать мой сосед по парте.

Учитель: Кто ещё испытывал такие же затруднения?

(Дети поднимают руки.)

Учитель: Над этими трудностями мы поработаем на следующем уроке. Мы будем умножать двузначные и многозначные числа на 6.

6. Рефлексия деятельности.

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Учитель: Какую ставили учебную цель? Удалось её решить? Каким способом?

- Кто порадовал вас на уроке больше всех?

- Какой совет вы дадите сами себе?

- У вас на столе лежат карточки. Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы закончили урок.

Зелёная. Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.
Жёлтая. Настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился.
Красная. Задания на уроке были трудными для меня. Мне нужна помощь.

(Слайд 11)

- Все старались и работали на уроке очень хорошо. Спасибо за работу!

Домашнее задание: задание 234 – составить вопросы к таблице умножения 6.

На столах карточки с примерами (3 уровня сложности). Выбрать любой уровень сложности и решить.