Цели:
- Образовательная – повторить свойства показательной функции, способы решения показательных уравнений и неравенств.
- Развивающая – способствовать развитию умения анализировать, делать выводы излагать свои мысли, осуществлять самоконтроль, контролировать деятельность товарищей.
- Воспитательная – способствовать развитию познавательного интереса к предмету.
Задачи: повторить теоретический материал по данной теме, решить задания, подготовиться к выполнению контрольной работы.
Вид учебного занятия: урок повторения, систематизации и обобщения изученного материала.
Форма проведения: игра.
Форма организации деятельности учащихся на уроке: групповая.
Оборудование:
- доска, миллиметровая бумага;
- фломастеры, кубики, карточки;
- цветной мел, жетоны.
Ход урока
I. Организационный момент.
Французский писатель Анатоль Франс (1844-1924) заметил: «Что учиться можно только весело...» Последуем совету писателя: Перед нами стоит задача: повторить показательную функцию и решение показательных уравнений и неравенств, подготовиться к контрольной работе. Сегодняшний урок пройдет в форме игры. Давайте познакомимся с ее условиями. Наш класс – это три команды « Умники», « Знатоки», «Эрудиты»,которые должны пройти конкурсы игры. За результаты каждого конкурса команды будут получать жетоны. В конце урока мы подведём итог: команда, набравшая больше жетонов, получит премиальные баллы по предмету.
II. Актуализация опорных знаний учащихся. «Да здравствует теория».
Перед вами на столах карточки с номерами от 1 до 18, на обратной стороне которых написаны вопросы. Капитанам команд нужно назвать 6 чисел, перевернув соответствующие карточки, каждая команда получает вопросы. На обсуждение предлагается 5 минут. За каждый правильный ответ команда получает – 1 жетон.
Вопросы:
- Определение показательной функции.
- Область определения показательной функции.
- Множество значений показательной функции.
- При каком значении a показательная функция является возрастающей?
- При каком значении a показательная функция является убывающей?
- Приведите пример возрастающей показательной функции.
- Приведите пример убывающей показательной функции.
- Через точку с какими координатами проходят все графики функции вида y = aх?
- Где на координатной плоскости расположены графики функции вида y = aх?
- Какое уравнение называется показательным?
- Символьная запись показательного уравнения.
- При каком значении b показательное уравнение (af(х) = b) имеет корни?
- При каком значении b показательное уравнение (af(х) = b) не имеет корней?
- Приведите пример показательного уравнения, не имеющего корней.
- Приведите пример показательного уравнения, имеющего корни.
- Какие методы решения показательных уравнений Вы знаете?
- Какие неравенства называются показательными?
- С помощью каких свойств показательной функции решаются показательные неравенства?
III. Конкурсы.
1. «Математическая разминка».
На столах каждой команды лежит миллиметровая бумага и фломастер. Капитан команды , кидая кубик, на гранях которого – показательные функции, выбирает задание для своей группы. В течение 5 минут команда строит график показательной функции. Представители каждой команды выходят к доске, показывают получившийся график и рассказывают свойства данной функции по графику. Максимальная оценка – 3 жетона.
2. «Верно, неверно».
Зачитывается утверждение, если оно верно, вы ставите знак «+», не верно – «–». Знаки ставятся в строчку через запятую. За каждый правильный ответ команда получает – жетон. Проверка осуществляется сравнением с эталоном (открывается доска с правильными ответами)
а) Функция, заданная формулой у = ах называется показательной функцией с основанием а.
б) 3х > 81 | Ответ: х > 5 | |
в) 5х < 1 | Ответ: х < 0 | |
г) 0,2х > 1 | Ответ: х > 0 | |
д) 25х < - 1 | Ответ: х R | |
е) 0,2х > 0,04 | Ответ: х > 2 |
Ответы: –. –. + –, –, –.
а) Неверно. а > 0, а ≠ 1. б) Неверно. х > 4. в) Верно. г) Неверно. х < 0. д) Неверно. 25х > 0, нет решений. е) Неверно. х < 2.
Обсуждаются ошибки.
3. «Морской бой».
Капитан команды называет по горизонтали число, а по вертикали букву (например, 2А) Команда, которая первая даст правильный ответ, получает – жетон и продолжает игру, а начнет ее команда, набравшая меньшее количество жетонов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
А | 4х = 16 | 3х = 27 | 5х = 125 | 2х = 32 | 3х = 9 | 2х = 8 | 3х = 81 | 2х = 16 | 11х = 121 |
В | 25х = 125 | 4х = 8 | 27х = 9 | 8х = 16 | 81х = 27 | 32х = 4 | 16х = 8 | 10х = 100 | 25х = 5 |
С | 8х = 2 | 49х = 7 | 16х = 2 | 27х = 3 | 125х = 5 | 64х = 4 | 32х = 2 | 81х = 3 | 100х = 10 |
D | 6х = 6 | 5х = 5 | 10х = 10 | 7х = 7 | 9х = 9 | 4х = 2 | 2х = 4 | () х= | 2х = 256 |
E | 10х = 0,01 | 10х = 0,1 | 10х = 0,001 | 10х = 1000 | 10х = | 10х = 1000 | 3х = 243 | 2х =256 | 2х =512 |
F | 5х = | 3х = | 2х = | 4х = | 2х = | 3х = | 10х = 100 | 2х = | 512х = 2 |
Ответ.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
А | 2 | 3 | 3 | 5 | 2 | 3 | 4 | 4 | 2 |
В | 1,5 | 1,5 | 2/3 | 4/3 | 3/4 | 2/5 | 3/4 | 2 | 1/2 |
С | 1/3 | 1/2 | 1/4 | 1/3 | 1/3 | 1/3 | 1/5 | 1/4 | 1/2 |
D | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1/2 | 2 | 5 | 8 |
E | –2 | –1 | –3 | 3 | –3 | 3 | 5 | 8 | 9 |
F | –2 | –4 | –4 | –2 | –3 | –5 | 2 | –1 | 1/9 |
4. «Гонка за лидером».
Обсудить и указать способы решения показательных уравнений. Каждый правильно указанный способ оценивается 1 жетоном.
Результаты занесите в таблицу:
Приведение к одному основанию. | Вынесение общего множителя за скобки. | Замена переменного (приведение к квадратному) |
2, 5, 10, 12 | 1, 7, 9, 11 | 3, 4, 6, 8. |
5. «Мозговой штурм».
Капитан каждой команды распределяет задания между членами своего коллектива, каждый участник должен решить по одному примеру, выбрав правильный ответ.
Все решения сдаются капитанам, обсуждаются в коллективе и отдаются преподавателю для проверки. Проверка осуществляется быстро при помощи перфокарт. Каждое правильно выполненное задание оценивается жетоном.
№ | Задание. | Ответы(правильный выделен) |
1. | 125х = | а) 1/3; б) 3; в) -1/3; г) -3. |
2. | 2х+1 = 32 | а) 3; б) 1,5; в) 7,5; г) 4. |
3. | 52+х = 1 | а) -2; б) 2; в) 1; г) -1. |
4. | 2х -5х+6 = 1 | а) -2;3; б) 2;-3; в) -2;-3; г) 2;3. |
5. | 9-1 * 3х = 81 | а) нет решений; б) 6; в) 2,1; г) 4. |
6. | 32-х = 27 | а) 3/8; б) -8; в) 0; г) -1. |
7. | 10х = | а) 0,1; б) ; в) 1,5; г) 7. |
8. | 3х+1+ 3х-1 – 3х = 63 | а) 3/8; б) -8; в) 0; г) 3. |
9. | 3 * 4х – 2х – 2 = 0 | а) 1; -2/3; б) 0; в) нет решений; г) 7. |
5. «Вспомни».
Раздается задание с буквой, решив которое учащиеся должны вставить букву на место, с которым совпадает ответ его задания. В результате должны появиться фамилия или имя некоторых из Нобелевских лауреатов, получивших премию за исследования в области физики с использованием показательной функции: Пьер Кюри – французский физик; Ричардсон Оуэн – английский физик; Альварес Луис – американский физик. Первая команда получает 3 жетона, вторая два и третья – один жетон.
Задание для «Умников».
Ю | 3x + 2 – 3x < 72 |
И | 2x + 2x+1 > 6 |
К | ()x ≥ 256 |
Р | 4x < 8 |
х ≤ -4 | х < 2 | х < 1,5 | х >1 |
Задание для «Знатоков».
Э | 54х-7 > 1 |
О | 3х-2– 3х < 216 |
Н | 81 > 91-4х |
У | 9х-7,2 ≤ |
х < 3 | х ≤ 5,2 | х > | х > -0,25 |
Задание для «Эрудитов».
У | 3x+2 – 3x > 72 |
И | 4-1 * 2x > 16 |
Л | 2x-1 + 2x-4 + 2x-2 < 13 |
С | 610х-1 > 36 |
х < 4 | х > 2 | х > 6 | х > 0,3 |
7. «Конкурс писателей».
Каждая команда должна составить рассказ из 15-20 слов, где главное действующее лицо Показательная функция, употребив как можно больше математических терминов.
8. «Кроссворд».
Команда первая получает 3 жетона, вторая 2 жетона, третья 1 жетон.
По горизонтали:
- Название функции, любой из графиков которой проходит через точку (0;1).
- Перечень сведений, разнесенных по графам.
- Промежуточный метод проверки знаний обучающихся.
- Есть у любого слова, растения и может быть у уравнения.
По вертикали:
- График квадратичной функции.
- Человек, необыкновенно много времени уделяющий учебе.
- Геометрическая фигура без начала и конца.
IV. Домашнее задание.
Творческое. Подготовить реферат на тему «Применение показательной функции в природе и технике».
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Каждая команда подсчитывает количество полученных жетонов. Победители награждаются премиальными баллами по предмету.
Ваше настроение от проделанной работы? Выходя из класса, возьмите цветной мел и запишите показательную функцию одним из следующих цветов, которые на ваш взгляд соответствуют вашему настроению: красный – отличное, зеленый – хорошее, синий – удовлетворительное. Спасибо за урок.