План-конспект урока русского языка по теме "Упражнение в написании слов с буквами И, А, У после шипящих". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: урок закрепления знаний.

Цель урока:

1. Образовательная:

  • в форме творческих заданий тренировать навык написания слов сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  • систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих.

2. Развивающая:

  • на основе повторения ранее изученного материала развивать умение видеть орфограмму «Гласные после шипящих» в слове, графически обозначать ее;
  • развитие устной речи, воображения, смекалки, орфографической зоркости;
  • развитие познавательной активности учащихся.

3. Воспитательная:

  • продолжить работу по формированию интереса учащихся к предмету;
  • воспитать дружеские взаимоотношения при совместной работе в коллективе и группе.

4. Здоровьесберегающая: создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование урока:

  • учебник «Русский язык» по программе «2100», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, «Баласс», 2009 г.
  • рабочая тетрадь, письменные принадлежности к уроку;
  • АРМ учителя (компьютер), мультимедиа проектор;
  • презентация Power Point (Приложение);
  • карточки для индивидуальной работы (разноуровневые задания);
  • кружочки-смайлики:
    • зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно»;
    • жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями»;
    • красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!».

Ход урока

I. Организационный момент (1-2 минуты).

- Ребята, готовы к уроку? (Да.) (Приложение. (Слайд 1)

На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

- А для этого надо быть очень ... (внимательными, старательными, умными, сообразительными, добрыми ... .) (Слайд 2)

Девиз урока русского языка: Всё разведать, всё узнать, лёгких тропок не искать. (Слайд 3)

Работа в группах – правила.

II. Актуализация знаний (4-5 минут).

Разминка.

1. Как называется густой лес, заросли? (Слайд 4)

а) Чаща.
б) Опушка.
с) Аллея.
д) Проталинка.

2. Какую форму имеет планета Земля? (Слайд 5)

а) Круг.
б) Квадрат.
с) Шар.
д) Куб.

3. В кого не превращался князь Гвидон? (Слайд 6)

а) В комара
б) В щуку.
с) В шмеля.
д) В муху.

4. Какие животные не водятся в наших лесах? (Слайд 7)

а) Зайцы.
б) Лисы.
с) Белки.
д) Жирафы.

5. Какая из этих птиц умеет хорошо летать? (Слайд 8)

а) Пингвин.
б) Страус.
с) Щурок.
д) Курица.

На доске слова-отгадки (Слайд 9): а) чаща; с) шар; б) щука; д) жираф; с) щурок.

- Какое слово оказалось новым незнакомым? (Щурок.)

- Обратимся к электронному толковому словарю С.И. Ожегова, который находится в энциклопедии «Кирилла и Мефодия» (Слайд 10).

Щур – небольшая северная лесная певчая птица семейства вьюрковых с ярко-красным оперением головы и груди (у самцов). Уменьшительно – щурок.

- При помощи какой части слова было образовано слово щурок? (Суффикса –ок.)

- Что такое суффикс? (Ответы детей.)

- Назовите звуки с которых начинались слова-отгадки. (Слайд 11) (Слова-отгадки начинались со звуков [ч], [ш], [щ], [ж].)

- Какие это звуки? (Согласные, шипящие.)

- Дайте характеристику этим звукам. (Слайд 12)

- Найдите лишнее слово-отгадку, по какому-либо признаку. (Шар – нет орфограммы «Гласные после шипящих»; один слог, а в остальных словах – два.)

- Что такое орфограмма?

III. Постановка учебной задачи. Определение темы и цели урока (4-5 минут).

- Определите, какие орфограммы встречались в выполненном упражнении и сформулируйте тему урока. (Ответы детей.)

- Тема нашего урока: Упражнение в написании слов с буквами И, А, У после шипящих. (Слайд 13)

- Давайте поставим цели урока. Что мы сегодня будем делать? (Слайд 14) (Ответы детей.)

Используя слова-помощники учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, учитель при необходимости их корректирует:

  • узнать … (что-то новое);
  • повторить … (особенности звуков );
  • закрепить … (умение писать слова с орфограммой);
  • развивать … (орфографическую зоркость).

Напоминаются гигиенические навыки при письме, а дети их выполняют.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Минута чистописания. (Слайд 15)

- Правильное и красивое письмо букв с которых начинаются наши сочетания.

Чистописание: ж ш ч щ жж шш чч щщ жжж ... Увеличение букв.

IV. Применение знаний (10 минут).

Повторение правил.

- Чтобы правильно выполнить все задания, надо знать, как пишутся сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Работа в парах. (Слайд 16)

Дети повторяют правила правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

- У кого оказались хорошие ученики?

- Я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуете отгадать.

Голова огнём горит, (Слайд 17)
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу. (Свеча.)

- Какие орфограммы встретились в слове?

- Безударная гласная в корне. Как проверить безударную гласную?

- Гласные после шипящих ЧА.

- Запишем слово, подчеркивая орфограммы.

- Посмотрите внимательна на картинку, есть ли ещё слово по нашей теме. (Шишка.)

- Давайте запишем его, подчеркнём орфограмму.

- Слушайте следующую загадку (Слайд 18):

Эти маленькие крошки
Рады даже хлебной крошке,
Лишь зажгутся фонари
В норке прячутся они. (Мыши.)

- Орфограмма? Запишем слово, подчеркивая орфограмму.

- Посмотрите, нет ли здесь слов на такую же орфограмму? (Чайка.)

- Давайте запишем слово, подчеркивая орфограмму.

Загадка:

У неё во рту пила. (Слайд 19)
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котёл попала. (Щука.)

- Запишем слово, подчеркивая орфограмму

- Посмотрите, нет ли здесь слов на такую же орфограмму? (Ёршик.)

- 2 значения – речная рыба с колючими плавниками, щётка для чистки бутылок.

- Запишем слово, подчеркивая орфограмму.

- Какие правила мы повторили? (ЧА, ШИ, ЩУ.)

V. Физкультурная минутка (1-2 минуты).

(Слайд 20)

Ши-ши-ши – ты руками помаши!
Жи-жи-жи – лево-право покажи!
Ча-ча-ча – руку тянем до плеча.
Ща-ща-ща – кулаками повращать!
Чу-чу-чу – головой кручу.
Щу-щу-щу – на полу поищу!

VI. Применение знаний. Работа в группах (10 минут).

(Слайд 21)

- Образуйте слова из предложенных вам букв, но будьте внимательны, в каждом наборе одна буква лишняя.

ЖРЧУУЮ ЖУРЧУ (лишняя Ю)
ИЩУЮ ИЩУ (лишняя Ю)
ВРЧОУЮ ВОРЧУ (лишняя Ю)
ОЖВАИЮЫ ОЖИВАЮ (лишняя Ы)
ТРЩЕУЮ ТРЕЩУ (лишняя Ю)

(Тот, кому досталась в процессе работы «лишняя» буква, объясняет, почему она в слове «лишняя».)

- Из первых букв каждого слова составьте новое слово. (Живот.)

Работа над лексическим значением слова живот. (Слайд 22)

1 значение.

Живот – часть тела человека и животных, в которой расположены органы пищеварения.

2 значение.

«Волк из лесу в деревню забежал,
Не в гости, но живот спасая».

И.А. Крылов.

«Проговорил морской рак:
Не дай мне смерти, а дай живота!»

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».

- В каком значении употреблено слово живот в этих отрывках? (Жизнь.)

- Запишите один из понравившихся вам отрывков. Выделите орфограмму.

- В русском языке, как, впрочем, и в любом другом, немало устарелых слов и выражений. Слово живот во втором значении – устаревшее слово, которое сейчас можно встретить только в литературе. А узнать лексическое значение таких слов всегда можно в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и в «Словаре редких и забытых слов» В.П. Сомова.

VII. Закрепление с использованием элементов разноуровневой дифференциации.

- Пришло время поработать самостоятельно, во время работы помните о том, над чем мы работаем сегодня. Будьте внимательны и аккуратны!

Индивидуальная работа по карточкам с разноуровневыми заданиями (проверка по уровням).

- Возьмите карточки. Выберите уровень: красный – сложнее, зеленый – легче, синий – самый легкий.

Учащиеся выполняют на карточках разноуровневые задания.

1 уровень.
Списать, вставив пропущенные буквы.

  • Встреч…, пуш…нка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, груш…, коч…н, гущ…, кувш…н.

2 уровень.
Запишите, раскрывая скобки.

  • Решить (задача), позвонить (врач), проворные (стриж), душистые (ландыш), я (молчать).

3 уровень.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. В конце предложений ставьте точку.

  • Малыш… ходили в рощ… там озеро у берега кач…лись камыш… над водой летали ч…йки и стриж….

Проверка. (Слайд 23)

VIII. Рефлексия.

- Давайте подведем итог.

- Чему научились?

- Что нового узнали?

- Все ли цели выполнили? (Да.)

- Правила в стихах. (Слайд 24)

- Что было трудным?

- Как вы оцените свою работу?

Кружочки-смайлики: зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно»; жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями»; красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!» (Слайд 25)

IX. Домашняя работа.

Творческая работа.

- Вспомним, в какой сказке щука была главной героиней? (Слайд 26)

- Представьте, что вы поймали говорящую щуку. Вы можете ей загадать желание. Подумайте, о чём бы вы могли попросить щуку и напишите.

- Какими словами начали бы свою просьбу? (По щучьему веленью, по моему хотенью хочу, чтобы ...)

- Закончите предложение.

- Я думаю, что щука конечно бы могла постараться исполнить ваши желания. Но и вы сами должны приложить немного усилий.

- На щуку надейся, а сам не плошай. (Слайд 27)