Дошкольный возраст – важный период формирования эмоциональной и волевой сферы духовного мира личности. Духовность личности – это стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Нельзя пропустить этот возраст для формирования представлений о добре и зле. Важно формировать у каждого ребенка способность анализировать поступки других и свои собственные, опираясь на духовный эталон. Дети должны знать правила нравственного поведения, а главное – их надо научить размышлять над сутью нравственности каждого поступка, видеть ее корни. По этому направлению педагогами ДОУ собран и обобщен опыт работы на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с использованием элементов православной культуры». Продолжая работу по этому направлению, мы стали уделять большее внимание воспитанию у детей активной гражданской позиции и патриотических чувств.
Зная, что яркие впечатления, полученные в раннем детстве, надолго остаются в памяти ребенка, педагоги разработали содержание непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с народными героями, знаменитыми патриотами России, историей малой и большой Родины. Педагоги изучили исторический материал, переработали его исходя из возрастных и психических особенностей детей. Используя в своей работе различные средства: художественную литературу, рассказы из личного опыта, музейную педагогику, кукольный театр, дидактические игры, игры – инсценировки, изготовление элементов мультипликации, изобразительную деятельность, музыку и т.д., педагоги вводят ребенка в мир истории через вещественно-материальную среду, дают возможность раскрыть картину мира с разных сторон: лингвистической, естественно – научной, художественно-эстетической. Главная задача – заинтересовать ребенка, пробудить интерес и уважение к прошлому. Педагоги, используя персонажи сказок, былин, рассказов, историй, основываясь на примерах жизнедеятельности народных героев, знаменитых патриотов, подвижников земли русской дают детям представления о жизни, о славном прошлом нашего народа, раскрывают важнейшие нравственные понятия. На конкретных примерах показывается значение труда, работы по укреплению физического и нравственного здоровья каждого народного героя, патриота нашей Родины.
Примером для подражания могут служить люди, пользующиеся всеобщим уважением и почетом: великие полководцы – А. Невский, Д. Донской, Ф.Ф. Ушаков, М.И. Кутузов, А.В. Суворов; былинные богатыри – Илья Муромец, Никита Кожемяка, Алеша Попович, Добрыня Никитич (Приложение 1); деятели культуры – Андрей Рублев, Феофан Грек, И.И. Шишкин, П.И. Чайковский.
Воспитатели не берут за основу школьное изложение истории, а идут от материала понятного и близкого ребенку, вызывающего у него интерес. По мнению психолога Л.С. Выготского: «Интерес – это естественный двигатель детского поведения. Он является верным выражением того, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы и всего обучения на точно учтенных детских интересах». (Л.С. Выготский. «Умственное развитие детей в процессе обучения». – М, – Л., 1935).
В своей работе педагоги максимально используют фантазию детей, их творческие способности, дают возможность каждому ребенку высказаться, нарисовать, вылепить то, что родилось в их воображении. Взрослыми продумывается и создается благоприятный эмоциональный фон с применением аудиозаписей, который способствует формированию творческого мышления и фантазии воспитанников. Приобщая детей к культурно-историческим ценностям, педагоги широко использовали музейную педагогику. Большое внимание уделяется экскурсиям, походам в музей, знакомству с экспонатами. Это развивает интеллект, расширяет кругозор, вызывает эмоциональный подъем. Дети понимают, что источником познания может быть все, что нас окружает: природа, культурные ценности, общественная жизнь. Деятельность педагога и само занятие становятся результативными, если в содержание вводится сюрпризный момент: Волшебная книга знаний, Золотой ключик, Ученый кот, Мудрая сова, Буратино, добрая черепаха Тортилла. На это же направлены проблемные и поисковые ситуации, художественное слово (сказки, пословицы, поговорки, заклички, высказывания знаменитых людей), игры. Тем более что игровая мотивация очень эффективна. Цель игры – формирование способности самостоятельно ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Игра создает позитивный настрой, но при этом дети учатся и закрепляют полученные знания. В настоящее время остро ощущается нехватка печатных дидактических игр историко-патриотического содержания. В связи с этим педагоги детского сада провели большую работу по их разработке и изготовлению. И сегодня наши дети с удовольствием играют в такие игры, как «Поход А.В. Суворова через Альпы», «Снаряжение русского богатыря», «В историческом музее», «Лента времени», «Азбука юного патриота», «Военная форма», «Ими славится Россия» и другие.
Для расширения словарного запаса педагогами вводятся в содержание словесно-дидактических игр слова синонимы и антонимы по гражданско-патриотической тематике. Мы пришли к выводу, что работа по воспитанию любви к Отечеству должна проводиться в системе и в течение длительного времени.
Обогащая знания воспитанников по истории страны, педагоги проводили работу над исследовательскими проектами:
- «Богатыри земли русской»
- Фольклор о защитниках земли русской.
- А.Невский «Ледовое побоище».
- А.В. Суворов «Наука побеждать».
- Георгиевская лента.
- «Исторический кукольный театр».
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию проводится планово с учетом патриотических праздников и дней памяти Великих подвижников. Стало традицией оформление художественно-творческих выставок «Папа и дедушка на службе Отечеству», «Славные воины России» и других. В каждой группе педагогами и родителями собран фотоматериал и рассказы родственников о родных и близких, которые участвовали в Великой Отечественной войне и трудились в тылу. Регулярно, в преддверии праздников, посвященных Дню защитника Отечества и Дню Победы, где чествуются ветераны, проводятся спортивные праздники и досуги, в которых участвуют папы, дедушки и дети (Приложение 2).
Особая роль принадлежит ознакомлению детей с родным городом – это первый вопрос в патриотическом воспитании. Это близко, понятно, наглядно для воспитанников и соответствует возрастным, психолого-педагогическим особенностям познания детей дошкольного возраста. При ознакомлении с родным городом обогащается сенсорный опыт ребёнка, воспитывается эстетическое отношение к миру. Открываются большие возможности для активного изучения детьми природных и климатических особенностей местности, животного и растительного мира района.
Знакомя детей с достопримечательностями города – музеем, художественной галереей, памятниками, природными богатствами, сельским хозяйством, промышленностью, людьми труда – мы способствуем формированию чувства уважения, восхищения своей малой Родиной. Именно эти чувства стараемся вызвать в процессе работы по ознакомлению воспитанников с родным городом Апшеронском, Краснодарским краем. Мы используем традиционные и нетрадиционные формы работы – наблюдения, труд, путешествия и экскурсии по родному городу и заочные путешествия по памятным местам Кубани, беседы, чтение произведений авторов-земляков, знакомство с легендами и былями Черноморья, игры-викторины, игры-соревнования, конкурсы знатоков.
Природа нашего района уникальна – это и Кавказские горы, горная река Пшеха, плато Лагонаки, неповторимое Гуамское ущелье, Пшехский водопад – самый высокий в России, пещеры и много других чудес природы. Наши леса отличаются разнообразием растительности и полны жизни: дуб, пихта, бук, самшит, тис ягодный, дикие груша и яблоня. Мягкий и влажный климат нашего района делает его идеальным местом для семейного отдыха. Поэтому остро стоит вопрос по экологическому воспитанию дошкольников. Мы не только расширяем представления о многообразии родной природы, но и формируем представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. Чтобы каждая встреча ребёнка с природой формировала не только гордость за красоту своего района, но и желание сохранять и приумножать её, педагогами и родителями собирается и постоянно дополняется наглядностью и фотоматериалами информация о природных достопримечательностях.
В каждой возрастной группе оформлен патриотический уголок, в котором наряду с материалами о России представлены исторические экспозиции и макеты с предметами кубанского народного быта. С этой же целью на территории детского сада прямо под открытым небом создан своеобразный музей – «Кубанское подворье». Кубанский плетень, колодец, деревянные лавки, стол, печь, кухонная утварь, домашние животные знакомят детей с образом жизни человека на Кубани, его трудовой деятельностью. Это активизирует познавательную сферу ребёнка, формирует понимание неразрывной связи «прошлое – настоящее». У родителей и воспитанников стало традицией прогуливаться по кубанскому подворью и рассматривать экспонаты. Там дети делятся знаниями о кубанском фольклоре – о новых песнях, играх, ремёслах Кубани, с которыми их познакомили педагоги.
У наших воспитанников проявляется стойкий интерес к народным играм. Особой популярностью пользуются – «Золотые ворота», «Казаки», «У Маланьи», «Казачий горшок». Поэтому в каждой группе имеется картотека подвижных и народных игр.
Культурные традиции и местные особенности нашли отражение в тематике изобразительной деятельности: «Укрась рушник», «Сапожки для казачки», «Праздничный наряд казаков», «Нагорье Лагонаки», «Ветка калины», «Подсолнушек», «Варенички», «Петриковская роспись».
В музыкальном кружке «Пташечки» ведётся углублённое знакомство с фольклорным и музыкальным наследием кубанского народного творчества. Приобщение наших воспитанников к народным традициям происходит в форме детских праздников, частыми гостями которых являются родители.
2013 год – особенный год для нашего города и района. Городу исполняется 150 лет со дня образования и 70 лет со дня освобождения нашего района от немецко-фашистских захватчиков. Этим знаменательным датам будет посвящён цикл мероприятий, встречи с людьми, прославившими наш город. Важно не опоздать заложить в душе наших маленьких воспитанников уважение к людям, защитившим наш город, построившим красивые здания, дороги и мосты, бережно ухаживающим за цветниками и деревьями.
Работа с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию предъявляет большие требования и к самому педагогу. Без знаний истории нашей страны, активной гражданской позиции, общей культуры нельзя достичь положительного результата в привитии детям любви к малой и большой Родине и гордости за ее людей. Многоплановая работа педагогического коллектива, проводимая в системе, помогает детям понять и осознать себя гражданином, почувствовать себя причастным к ее истории, полюбить нашу Родину – Россию (Приложение 3).