Интегрированные занятия педагога-психолога и учителя-логопеда с учащимися начальных классов общеобразовательной школы

Разделы: Школьная психологическая служба, Логопедия


Основная цель  деятельности педагогов школы является обучение и развитие детей,  полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Дети приходят в школу с разным уровнем подготовки. Встречаются дети, которые плохо подготовлены к учебной деятельности. У данных детей  отсутствует интерес к обучению, снижение внимания, меньший объём запоминания и воспроизведения материала, низкий уровень развития связной речи, истощаемость психических процессов, они легко отвлекаются, быстро утомляются. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Эти учащиеся нуждаются в постоянной стимуляции учебной деятельности, логопедических занятий  и работе с психологом.

До настоящего времени вопросы определения педагогических условий, обеспечивающих коррекцию и развитие произвольности в познавательной, эмоционально-волевой сферах, развитие всех сторон речи у младших школьников, являются актуальными и сложными. Для решения этих вопросов вокруг ребенка необходимо создавать единое коррекционно-образовательное пространство, которое предполагает тесную взаимосвязь специалистов – учителя-логопеда и педагога-психолога. Такая взаимосвязь возможна при совместном планировании работы, при правильном и четком распределении задач каждого педагога, при осуществлении преемственности в работе учителя-логопеда и педагога-психолога, грамотное взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся и соблюдении единства требований, предъявляемых детям. 

Цель работы учителя-логопеда заключается в оказании помощи учащимся, которые имеют нарушения в развитии письменной и устной речи, а также тем, кто испытывает трудности в общении со сверстниками и преподавателями, обучении, развитии личности и формировании положительных личностных качеств. Задача логопедической  работы сводится к социальной адаптации и интеграции ребёнка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе.

Учитель-логопед совместно с педагогом-психологом учитывают индивидуальные особенности учащихся и преподают развивающий материал на доступном для них уровне, осуществляют при этом дифференцированный подход в обучении. Все коррекционные занятия строятся по индивидуальному плану и проходят в форме групповых  занятий. Учебная и развивающая нагрузка сочетается с минутками физической активности.

И педагог-психолог, и учитель-логопед в своей работе решают разные задачи, но пути и способы достижения оказываются у них общими. В нашей школе всегда есть дети, которые нуждаются в помощи обоих специалистов. Поэтому и существует взаимосвязь логопеда и психолога в нашем учебном заведении. Мы хотим поделиться первым опытом работы в рамках введения ФГОС НОО и рассказать о своих достижениях в работе.

Основной принцип организации работы – оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющие нарушения чтения и письма. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребёнку, так и группе детей с дисграфией и дислексией, отслеживать процесс развития, заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с учениками младших классов. Именно поэтому в нашей школе практикуются интегрированные коррекционные занятия педагога-психолога и учителя-логопеда.

Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность, осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду.

Исходя из вышесказанного, в начале учебного года мы разработали Программу интегрированных занятий педагога-психолога и учителя-логопеда.

Цель Программы – повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога и учителя-логопеда.

Теоретическая значимость Программы определяется тем, что результаты проведения интегрированных занятий позволят нам расширить и углубить знания об особенностях младших школьников.

Практическая значимость заключается в разработке приёмов коррекционной работы, которые способствуют активизации и развитию познавательной, речевой,  эмоционально-волевой сфер младших школьников и позволяет успешнее решить проблему повышения эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога и учителя-логопеда.

В Программе определены задачи интегрированных занятий педагога-психолога и учителя-логопеда: образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные, охранные.

Интегрированные занятия проводятся 1 раз в две недели.

Этапы интегрированного занятия:

  • вход, установление контакта, проверка мотивации;
  • сообщение темы занятия, обсуждение плана совместной работы;
  • разминка или подготовительная работа (1-2 мин.);
  • актуализация имеющихся знаний;
  • понимание, закрепление, объяснение, усвоение знаний: первичное, в расчете на самого слабого ученика, системное, серия заданий на отработку и понимание нового знания;
  • итог занятия: повторение содержания заданий, хода и логики занятия, взаимная оценка и самооценка деятельности учащихся.

Интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности: зрительной, слуховой, обонятельной, тактильной, кинестетической, вкусовой и эмоциональной. Занятия проводятся в условиях смены положения тела – стоя, сидя, в движении, в произвольно выбранной позе. Темп занятия меняется с учетом динамики работоспособности учащихся. Формы выполнения заданий разнообразны: индивидуальные, парами, групповые.

Деятельность обучающихся оценивается с использованием шкал самооценки. Обучающиеся привлекаются к взаимной оценке результата совместной работы, ее качества, объема, применения навыков самоконтроля.

На интегрированных занятиях используется игровой материал, сказкотерапия, музыкотерапия (музыкальное сопровождение), ТСО (видеосюжеты, коррекционно-развивающие видеоигры), элементы ЛФК (упражнения по охране зрения, для сохранения осанки), гимнастические, артикуляционные и упражнения для развития правильного речевого дыхания, коррекция межполушарных взаимодействий правого и левого полушарий мозга

Эффективность цикла занятий оценивается по результатам итоговой психолого-педагогической диагностики и логопедического обследования обучающихся; отзывам самих обучающихся, проявлению желания продолжать сотрудничать; по наблюдениям педагога-психолога и учителя-логопеда.

Параллельно с Программой проводятся индивидуальные занятия с учениками, консультации для родителей, даются рекомендации учителям начальных классов,  как  учителем-логопедом, так и педагогом-психологом.

С планом-конспектом интегрированного занятия по теме «Дифференциация звуков и букв Ж-Ш» можно ознакомиться в Приложении №1.

В конспекте занятия использовались фрагменты материалов Е.В. Мазановой «Коррекция акустической дисграфии» и  Н.В. Пилипко «Здравствуй, школа!».