Объективной потребностью современного общества является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса в школе. Современный выпускник должен быть готов к полноценной творческой деятельностив современном информационном обществе, а это значит, он должен обладать не только определенным объёмом знаний, но и владеть умениями и навыками, позволяющими осуществлять учебную и трудовую деятельность, а также обладать современными ценностями, ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми технологиями, быть готовым к межличностному, межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне. Сейчас ужеабсолютное большинство старших школьников не видит свою будущую деятельность без иностранного языка. Английский язык приобрел статус языка международного общения, поэтому и учащиеся, и их родители и государство в целом заинтересованы в практическом овладении иностранным языком. Владение иностраннымязыком это то средство, с помощью которого человек получает возможность не только обогатить свой общекультурный уровень, свою способность мыслить, творить, но и возможность оценивать чужую мысль и выражать своё отношение к чужой культуре, чужому творчеству, ранее нам во многом недоступному. Вот почему из числа способов овладения иностранным языком предпочтение отдается тем методикам, которые, прежде всего, обладают развивающим потенциалом. Коммуникативно-ориентированный подход в обучении является на сегодняшний день самым востребованным и приоритетным.Существуют различные теории и модели коммуникативной компетенции. В своей работе со старшеклассниками я отдаю предпочтение методике предлагаемой Я.М. Колкером. Он придерживается сознательно-коммуникативного метода, основанного на идеях развивающего обучения. Сознательность и коммуникативность предполагают друг друга. От коммуникативной ситуации во многом зависит набор компонентов умений, реализуемыхв каждом конкретном случае. Следовательно, сознательно-коммуникативный метод предусматривает не только тщательный отбор коммуникативных ситуаций, но и их осознание со стороны учащихся. Эффект обучения выражается не в количестве выученных слов, грамматических правил но и в развитии личности, а это достигается только тогда,когда ученик в процессе речевой деятельности реализует какой-то свой жизненный опыт, приобретает для себя что-то новое, переходит на другой более высокий уровень понимания и оценки событий. Немаловажную роль играет здесь и изменение роли учителя, который выступает уже в роли консультанта, советника, который организует ход событий на уроке, помогает ученику самому найти путь к овладению нужной информацией. Так реализуется личностно-ориентированный подход в обучении, использование таких технологий способствует устранению психологических барьеров, создается побуждающая к творчеству обстановка. Для реализации задач обучения общению на английском языке в работе со старшеклассниками я стараюсь использовать лингво-страноведческиеи паралингвистические средства языка, к которым относятся реалии стран изучаемого языка. Я обращаю внимание учащихся на жесты, мимику, которыми носители языка иногда могут дополнять или заменять речевые действия.
Сегодня мы много говорим о деятельностном подходе к обучению, о том, что учитель должен не вкладывать знания в головы своих учеников, а должен научить их самостоятельно добывать знания на основе уже имеющихся умений и навыков, научить выстраивать ассоциативный ряд, который будет помогать получать новые знания, необходимые для решения жизненных ситуаций. Вот почему на своих уроках я уделяю огромное внимание не только обучению основам языка – чтению и письму, грамматике, словарному запасу, устной речи и аудированию, – но также и развитию уверенности и свободы в общении. Считаю, что этого можно достичь, используя приемы интерактивного обучения на уроках и во внеурочной деятельности. Методика интерактивного обучения вырабатывает у учащихся коммуникативные навыки, которые помогают им завести новых друзей и проявить свои личные качества. У детей появляется чувство уверенности, так как упражнения на приобретение этого навыка, например, исполнение песен,чтение стихов, рассказы о себе и о своих увлечениях, позволяют говорить на английском языке свободно и раскованно. Работа с аудио- и видео материалами помогает совершенствовать у учащихся навыки говорения, выявлять ошибки и своевременно устранять их. Ролевые игры, работа в группе и парах, конкурсы «handmade», инсценировки, праздники, мультимедийные проекты раскрывают в детях таланты и творческий потенциал, формируют естественную и беглую речь на английском языке. Считаю, что преимущество интерактивной методики в том, что обучение проходит более эффективно, потому что учащиеся не просто заучивают новый материал, а активно практикуют его на уроке и вне урока.
Общеизвестно, что личность функционирует и формируется в процессе постоянных взаимоотношений с другими людьми в трех основных видах деятельности: труде, общении и познании. В тоже время общение служит одним из главных механизмов этих взаимоотношений. Опираясь на опыт средней и высшей школы можно утверждать, что когда изучаемый предмет выступает для учащегося с самого начала как средство общения, как средство совместной увлекательной работы, тогда и знание предмета оказывается наиболее прочным и функционально направленным. Именно в этом случае общение выполняет воспитывающую и обучающую функции. Это связано с тем, что только в организованном и управляемом преподавателем общении все извне предписанное (надличностное) усваивается как личное достояние, а учебно-воспитательная деятельность, организованная как личностное общение, включает в себя воспитание нравственно-этическое и эстетическое.
Сегодня источник познавательного интереса учащихся – это процесс их индивидуальной работы. Для того чтобы усилить её, учитель не позволяет им пассивно накапливать знания, но используя коммуникативный подход в процессе обучения, он побуждает их к познавательной деятельности, к творчеству. Для получения обратной связи учитель всегда должен искать средства для активизации мыслительной деятельности учащихся сообразно их уровню интеллектуального развития и жизненным интересам.
Сегодня учащиеся не только старших классов, но среднее звено – это довольно развитые личности с определенным спектром знаний, у них разные склонности.Вот почему их монологи и диалоги по заданным ситуациям также как и сочинения, эссе, раскрывают их творческое, логическое и критическое мышление.
На этом этапе обучения я часто использую такой прием, когда работа, начатая учителем на уроках английского языка, продолжается в специальных тематических мероприятиях, вечерах, представлениях и т. п. Будучи пассивными долгое время, теперь учащиеся хотят выразить себя, поделиться своим маленьким жизненным опытом, они хотят говорить и быть услышанными, поэтому таким успехом пользуются уроки – дискуссии, уроки-викторины,интеллектуальные игры, организованные самими учащимися, совместное с учителем написание сценариев вечеров.
У учеников старших классов довольно широкий кругозор, разнообразны их интересы. Сегодня, когда культурные связи между государствами позволяют учащимся посещать страны изучаемого языка, сведения на иностранном языке о США, Англии, их людях, истории, культуре вызывают подлинный интерес учащихся, естественное желание обменяться мнениями по затронутым вопросам, расширить круг своих познаний. Само содержание материала вызывает положительное отношение учащихся к работе. В 10 классе при подготовке темы “Открытие Америки” учитель предложила ученикам провести урок-суд истории над Колумбом. Эта тема отвечала интересам учащихся и задача учителя состояла в том, чтобы привести в соответствие языковые возможности учащихся на изучаемом языке с уровнем их общего развития, с тем чтобы ребята смогли выразить свои мысли и чувства по теме беседы. Большой учебный эффект был обеспечен сочетанием актуальности содержания с новизной формы ведения урока. Учительница предложила свой план проведения урока и попросила группу учащихся принять участие в написании сценария.
Работа увлекла ребят. Опыт показал, что подобные формы организации речевой деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время значительно повышают устойчивость внимания, активность мышления позволяют вовлечь большее количество учеников в работу. Когда сценарий был подготовлен, началась работа по оформлению декораций и подготовке костюмов. Этот вид работы способствовал вовлечению учащихся в самостоятельное изучение страноведческого материала и их эстетическому воспитанию. Урок был открытым, на нем присутствовали учителя английского языка данной гимназии. Учащиеся настолько были увлечены темой, игрой, что они вовлеклись в активную речевую деятельность выражая и отстаивая свою точку зрения, сочиняя текст, которого не было в сценарии. Учащиеся полностью отклоняясь от содержания текста (опираясь на его активную лексику) сами стали авторами импровизированной сценки. Этот этап драматизации представляет собой более высокую степень творческой активности.
И содержание урока, и форма его проведения представляли большой интерес для ребят, все они были активными участниками серьезного разговора о роли личности в истории, плюсах и минусах великого открытия, так что время для них летело незаметно. Роль судьи и присяжных исполняли учащиеся 11 класса, привлеченные к участию в этом уроке.
Эффективнопрошлив 8-м классе уроки “Doctor’s Duty”, “ We Love Nature” , в 11-м классе “Thanksgiving Day”. Широко используя на своих уроках прием драматизации, при распределении ролей учитываю, прежде всего, языковые возможности учащихся, а также их интересы и склонности.)
Роли – маски, которые получают школьники способствуют их внутреннему раскрепощению. То, что ученик боится сделать, сказать, он спокойно делает, говорит от имени персонажа,которого он изображает. В этих разных по содержанию и организации уроках и внеурочных мероприятиях общим является максимальное использование творческих возможностей учащихся. Для подготовки своих выступлений ребятам пришлось самостоятельно поработать, чтобы расширить свои знания по теме, отобрать необходимый фактический материал и выразить его средствами иностранного языка. Эта работа – поиск с интересными материалами увлекла учащихся.С заданиями успешно справлялись не только хорошо успевающие ученики, но и их менее сильные одноклассники. Заинтересованность в предмете разговора стимулировала ребят к активной творческой работе при подготовке индивидуальных заданий.
На наш взгляд подобные уроки с использованием краеведческого, страноведческого материала, а также разнообразных форм работы способствуют созданию устойчивого, глубокого интереса к предмету, без чего нельзя успешно овладевать иностранными языками. В условиях гимназии, как и учителя, так и учащиеся имеют неограниченные возможности для творческой деятельности. Еще в 1992 году опыт участия учеников гимназии в Малой Академии Наук при КубГУ доказал, что коммуникативный подход помогает уточнить направленность обучения, позволяет перейти к успешному решению остальных задач. Обучение языку как средству общения предполагает овладение навыками тех или иных коммуникативных ролей в заданных условиях. Использование социальных ролей в группе в большей степени способствует управлению общением на уроке. В своей практике я использую такой прием как «Заместитель учителя»,когда учитель продуманно вовлекает учащихся в новую игру, делая их временно учителями на уроке, помогая им управлять общением и учиться общаться. Такие учащиеся затем быстрее формируют творческие группы для выполнения новых задач. Последний пример – участие в международном конкурсе «Солидарность», во Всероссийской заочной олимпиаде по английскому языку в номинациях: «Эрудит», «Моя книжная полка», «Невероятная Британия», «Мозговой штурм», «Знатоки английского языка», «Звезды и полосы», «Загадки». Учащиеся со 2 по 11 классы с удовольствием участвуют во всех 4-турах олимпиад: осеннем, зимнем, весеннем, летнем. Живой интерес у ребят вызывает креативный тур олимпиады. В течение только 2010-2011 учебного года из 19 участников – 19 лауреатов (награжденных свидетельствами) и 8 победителей: одно 2-е место и семь 3-х мест. Все победители награждены, как дипломами, так и свидетельствами.
Участие в подобных творческих конкурсах помогает учителю повышать мотивацию обучения через активизацию познавательных способностей учащихся. А как следующий этап – привлекать их к участию в предметных олимпиадах, «Эврике», к созданию творческих проектов и научных работ, которые печатаются в издательстве «1-е сентября». Последние работы: Чурилов Георгий (11-ый класс), «Расизм и дискриминация в современном мире » (сравнительный анализ существующей проблемы в США и России), Борискова Анна (10 класс) – «Влияние народных баллад на творчество Вальтера Скотта». Используя в своей работе метод проектов, а в частности практико-ориентированный проект, который предполагает проведение обучения на основе личной заинтересованности учащихся в приобретении знаний, учитываю склонность учеников к той или иной будущей профессиональной деятельности, к реализации их желания в приобретении будущей профессии. Огромное значение при этом, помимо обучения иностранному языку и совершенствования их иноязычной речи, имеет обеспечение условий комплексного использования имеющихся знаний о предмете будущей профессиональной деятельности. Использование этого вида проекта действительно способствует более полному овладению иностранным языком как средством профессионального общения.
Учащиеся с помощью преподавателя формируют и ставят задачи проекта и получают задание, после чего проводят его обсуждение. Задание включает воспитательную, коммуникативную, образовательную и деятельную задачи. Воспитательная задача призвана воспитывать творческую самостоятельность учащихся, а также привить им любовь к изучению языка. Решение образовательной задачи предусматривает отработку и закрепление новой, в частности, профессиональной лексики по специальности, а также совершенствование речевых навыков на английском языке. Коммуникативная задача заключается в обмене информацией между участниками проекта в процессе совместной профессиональной и речевой деятельности. Деятельная задача отражает способ совместной профессиональной деятельности партнеров проекта.
Далее следует обсуждение проекта, в ходе которого определяется время его проведения, типология проекта, а также даются практические советы и рекомендации по использованию в ходе выполнения проекта грамматического и лексического материала на английском языке.
Безусловно, одним из положительных аспектов проделанной работы является совершенствование профессиональной коммуникативной компетенции учащихся в процессе научно-исследовательской работы. За годы работы с одаренными детьми могу отметить следующую закономерность: ребенок, которого учитель «растит как любимый цветок» для последующего участия в предметных олимпиадах, со временем настолько опережает своих сверстников и в качестве и объеме знания английского языка, что следующим этапом становится участие в проектной деятельности, так как именно обучение через деятельность ведет к овладению искусством коммуникации.
Современные мультимедийные средства предоставляют уникальные возможности для обучения иностранным языкам. Мультимедийная презентация дает возможность эмоционально и образно подать материал, передавая звук, изображение,текст. Кроме того, использование проектной и мультимедийной технологий является практической реализацией деятельностного, личностно-ориентированного, интерактивного подхода в обучении. Мультимедийные технологии в сочетании с современными методами преподавания позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, способствующие раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств учащихся. Для обобщающего повторения пройденной темы каждый раздел учебника мои учащиеся заканчивают проектной работой.
Я считаю,что все эти приемы помогают прививать интерес к предмету, снимают психологическую нагрузку при общении на иностранном языке. Ситуация успеха каждого ученика, улыбки на их лицах, желание посещать уроки – вот, на мой взгляд, самый важный результат наших уроков.
А достижения наших учеников-это радость для учителя, который помог им социально и личностно вырасти, повзрослеть.
Об эффективности описанного мною опыта свидетельствуют результаты, показанные учащимися при сдаче ГИА и ЕГЭ (выше краевых), ежегодные победы в очных и заочных предметных олимпиадах, творческих конкурсах, научно-исследовательские проекты, победы в программе обмена школьников «FLEX».
Опыт учителя по формированию коммуникативно-ориентированной компетенции учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время внесен в банк результативного педагогического опыта учителей города Краснодара и в краевой банк данных передового педагогического опыта.