Тема: «Дом, в котором я живу».
Цели:
- Формировать представления учащихся о красоте родной природы; закрепить знания учащихся о природе; обучать работать в паре и коллективе.
- Развивать познавательную активность; умение обобщать, делать выводы, доказывать свое мнение; речь учащихся.
- Воспитывать уважение и любовь к родной природе, бережное отношение к ней, чувство взаимопомощи.
Оборудование: карточки: «слова-карандаши», тексты; плакаты с изображением: «Земля» и для игры «Рыбаки», цветные карандаши, альбомные листы.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Вводная часть
– Сегодня у нас не совсем обычный урок окружающего мира. Это будет урок-игра. Игра не простая, будем учиться играя. Интересно?
2. Постановка цели урока
Был, говорят, где-то случай такой,
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг – чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: «Где наш гараж?»
Мечутся жители: «Где наш этаж?»
Все перепуталось, все заблудилось!
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно,
Где ты живешь? Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
– Назовите свой домашний адрес: № дома, название улицы, село, район, область.
– Как называется наша страна?
– На каком материке находится Россия?
– Где находится материк Евразия?
– Мы живем на планете Земля, это и есть наш общий дом. И сегодня мы будем учиться хорошо знать, любить и беречь…
(на доске плакат) ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ
– Да, именно Земля наш общий дом. У нас над головой общая крыша – голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас на всех одна лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. И вентилятор у нас тоже один на всех – это ветер. Посмотрите на изображение планеты Земля. На ней появились какие-то белые пятна. Это значит, что если не беречь природу, то исчезнут растения и животные.
Цель нашей игры – закрыть эти пятна различными растениями и животными, отвечая на вопросы, и, выполняя задания.
II. Основная часть урока. Условия игры.
(В игре принимают участие все учащиеся, но при этом разделены на 3 группы).
– Посмотрите на глобус. Какого цвета на нем больше? Верно, потому что 2/3 земной поверхности занимает вода. Отгадайте загадку:
1 ТУР: Я и тучка, и туман.
Я река и океан.
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу. ВОДА
– Именно воде, морям и океанам будет посвящен первый тур, который называется:
РЕКИ, РЕЧКИ И МОРЯ
ПО ЗЕМЛЕ ТЕКУТ НЕ ЗРЯ
А теперь разминка для всех. Любая капелька на Земле – пришелица из океана. А сколько океанов на Земле? (4) Кто их может назвать? (Индийский океан, Тихий океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан.)
А морей на Земле – 54. И в каждом море – морские жители. Отгадайте загадку:
Ты подумай над вопросом:
Кто совсем не дышит носом?
Ни на суше, ни в воде – нигде! (Рыбы. Они дышат жабрами.)
Сыграем в игру «Рыбак».
– Выловите только те слова, которые нельзя переносить. Вспомните правила переноса слов.
(На доске плакат с изображением водоема и рыб, а на рыбках слова: окунь, карп, щука, лещ, карась).
А теперь еще одна загадка:
Не мед, а ко всему льнет? (Слово)
Действительно, слово ко всему льнет. Попробуйте найти хоть один предмет, который не назывался бы словом. Слово есть везде.
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде.
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!
– Рассмотрите «слова-карандаши». Найдите слова, которые живут в воде: а) Арктики, б) пресных водоемов, в) Черного моря. Расставьте их в пеналы.
АРКТИКА | ЧЕРНОЕ МОРЕ | ПРЕСНЫЕ ВОДОЕМЫ |
Водоросли |
медузы |
клопы-водомерки |
– Чтобы узнать, как называется следующий тур, угадайте загадку:
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес)
– Этому зеленому другу и будет посвящен наш тур, который называется:
ПРО ЗЕЛЕНЫЕ ЛЕСА
И ЛЕСНЫЕ ЧУДЕСА
Сначала, как обычно разминка для всех. Ответьте на вопрос: Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся: а) на приусадебном участке; б) в заповедниках; в) на бульварах и скверах.
Лес дарит нам здоровье. Это легкие планеты. Как вы думаете, почему? Послушайте стихотворение С. Михалкова
Мы купались, загорали,
Жгли костер, в футбол играли –
Веселились, как могли.
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и – ушли!
И осталось на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом мусора – гора!
– Что надо изменить в этой ситуации? Как нужно вести себя во время отдыха на природе? Какие правила знаете? Загрязняя природу, и уничтожая различные виды растений, или животных мы нарушаем цепь питания.
ЗАДАНИЕ: Прочитать текст. Используя этот текст, необходимо составить схему пищевых связей.
ТЕКСТ 1: В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре ее покинули птицы, гнездившиеся в кустах и в траве. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. И высохли могучие дубы.
ТЕКСТ 2: В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца.
ТЕКСТ 3: Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки, и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.
– С чего начинаем цепь питания? (С растений)
- ДУБЫ – ШЕЛКОПРЯД – ПТИЦЫ
- МОЛОДЫЕ ДЕРЕВЬЯ – КОЗЫ – ВОЛКИ
- ДЕРЕВЦА – МЫШИ – ЕЖИ, БАРСУКИ
Физминутка
Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их все лучи согрели.
Чудеса у нас на свете,
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
– Следующий тур. Бегут по земле реки и речки, плещутся моря и океаны, шумят листвой зеленые леса, а над морями, горами, над зелеными лесами раскинулось огромное, голубое … НЕБО. Следующий тур называется:
КАКОЕ НЕБО ГОЛУБОЕ…
Сначала разминка для всех «Пусть каждое слово станет птицей». (На доске слова: СНЕГ, СОР, СОЛО, ВОР, ЧАЙ, СОК, ГОЛ).
Слова, как слова. Каждое из них что-то обозначает. Но это не просто слова. Это птицы, которые потеряли свои хвосты. Пусть каждое слово станет птицей и летит высоко в небо.
ПРОВЕРКА
– А теперь задание на следующий тур. Мы сегодня много говорили о природе, об ее охране и бережном отношении к ней. Сейчас мы на несколько минут превратимся в лесную лечебницу. Вы непосредственно будете врачами и художниками одновременно. Скоро начнется прием пациентов. Каждому из них вы поставите диагноз и нарисуете условную схему по содержанию диагноза, для того, чтобы лесные жители выздоравливали. Только работать надо внимательно и аккуратно, ведь лечение – это очень серьезное занятие.
БЕРЕЗА: Помогите мне, пожалуйста, уважаемые доктора! Каждую весну приходят в лес люди и режут острыми ножами мою кору. Я так и трепещу от боли. Из ранок вытекают мои соки. Я слабею, с трудом стою под ветром. А в ранки так и норовят попасть бактерии разных древесных болезней.
ЛАНДЫШ: Я красивый цветок и очень душистый. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди без счета. Продают букетики и ставят их дома. А на долго ли хватит нашей красоты и запаха, если мы без основы нашей, без корневища, без питания стоим в затхлой воде. Очень стараюсь я спрятаться от людей подальше в заросли кустарников, влажные и сумрачные места. Но боюсь, что и там найдут. А ведь, сколько пользы от нас, ландышей, как от лекарственных растений! Не хочет человек над этим задуматься.
БАБОЧКА: Я легкокрылая бабочка. Весело мне порхать по опушке леса, собирая сладкий нектар с цветков, помогая опылять их для продолжения рода. Но с тревогой порхаю я с сестрами, если на опушке появляются дети. Они стремятся поймать нас во что бы то ни стало. А для чего мы им? Своими жесткими пальцами мнут дети наши нежные крылышки, осыпают с них яркие чешуйки, хватают нас за ножки и усики. Потом некоторых отпускают. Но гибнут они с помятыми крылышками, не могут больше летать. А другие уносят домой и делают из них коллекцию…
КАРТОЧКИ-ДИАГНОЗЫ (у врачей)
- Нельзя рвать цветы!
- Не ломайте ветки деревьев!
- На новогодний праздник лучше наряжать искусственную елочку.
- Нельзя ловить бабочек!
- Не уничтожайте насекомых, лягушек и жаб!
- Не разоряйте гнезда птиц!
- Не берите животных из леса домой!
- Не делайте надрезов на коре дерева, не срывайте ее!
- Не троньте птенцов руками, их покинет мать!
ПРОВЕРКА
III. Домашнее задание
– Написать несколько предложений на тему: «Я – защитник природы».
IV. Итог
На урок подошел к концу. Чему учились на уроке?
(Дети читают стихи)
О люди, мыслю я, у всех у нас
Есть Мать одна
По имени природа!
У ней для всех хватает доброты.
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты –
Поля, леса, луга, моря и реки.
Любите родную природу -
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
– Постарайтесь, пребывая на природе, пользоваться правилами: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты природе.