Урок окружающего мира по теме "Дом, в котором я живу"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Дом, в котором я живу».

Цели:

  • Формировать представления учащихся о красоте родной природы; закрепить знания учащихся о природе; обучать работать в паре и коллективе.
  • Развивать познавательную активность; умение обобщать, делать выводы, доказывать свое мнение; речь учащихся.
  • Воспитывать уважение и любовь к родной природе, бережное отношение к ней, чувство взаимопомощи.

Оборудование: карточки: «слова-карандаши», тексты; плакаты с изображением: «Земля» и для игры «Рыбаки», цветные карандаши, альбомные листы.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Вводная часть

– Сегодня у нас не совсем обычный урок окружающего мира. Это будет урок-игра. Игра не простая, будем учиться играя. Интересно?

2. Постановка цели урока

Был, говорят, где-то случай такой,
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг – чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: «Где наш гараж?»
Мечутся жители: «Где наш этаж?»
Все перепуталось, все заблудилось!
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно,
Где ты живешь? Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?

– Назовите свой домашний адрес: № дома, название улицы, село, район, область.

– Как называется наша страна?

– На каком материке находится Россия?

– Где находится материк Евразия?

– Мы живем на планете Земля, это и есть наш общий дом. И сегодня мы будем учиться хорошо знать, любить и беречь…

(на доске плакат) ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

– Да, именно Земля наш общий дом. У нас над головой общая крыша – голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас на всех одна лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. И вентилятор у нас тоже один на всех – это ветер. Посмотрите на изображение планеты Земля. На ней появились какие-то белые пятна. Это значит, что если не беречь природу, то исчезнут растения и животные.

Цель нашей игры – закрыть эти пятна различными растениями и животными, отвечая на вопросы, и, выполняя задания.

II. Основная часть урока. Условия игры.

(В игре принимают участие все учащиеся, но при этом разделены на 3 группы).

– Посмотрите на глобус. Какого цвета на нем больше? Верно, потому что 2/3 земной поверхности занимает вода. Отгадайте загадку:

1 ТУР: Я и тучка, и туман.

Я река и океан.
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу. ВОДА

– Именно воде, морям и океанам будет посвящен первый тур, который называется:

РЕКИ, РЕЧКИ И МОРЯ
ПО ЗЕМЛЕ ТЕКУТ НЕ ЗРЯ

А теперь разминка для всех. Любая капелька на Земле – пришелица из океана. А сколько океанов на Земле? (4) Кто их может назвать? (Индийский океан, Тихий океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан.)

А морей на Земле – 54. И в каждом море – морские жители. Отгадайте загадку:

Ты подумай над вопросом:
Кто совсем не дышит носом?
Ни на суше, ни в воде – нигде!  (Рыбы. Они дышат жабрами.)

Сыграем в игру «Рыбак».

– Выловите только те слова, которые нельзя переносить. Вспомните правила переноса слов.

(На доске плакат с изображением водоема и рыб, а на рыбках слова: окунь, карп, щука, лещ, карась).

А теперь еще одна загадка:
Не мед, а ко всему льнет? (Слово)

Действительно, слово ко всему льнет. Попробуйте найти хоть один предмет, который не назывался бы словом. Слово есть везде.

Я найду слова везде:
И на небе, и в воде.
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!

– Рассмотрите «слова-карандаши». Найдите слова, которые живут в воде: а) Арктики, б) пресных водоемов, в) Черного моря. Расставьте их в пеналы.

АРКТИКА ЧЕРНОЕ МОРЕ ПРЕСНЫЕ ВОДОЕМЫ

Водоросли
Рачки
Тюлени
Моржи
Гренландский кит

медузы
крабы
морские коньки
морские иглы
дельфины

клопы-водомерки
жуки-плавунцы
карась
раки
бобры

– Чтобы узнать, как называется следующий тур, угадайте загадку:

Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес)

– Этому зеленому другу и будет посвящен наш тур, который называется:

ПРО ЗЕЛЕНЫЕ ЛЕСА
И ЛЕСНЫЕ ЧУДЕСА

Сначала, как обычно разминка для всех. Ответьте на вопрос: Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся: а) на приусадебном участке; б) в заповедниках; в) на бульварах и скверах.

Лес дарит нам здоровье. Это легкие планеты. Как вы думаете, почему? Послушайте стихотворение С. Михалкова

Мы купались, загорали,
Жгли костер, в футбол играли –
Веселились, как могли.
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и – ушли!
И осталось на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом мусора – гора!

– Что надо изменить в этой ситуации? Как нужно вести себя во время отдыха на природе? Какие правила знаете? Загрязняя природу, и уничтожая различные виды растений, или животных мы нарушаем цепь питания.

ЗАДАНИЕ: Прочитать текст. Используя этот текст, необходимо составить схему пищевых связей.

ТЕКСТ 1: В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре ее покинули птицы, гнездившиеся в кустах и в траве. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. И высохли могучие дубы.

ТЕКСТ 2: В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца.

ТЕКСТ 3: Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки, и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.

– С чего начинаем цепь питания? (С растений)

  1. ДУБЫ – ШЕЛКОПРЯД – ПТИЦЫ
  2. МОЛОДЫЕ ДЕРЕВЬЯ – КОЗЫ – ВОЛКИ
  3. ДЕРЕВЦА – МЫШИ – ЕЖИ, БАРСУКИ

Физминутка

Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их все лучи согрели.
Чудеса у нас на свете,
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!

– Следующий тур. Бегут по земле реки и речки, плещутся моря и океаны, шумят листвой зеленые леса, а над морями, горами, над зелеными лесами раскинулось огромное, голубое … НЕБО. Следующий тур называется:

КАКОЕ НЕБО ГОЛУБОЕ…

Сначала разминка для всех «Пусть каждое слово станет птицей». (На доске слова: СНЕГ, СОР, СОЛО, ВОР, ЧАЙ, СОК, ГОЛ).

Слова, как слова. Каждое из них что-то обозначает. Но это не просто слова. Это птицы, которые потеряли свои хвосты. Пусть каждое слово станет птицей и летит высоко в небо.

ПРОВЕРКА

– А теперь задание на следующий тур. Мы сегодня много говорили о природе, об ее охране и бережном отношении к ней. Сейчас мы на несколько минут превратимся в лесную лечебницу. Вы непосредственно будете врачами и художниками одновременно. Скоро начнется прием пациентов. Каждому из них вы поставите диагноз и нарисуете условную схему по содержанию диагноза, для того, чтобы лесные жители выздоравливали. Только работать надо внимательно и аккуратно, ведь лечение – это очень серьезное занятие.

БЕРЕЗА: Помогите мне, пожалуйста, уважаемые доктора! Каждую весну приходят в лес люди и режут острыми ножами мою кору. Я так и трепещу от боли. Из ранок вытекают мои соки. Я слабею, с трудом стою под ветром. А в ранки так и норовят попасть бактерии разных древесных болезней.

ЛАНДЫШ: Я красивый цветок и очень душистый. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди без счета. Продают букетики и ставят их дома. А на долго ли хватит нашей красоты и запаха, если мы без основы нашей, без корневища, без питания стоим в затхлой воде. Очень стараюсь я спрятаться от людей подальше в заросли кустарников, влажные и сумрачные места. Но боюсь, что и там найдут. А ведь,  сколько пользы от нас, ландышей, как от лекарственных растений! Не хочет человек над этим задуматься.

БАБОЧКА: Я легкокрылая бабочка. Весело мне порхать по опушке леса, собирая сладкий нектар с цветков, помогая опылять их для продолжения рода. Но с тревогой порхаю я с сестрами, если на опушке появляются дети. Они стремятся поймать нас во что бы то ни стало. А для чего мы им? Своими жесткими пальцами мнут дети наши нежные крылышки, осыпают с них яркие чешуйки, хватают нас за ножки и усики. Потом некоторых отпускают. Но гибнут они с помятыми крылышками, не могут больше летать. А другие уносят домой и делают из них коллекцию…

КАРТОЧКИ-ДИАГНОЗЫ (у врачей)

  1. Нельзя рвать цветы!
  2. Не ломайте ветки деревьев!
  3. На новогодний праздник лучше наряжать искусственную елочку.
  4. Нельзя ловить бабочек!
  5. Не уничтожайте насекомых, лягушек и жаб!
  6. Не разоряйте гнезда птиц!
  7. Не берите животных из леса домой!
  8. Не делайте надрезов на коре дерева, не срывайте ее!
  9. Не троньте птенцов руками, их покинет мать!

ПРОВЕРКА

III. Домашнее задание

– Написать несколько предложений на тему: «Я – защитник природы».

IV. Итог

На урок подошел к концу. Чему учились на уроке?

(Дети читают стихи)

О люди, мыслю я, у всех у нас
Есть Мать одна
По имени природа!
У ней для всех хватает доброты.
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты –
Поля, леса, луга, моря и реки.

Любите родную природу -
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

– Постарайтесь, пребывая на природе, пользоваться правилами: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты природе.