Цели урока:
- образовательная: продолжить формирование знаний, умений и навыков учащихся по формулам сложения, закрепить знание учащихся формул сложения;
- развивающая: совершенствовать умение применять формулы сложения при выполнении заданий;
- воспитательная: развитие самоконтроля, формирование адекватной самооценки своей деятельности на уроке, адекватного отношения к оцениванию со стороны учителя и одноклассников, стимулирование трудолюбия, аккуратности, воспитание чувства ответственности перед товарищами при выполнении коллективной работы.
Тип урока: формирование умений и навыков.
Методы обучения:
- по источникам знаний: практические;
- по степени взаимодействия учителя и учащихся: самостоятельная работа;
- в зависимости от конкретных дидактических задач: закрепление материала;
- по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: частично-поисковый;
- по принципу расчленения или соединения знания: обобщающий.
Средства обучения: тренировка, контроль ЗУН.
По методике развивающего обучения использовалась: групповая форма обучения.
Учебный кабинет: кабинет математики.
Оборудование: доска, учебное пособие «Алгебра, 9», раздаточный материал (карточки с заданиями, дешифраторами и кроссвордом); проектор.
Связь между предметами: русский язык, литература.
Предварительная подготовка: класс разбит на группы примерно по 4-5 чел. В каждой группе выбран руководитель– консультант, который в дальнейшем будет не только консультировать товарищей при выполнении заданий, но и поможет учителю при оценивании работоспособности каждого в группе.
Ход урока
1. Организационный этап включает в себя взаимное приветствие учителя и учащихся, раздачу учебников, тетрадей, ручек. Запись на доске и воспроизведение учителем даты, темы урока и домашнего задания (выполняют по желанию). Постановка целей урока. Отметка отсутствующих. Организация внимания, создание рабочей обстановки. До начала урока на обратной стороне доски составляется таблица с именем и баллами учащихся. Если доски для этого недостаточно, то учитель должен заранее позаботиться о том, чтобы такая таблица была заполнена на листе (Приложение 1). Она составляется для того, чтобы учащийся в конце урока, при объявлении оценок, мог адекватно оценить свою деятельность на уроке, сделать определенные выводы. Это формирует положительное отношение к оцениванию деятельности ученика учителем, что очень важно при нестабильной эмоциональной психике, а тем более при заниженной или завышенной самооценке учащегося.
2. Актуализация знаний.
Математическая разминка: «Что здесь зашифровано?»
Учащиеся выполняют задания в тетрадях по карточке. Затем сверяют свои ответы с помощью дешифратора №1 (Приложение 2), который представлен на проекторе и заносят соответствующую букву в тетрадь.
Задания, которые вызвали затруднение у учащихся, выполняются у доски.
Карточка
(Ответы: 1-й вариант – Пифагор; 2-й вариант – Архимед).
3. Самостоятельная работа.
Знаете ли вы, кто высказал следующие фразы?
- Разум человеческий владеет тремя ключами, открывающими все: цифрой, буквой, нотой. Знать, думать, мечтать. Все в этом. (В.Гюго – французский писатель).
- Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека. (А.Твардовский – русский поэт).
- Стараться оставить после себя больше знаний и счастья, чем их было раньше, улучшить и умножить полученное нами наследство – вот над чем мы должны трудиться. (Д.Дидро – французский философ).
- Простейший способ не нуждаться в деньгах – не получать больше, чем нужно, а проживать меньше, чем можно (В.О. Ключевский – русский историк).
- Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. (А.А.Блок – русский поэт).
- Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое – делать самому то, что он советует другим, второе – никогда не поступать против справедливости и третье – терпеливо переносить слабости людей, окружающих его (Л.Н.Толстой – русский писатель).
Для того чтобы узнать авторов этих высказываний, необходимо заполнить кроссворд, используя результаты заданий в карточках 1-6 и сверив их с дешифратором №2 (Приложение 3), который представлен вниманию учащихся на экране проектора.
Кроссворд
Задания к кроссворду
4. Итоги урока.
Ответы к кроссворду выводятся на экране проектора. Подводятся итоги работы каждой группы на протяжении всего урока, в группах оценивается деятельность каждого при помощи руководителей-консультантов. Тетради с результатами работ сдаются учителю. Таблица баллов заполняется учителем и результаты объявляются в конце урока.
5. Домашнее задание.
№831 стр.187
6. Рефлексия
Цветограмма: Каждый ученик оценивает свою работу с помощью цветных жетонов.
Цвет жетона |
Оценка своей деятельности |
Красный |
Был активен, смог проявить свои способности |
Зеленый |
Стремился быть активным, но не смог в полной мере себя проявить |
Желтый |
Проявил себя не в полной мере, так как не стремился к этому |
Синий |
Совсем не проявил себя |