Урок математики по теме "Формулы сложения"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • образовательная: продолжить  формирование знаний, умений и  навыков учащихся по  формулам   сложения, закрепить знание учащихся формул сложения;
  • развивающая: совершенствовать умение применять  формулы  сложения при  выполнении  заданий;
  • воспитательная: развитие  самоконтроля, формирование адекватной  самооценки своей  деятельности  на уроке,  адекватного отношения к  оцениванию со стороны учителя  и одноклассников,  стимулирование трудолюбия,  аккуратности, воспитание чувства ответственности перед  товарищами при выполнении коллективной  работы.

Тип урока: формирование умений и навыков.

Методы  обучения:

  • по источникам знаний: практические;
  • по степени взаимодействия учителя  и учащихся: самостоятельная  работа;
  • в зависимости от конкретных дидактических задач: закрепление материала;
  • по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном  процессе: частично-поисковый;
  • по принципу расчленения или соединения знания: обобщающий.

Средства обучения: тренировка, контроль  ЗУН.

По методике развивающего обучения использовалась: групповая форма обучения.

Учебный кабинет: кабинет математики.

Оборудование: доска, учебное пособие «Алгебра, 9», раздаточный материал (карточки с  заданиями, дешифраторами и  кроссвордом);  проектор.

Связь между  предметами: русский язык,  литература.

Предварительная подготовка: класс разбит на группы примерно по 4-5 чел. В каждой группе выбран  руководитель– консультант, который в  дальнейшем будет не только консультировать товарищей при  выполнении заданий, но  и  поможет учителю при оценивании  работоспособности каждого в группе.

Ход урока

1. Организационный этап включает  в  себя взаимное приветствие учителя  и  учащихся, раздачу учебников, тетрадей, ручек. Запись на  доске и воспроизведение  учителем даты,  темы урока  и домашнего задания (выполняют  по  желанию). Постановка  целей  урока. Отметка  отсутствующих. Организация  внимания,  создание  рабочей обстановки. До  начала урока  на  обратной  стороне  доски  составляется таблица  с  именем и баллами учащихся. Если доски для  этого  недостаточно, то учитель должен заранее  позаботиться о  том,  чтобы такая таблица была  заполнена на листе (Приложение 1). Она составляется для  того, чтобы  учащийся в  конце  урока, при объявлении оценок,  мог  адекватно  оценить свою деятельность на уроке, сделать определенные выводы.  Это  формирует положительное  отношение  к  оцениванию деятельности ученика учителем,  что  очень важно  при нестабильной эмоциональной  психике,  а тем  более при заниженной  или  завышенной  самооценке  учащегося.

2. Актуализация знаний.

Математическая разминка: «Что здесь зашифровано?»

Учащиеся выполняют задания в тетрадях по  карточке. Затем сверяют свои ответы с помощью дешифратора №1 (Приложение 2), который представлен на проекторе и  заносят соответствующую букву в  тетрадь.

Задания, которые  вызвали  затруднение  у  учащихся,  выполняются  у доски.

Карточка

рис.1

(Ответы: 1-й вариант – Пифагор; 2-й вариант – Архимед).

3. Самостоятельная работа.

Знаете  ли вы, кто  высказал следующие фразы?

  1. Разум человеческий владеет  тремя ключами, открывающими все: цифрой, буквой, нотой. Знать, думать,  мечтать. Все  в этом. (В.Гюго – французский писатель).
  2. Общение с  книгой – высшая и незаменимая форма  интеллектуального  развития человека. (А.Твардовский – русский поэт).
  3. Стараться оставить после  себя больше знаний  и счастья, чем их было раньше, улучшить и умножить полученное нами наследство – вот над  чем  мы  должны трудиться. (Д.Дидро – французский  философ).
  4. Простейший способ не нуждаться в  деньгах – не получать больше,  чем нужно, а  проживать меньше, чем  можно (В.О.  Ключевский – русский  историк).
  5. Книга – великая вещь, пока человек умеет ею  пользоваться. (А.А.Блок – русский  поэт).
  6. Свойство мудрого человека состоит в трех вещах:  первое – делать  самому то, что  он  советует  другим,  второе – никогда не  поступать против справедливости  и   третье – терпеливо переносить  слабости  людей, окружающих его (Л.Н.Толстой – русский писатель).

Для того чтобы узнать авторов этих высказываний, необходимо заполнить кроссворд, используя  результаты заданий в карточках 1-6 и сверив их с дешифратором  №2 (Приложение 3), который представлен вниманию учащихся  на  экране  проектора.

Кроссворд

рис.2

Задания к кроссворду

рис.3
рис.4

4. Итоги урока.

Ответы  к  кроссворду выводятся на  экране проектора. Подводятся  итоги  работы каждой группы на  протяжении всего урока,  в группах  оценивается деятельность каждого при помощи  руководителей-консультантов. Тетради с результатами работ сдаются учителю. Таблица баллов заполняется учителем и  результаты объявляются в конце урока.

5. Домашнее задание.

№831 стр.187

6. Рефлексия

Цветограмма:  Каждый ученик оценивает свою работу с помощью цветных жетонов.

Цвет жетона

Оценка  своей деятельности

Красный

Был активен, смог проявить свои способности

Зеленый

Стремился быть активным, но не смог в полной мере себя проявить

Желтый

Проявил себя не в полной мере, так как не стремился к этому

Синий

Совсем не проявил себя