Пояснительная записка.
Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства по теме «Петербург Пушкина» является составной частью раздела «Великие русские писатели» и раздела «Искусство на улицах твоего города».
Интегрированный урок, как один из видов нестандартных уроков, является важнейшим средством обучения, формирует у учащихся устойчивый интерес к предмету, снимает напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогает формировать навыки учебной деятельности. Данные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, способствуют созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников, благодаря чему у них формируются прочные, глубокие знания.
Цель:
- повышать уровень развития речевых умений и умений, приобретаемых в процессе выполнения творческой работы;
- создавать условия для самостоятельности в приобретении знаний обучающимися, развития пространственного мышления и творческого воображения;
- воспитывать умение видеть взаимосвязь и взаимовлияние живого мира и мира слов.
Тип урока: комбинированный, вид – интегрированный.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
1. Установка на принятие цели.
У. Сегодня у нас необычный урок: литературного чтения и изобразительного искусства, в ходе которого мы будем говорить о жизни и творчестве выдающегося русского писателя А. С. Пушкина, читать стихотворения, учиться выполнять фрагмент резной ограды из бумаги. Поэтому необходимо внимательно слушать, активно отвечать на вопросы. Готовы?
Д. Да.
2. Психологический настрой.
У. Для начала определим, с каким настроением вы пришли на урок. Ответить на этот вопрос без слов нам поможет «яблонька». Красное яблочко – у меня отличное, веселое настроение, желтое – мне тревожно, зеленое – грустное настроение. Договоримся: «яблонька» волшебная, поэтому плоды вырастут в начале урока на левой (голубой) части дерева, а в конце урока – на правой части (розовой).
У каждого на парте имеется карточка со значением символов, «яблочки». Ученик выбирает символ и выходит к доске.
У. Как видим, большее количество ребят выбрали (красный, желтый, зеленый) цвет. Следовательно, в классе преобладает (веселое, тревожное, грустное) настроение.
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.
У. На уроке нам предстоит много общаться, а значит и много говорить. Чтобы приготовить наш язычок, мы с вами проведём речевую разминку. А поможет нам в этом одна история.
ФЛАНЕЛЕГРАФ. «Лесенка» по Е. Шабад. (Приложение №1).
У. Молодцы! Умеете подражать звукам живых существ и явлений природы. Эти умения нам понадобятся на уроке. А кто из известных нам поэтов посвящал многие произведения природе?
Д. Лермонтов, Пушкин, Тютчев, Фет, Никитин, Суриков.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. Актуализация опорных знаний. Работа с детонатной картой.
У. Сегодня мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина. Давайте вспомним основные этапы жизни поэта.
На доске детонатная карта со словами, которая является опорой для припоминания учащимися основных этапов биографии Пушкина. (Приложение №2)
Д. Пушкин родился в Москве. В семье говорили на французском языке. Няня Арина Родионовна рассказывала сказки. Учился в Лицее в Петербурге. Во время дуэли ранен и погиб.
2. Слово учителя
У. Молодцы. Действительно, А. С. Пушкин родился в Москве, в семье дворян. Рано научился читать. Стихи начал сочинять, когда был совсем маленьким. Первое стихотворение написано по-французски, т.к. в семье говорили исключительно на французском языке. Няня Арина Родионовна и дядька Никита рассказывали сказки, которые мальчик запомнил на всю жизнь.
А знаете ли вы, что когда Саше Пушкину исполнилось шесть лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразила воображение будущего поэта. Биографы Пушкина вспоминают: «Едва дохнул он привольным воздухом сельской природы, как сделался неузнаваем. В характере его произошла резкая перемена. Прежняя сонливость сменилась вдруг резвостию и шалостию»
3. Прослушивание фонограммы. П. Чайковский. «Времена года».
Учитель читает стихотворение под звуки музыки. Выдерживает паузу.
4. Работа над стихотворением «Уж небо осенью дышало…»
У. Понравилось ли вам стихотворение?
Д. Да.
У. Предлагаю поделиться своими впечатлениями. Какие чувства вы испытывали при чтении стихотворения?
Д. Когда я слушал стихотворение, мне стало грустно, ведь наступила осень.
У. Прочитайте стихотворение самостоятельно и вслушайтесь в «музыку, дыхание осени», которая звучит в каждой строчке.
У. О каком периоде осени говорится в стихотворении?
Д. В стихотворении говорится о поздней осени.
У. Докажем.
Д. День становится короче, реже солнышко светит, туман, гуси улетели.
У. Как понимаем значение слов «караван» и «сень»? (Слова на доске)
Д. Сень – то, что покрывает кого-нибудь или что-нибудь.
Караван – движущаяся вереница, друг за другом.
У. Приготовимся читать выразительно в парах.
(Выразительное чтение учащихся по желанию).
Подведение итогов этапа.
IV. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА «Осенние листья».
Проводится под музыку. (Приложение №3)
V. ЭТАП ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ ОДНОГО ПРЕДМЕТА ПРИ УСВОНИИ ЗНАНИЙ ДРУГОГО.
У. Как мы уже отметили, А. С. Пушкин учился в лицее в Петербурге. Он был поражен красотой города.
1. Просмотр фрагмента из кинофильма «Петербургские тайны».
Комментарии учителя по ходу просмотра фрагмента из кинофильма «Петербургские тайны».
Санкт-Петербург во времена Пушкина – столица России, носил название Петербург. Город отличается уникальной архитектурой. Здесь можно увидеть тенистые парки, скверы, бульвары, прекрасные фонтаны, величественные здания, мосты с ажурными оградами. Можем представить, как поэт гулял по улицам, скверам, любовался рекой Невой в изящном плетении мостов.
Через много лет он напишет стихотворение «Медный всадник», в котором передаст своё восхищение этим городом.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный…
2. Беседа после просмотра.
У. Что характерно именно для этого города?
Д. Мосты.
У. Как вы думаете, почему?
Д. Петербург находится на Неве, мосты – неотъемлемая часть города.
У. Верно, создатель каждого моста стремился сделать его красивым, непохожим на другие. Поэтому металлические ограды Петербурга называют «чугунным кружевом». Они как бы приглашают остановиться и полюбоваться. Все это чудо создают руки художника. Вам нравятся такие изгороди?
Д. Очень.
У. К сожалению, не все ценят труд других людей, разрушая объекты архитектуры. Что вы посоветуете тем, кто не умеет бережно относится к постройкам, созданным трудолюбивыми руками человека?
Д. Пожелаем, чтобы люди берегли труд других людей.
У. Как вы думаете, где мастера-художники могли увидеть такие красивые, нежные узоры для оград?
(Рассматривание природных форм: крылья стрекоз, морозные узоры на окнах, переплетения веток, лианы, раковины).
Д. У других людей, в книгах и в природе.
У. Видите, какой прекрасный учитель был у людей – природа.
На предыдущих уроках мы изготовили коллажи «Город моей мечты». Работы получились такие разные, очень интересные и красивые. Посмотрим внимательно, может быть, каких-то деталей не хватает в наших работах?
Д. Не хватает оград, мостиков, изгородей.
У. А что, если попробовать вырезать из бумаги ажурную решетку – наподобие вот таких чугунных оград, которые созданы художниками? Справимся ли мы с такой работой?
Д. Да, справимся, если выполним ограду из бумаги.
У. Сегодня у нас открывается творческая мастерская. Предлагаю разбиться на группы.
Дети рассаживаются по группам так, как работали на предыдущих уроках. Три группы по пять человек.
У. Мы приготовили полоски из черной бумаги, клей, ножницы, салфетки. Вспомним правила обращения с ножницами.
У. Может быть, есть дополнения к названным правилам?
Д. Ножницы хранят в специальных чехлах, ножницы – не игрушка.
3. Сообщение новых знаний.
У. Для того, чтобы выполнить орнамент из бумажной полоски, необходимо выполнить следующий порядок действий. Перед вами карточка. (Приложение № 4)
Учитель проговаривает порядок действий, выполняет их.
- Полоску бумаги складываем пополам.
- Складываем полоску еще раз пополам.
- Получилась «гармошка».
- Вырезаем окошечки (узоры) слева и справа, поворачивая «гармошку». Вырез делаем без прорисовки контура карандашом. Важно только следить за тем, чтобы полностью не разрезать места сгибов, иначе полоска рассыплется на части.
- Аккуратно разворачиваем.
У. Попробуем выполнить орнамент по порядку все вместе, но сначала разомнем наши пальчики.
Упражнения для пальцев рук.
VI. ВЫПОЛНЕНИЕ УЗОРА С ОПОРОЙ НА ИНСТРУКЦИЮ.
Выполнение узора совместно с учителем.
У. Покажите друг другу результаты работы. Молодцы, какие красивые, разные узоры получились! У нас получился один фрагмент ограды. Приклеим «столбики». (Показ учителем). Вырежем еще один фрагмент ограды или ажурные ворота.
VII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.
Дети работают в группах. Учитель оказывает помощь.
У. Замечательные ажурные решетки получились! Приклеим клеем к своим коллажам. Например, ограда парка, мостик у реки.
VIII. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК.
Использование «словесного» оценивания
IX. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ВЫВОДЫ.
У. Коллажи перенесем на доску. Все ребята выполнили ажурные решетки. Работы выполнены аккуратно, с творческим подходом. И что самое удивительное – нет двух похожих работ.
Поскольку на уроке незримо присутствует образа Пушкина. Как вы думаете, какая из решеток больше всего похожа на «чугунное кружево» оград Петербурга времен Пушкина?
Д. Катина и Алешина, потому что рисунок их решеток больше похож на кружево.
У. Представим, что Александр Сергеевич прогуливается в парке и любуется на узор наших оград.
Учитель крепит силуэт, выполненный из темной бумаги, к одной из детских работ. (Приложение № 6.)
Звучит музыка из кинофильма.
X. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
У. Подумаем и скажем, что запомнилось на уроке?
Д. познакомились с новым стихотворением, посмотрели отрывок из кинофильма, поиграли, научились вырезать орнамент из бумаги.
У. Мы научились видеть, что живой мир и мир слов тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга, дополняя один другой, делая мир богаче, радуя нас.
У. Определим, изменилось ли настроение к концу нашей работы. Ответить на этот вопрос нам вновь поможет волшебная «яблонька». Помним, что плоды «настроение» выросли в начале урока на левой (голубой) части дерева, а сейчас вырастут на правой части (розовой).
Д. Выбирают символ и выходят к доске.
У. Большинство ребят выбрали (красный, желтый, зеленый) цвет. Следовательно, в классе преобладает (веселое, тревожное, грустное) настроение. Как видим, наше настроение изменилось (не изменилось). Как вы думаете, с чем это может быть связано?
Д. Урок очень интересный, мне понравился.
У. А вы показали на уроке, что вы настоящие мастера.
XI. ИНФОРМИРОВАНИЕ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ.
У. Выразительное чтение стихотворения «Уж небо осенью дышало…» (страница 86) По желанию: выучить наизусть данное стихотворение, выполнить иллюстрации (рисунок, аппликация).
Заключение
Цель урока. Повышать уровень развития речевых умений и умений, приобретаемых в процессе выполнения творческой работы. Создавать условия для самостоятельности в приобретении знаний обучающимися развития пространственного мышления и творческого воображения. Воспитывать умение видеть взаимосвязь и взаимовлияние живого мира и мира слов.
Для достижения поставленной цели проведена работа:
- вспомнили основные этапы жизни А.С. Пушкина;
- анализировали стихотворное произведение;
- прослушивали фонограмму записи музыки П. Чайковского;
- рассматривали иллюстративный материал;
- вырезали ажурный узор полосе.
Обучающимися сделан вывод, что живой мир и мир слов тесно взаимосвязан и влияют друг на друга, дополняя один другой, делая мир богаче.
Структурный самоанализ урока
За основу содержания интегрированного урока взяты материалы первого урока литературного чтения, раздел «Великие русские писатели», и третьего урока изобразительного искусства из раздела «Искусство на улицах твоего города».
Тема урока: «Петербург Пушкина».
Тип урока: комбинированный, вид – интегрированный
Триединая цель урока:
- повышать уровень развития речевых умений и умений, приобретаемых в процессе выполнения творческой работы;
- создавать условия для самостоятельности в приобретении знаний обучающими, развития пространственного мышления и творческого воображения;
- воспитывать умение видеть взаимосвязь и взаимовлияние живого мира и мира слов.
Как показывает анализ предварительно проведенной диагностики особенностей психического развития учащихся 3 «А» класса, у 33 % обучающихся нарушен фонематический слух, у 40% имеются нарушения речевого аппарата. Как результат, у 47% детей наблюдается слабая словесная подготовка. При этом 60% ребят являются натурами творческими, у них доминирует пространственное мышление. Поэтому в основу данного урока заложена работа по интеграции речевых умений, основных компонентов произведения, формируемых на уроках литературного чтения, в умения описывать объект архитектуры и создавать его на уроках изобразительного искусства.
Исходя из особенностей данного класса и содержание материала поставлена триединая цель, использованы различные формы и методы работы, дидактические принципы и подходы.
На организационном этапе создаётся ситуация успеха, мотивация познавательной деятельности, коллективная постановка цели урока.
На этапе речевой разминки для мотивации речевой деятельности используются коллективные формы работы, словесные и наглядные методы (иллюстрированный рассказ), игра как метод мотивации и стимуляции. Ведущими принципами являются наглядность, доступность и активность.
На этапе изучения новых знаний и их актуализации решается задача ознакомления учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», его анализом и создания плавного перехода к совершенствованию умений вырезать узор ажурной ограды времён Пушкина. Задача реализуется через такие методы, как словесно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый. Ведущие формы обучения: фронтальная, работа в парах. При актуализации знаний используется дифференцированная работа (по карточкам, детонатной карте). Ведущие дидактические принципы: наглядность, научность, последовательность.
На этапе закрепления полученных знаний используется сочетание индивидуальной и групповой форм работы (при практическом изготовлении изделия по инструкции учителя и самостоятельно), наглядные и практические методы, реализованы принципы наглядности, доступности и связи теории с практикой. Решается развивающая задача: формирование пространственного мышления и творческого воображения.
На протяжении всех этапов планируется использовать методические приемы, присущие интегрированному уроку и позволяющие раскрыть взаимосвязь и взаимовлияние художественного творчества и речи. Ведущими приемами являются напоминание при переносе знаний одного предмета при усвоении знаний другого, припоминание для развития самостоятельности в приобретении знаний.
Считаю, что данная структура и методическое наполнение урока позволят реализовать триединую цель урока: обучающиеся научатся анализировать стихотворение, вырезать ажурный узор, соединять эти понятия в единое целое. В процессе творческой работы по изобразительному искусству и литературному чтению у них повысится уровень развития речевых умений, в их сознании соединится живой мир и мир слов. А это и явится показателем эффективности урока.
Таким образом, можно считать данный урок результативным, т.к. все поставленные педагогом учебные задачи учащимися будут приняты и выполнены. Триединая цель реализована в полном объёме, методы активизации познавательной активности школьников создадут для них площадку успешности и дальнейшего развития.