Цель: Познакомить учащихся с государствами и народами доколумбовой Америки.
Задачи:
- Каждый ученик к концу урока должен иметь представление о занятиях, нравах и быте народов Америки до прибытия европейцев;
- Научить работать с текстом учебника, выделять главную информацию, перерабатывать её и переносить в таблицу;
- Воспитывать умение работать в группе, в том числе воспитывать взаимопомощь, коллективизм.
Оборудование: Карта «Америка до захвата европейцев», атласы, экран, мультимедиапроектор, доска, учебник по истории средних веков (автор Е.В.Агибалова, Г.М.Донской), карточки для игры в «Крестики-нолики»
Ход урока
I. Проверка домашнего задания:
1. Индивидуальные задания:
а) Используя иллюстрации, картины из альбома по истории средних веков описать индийские архитектурные сооружения, указать их особенность;
б) работа по карточке: Арабские купцы, побывавшие в Индии в 10-11 веках, сообщают об управлении государством: «Цари в Индии не признают над собою никакого главы. Каждый сам себе господин…»
«В её государствах царят большие различия в языках и религии, и они часто враждуют друг с другом… Царская власть переходит по наследству в одном семействе…» Какие выводы о феодальн6ом государстве в Индии можно сделать на основании этих сообщений? Что общего имели государства в Индии и Западной Европе в 10-11 веках?
2. Фронтальный опрос класса:
– Какие вторжения в Индию совершались в средние века? Как вы думаете, почему они происходили в основном с северо-запада? (Работа с картой);
– В чём вы видите особенности экономического и политического развития Индии в средние века по сравнению со странами Востока и Европы?
– Почему Делийский султанат распался? В чём вы видите сходство с причинами распада Арабского халифата?
– Какие достижения Индийской культуры были восприняты другими народами?
II. Подготовка к изучению нового материала:
– Сообщение о коренных народах Америки (сообщение заранее готовит ученик класса)
III. Самостоятельные выводы учащихся о теме и целях урока:
IV. Изучение нового материала (в группах).
1. Учащиеся самостоятельно изучают материал параграфа, затем в группах заполняют таблицу, показывающую особенности племён, форма таблицы выводится на экран.
1-ая группа: «Майя» (с. 257-259) параграф 33
2-ая группа: «Ацтеки» (с.259-260) параграф 33
3-я группа: «Инки» (с. 260-263) параграф 33
Таблица:
Название племени |
Место проживания |
Управление и общественный строй |
Религия |
Успехи в культуре |
Наука |
Майя |
П-ов Юкатан и область в Центральной Америке |
Общины, города-государства, Правитель |
религия |
|
|
Ацтеки |
Мексика |
Во главе государства наследственный правитель |
вера в богов |
Украшения из золота и серебра, гранили драгоценные камни и делали мозаику, изготавливали глиняные сосуды, фигурки людей и животных, ткали и вышивали |
|
Инки |
В горах Андах на западе Южной Америки |
Общины, неограниченный правитель – верховный Инка, контролёры – «глаза и уши Инки» |
религия |
Почтовая связь, школы для детей, храмы и дворцы |
|
2. По мере подготовки информации каждая группа защищает свой проект и на экран выводится информация о племени (по порядку о каждом племени);
3. В итоге на экран выводится сводная таблица по всем изучаемым племенам и по ней даётся дополнительное задание для анализа всему классу: сравните особенности государств индейцев Америки.
4. Игра «Крестики-нолики»: Учитель раздаёт заранее заготовленные карточки со схемой, ученики подписывают свои карточки, затем учитель задаёт вопрос, учащиеся ставят в нужной клетке крестик (х), если ответ утвердительный, если ответ отрицательный – нолик (0).
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Вопросы:
- На территории доколумбовой Америки жили народы: Майя, Ацтеки, Инки;
- В области культуры Инки создали календарь;
- Особенности школ Ацтеков в том, что знать и простые люди обучались по-разному;
- Майя населяли полуостров Юкатан;
- Инкам принадлежал город Теночтитлан;
- Жрецы Майя указывали сроки начала земледельческих работ на основе календаря;
- «Плавучие поля» были у племени Ацтеков;
- Почтовая связь между частями страны была налажена у Инков;
- В столице Майя находились 2 невольничьих рынка.
В конце игры учитель схему с правильными ответами выводит на экран, дети сверяют и сдают работы
1 Х |
2 О |
3 Х |
4 Х |
5 О |
6 Х |
7 Х |
8 Х |
9 О |
(учитель будет иметь возможность оценить тех учащихся, которые слабо работали в течение урока)
V. Итоги урока:
– Народы средневековой Америки создали в средние века свои государства, необычные порядки, оригинальную культуру, не похожую ни на одну культуру народов Европы и Азии.
VI. Оценивание.
VII. Д/З: параграф 33, по каждому пункту параграфа составить 1 вопрос.