Место урока в системе коррекционных занятий:
- Родственные слова.
- Словообразовательная цепочка.
- Образование имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ик-.
- Образование имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -чик-.
- Образование имён существительных с помощью суффиксов -чик- -ик-.
- Образование имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -к-.
- Образование имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ок-.
- Словообразование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -чик- -ик- -к- -ок-.
- Образование имён существительных с помощью суффиксов -ушк- -юшк-.
- Образование имён существительных с помощью суффикса -ышк-.
- Употребление имён существительных с суффиксами -ушк- -юшк- -ышк-.
- Имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Закрепление.
Конспект занятия
Тема: «Образование имен существительных с помощью суффиксов -ушк- , -юшк-».
Цель: учить образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Задачи:
1) образовательные:
- формировать умение распознавать и образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением с помощью суффиксов -ушк-, -юшк-
- учить понимать значение, которое придают суффиксы -ушк-, -юшк- существительным.
2) коррекционные:
- расширять и уточнять словарный запас учащихся;
- развивать умение планировать свою деятельность, выполнять учебную задачу по установленному алгоритму, контролировать свою деятельность;
- развивать словесно-логическое мышление, умение выполнять мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза, обобщения.
3) воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности, умение помогать друг другу,
- формировать умение работать в группе по установленным правилам.
Оборудование: рисунки, карточки со словами, модели слов, карточки с морфемами, цветные ручки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
– Начнем с необычной игры. Будем играть голосом.
Представим себе большого кота и скажем слово «кот» так, чтобы все поверили, что он большой, сделаем голос низким, глубоким и покажем руками большого кота.
А теперь назовем его ласково. Изменим голос, произнесем слово «котик» ласково, нежным, тонким, высоким голосом.
Ученики вместе с учителем произносят слова кот-котик.
Поиграем со словом Катя. Катя-Катенька.
II. Актуализация опорных знаний. Образование ласковых названий предметов.
– Будем называть предметы ласково. На доску вывешивается таблица. (Приложение 1)
Ласковое название предметов |
Я буду показывать рисунок. Один человек называет предмет неласково, другой – ласково. Голосом подчеркиваем значение слов.
Рисунки:
ОЛЯ – ОЛЕНЬКА
ПЕТЯ – ПЕТЕНЬКА
РОЗА – РОЗОЧКА
ЮБКА – ЮБОЧКА
КНИГА – КНИЖЕЧКА
ЛОЖКА – ЛОЖЕЧКА
III. Постановка проблемы, объяснение нового материала.
Рисунок. ЗИМА
– Какое время года на рисунке? (зима) Карточка с названием вешается рядом с рисунком.
– Скажите ласково (зимушка). Карточка с названием вешается под первой карточкой.
Если дети затрудняются, то логопед дает образец: «Если ИЗБА – ИЗБУШКА, то зима – ?»
рисунок |
ЗИМА |
ЗИМУШКА |
Сравним слова зима-зимушка, что можно про них сказать? (они родственные, у них одинаковый корень -зим- )
– Назовите общую часть (-зим-)
– Как называется общая часть слов? (корень)
– Как называются слова с одинаковым корнем? (однокоренные)
Слова зима-зимушка имеют общий смысл. Это названия одного времени года, одно – ласковое, другое – не ласковое.
– Посмотрим, как образовалось слово ЗИМУШКА от слова ЗИМА.
– Выделим корень в слове ЗИМА.
Учитель берет карточку, где написано слово ЗИМА и загибает ту часть, где написано окончание.
В слове ЗИМУШКА такой же корень, т.к слова однокоренные.
Учитель накладывает карточку ЗИМ на карточку со словом ЗИМУШКА, затем в слове ЗИМУШКА выделяет окончание.
– Как образовали слово ЗИМУШКА?
ЗИМ |
КОРЕНЬ |
А |
ОКОНЧАНИЕ |
- Было слово ЗИМА. На доску вешается схема.
- К корню -зим- Добавили какую часть? (-ушк-)
Вешается схема
ЗИМ |
УШК |
А |
КОРЕНЬ |
СУФФИКС |
ОКОНЧАНИЕ |
– Ласковое название ЗИМУШКА образовали с помощью какого суффикса? (-ушк-)
Аналогично разбирается слово ПОЛЮШКО.
На доске:
ЗИМ |
УШК |
А |
|
ПОЛ |
ЮШК |
О (А) |
КОРЕНЬ |
СУФФИКС |
ОКОНЧАНИЕ |
КОРЕНЬ |
СУФФИКС |
ОКОНЧАНИЕ |
– Какие названия предметов образовывали? (ласковые названия предметов)
– С помощью каких суффиксов? (-ушк- -юшк-)
Тема занятия: Образование ласковых названий предметов с помощью суффиксов -ушк- -юшк-.
IV. Закрепление материала.
1. Работа с таблицами. Работа в тетрадях.
Карточки со словами.
погода |
сила |
горе |
море |
корова |
– Будем образовывать ласковые названия по таблице.
Ученики по одному работают у доски.
– Возьми карточку, прочитай слово (погода)
Назови предмет ласково (погодушка)
Определим, как получилось слово. Какой корень в словах «погода, погодушка»? (погод)
Ученик называет корень и загибает на карточке ту часть, где написано окончание.
– Поставь корень в каждую из таблиц. Прочитай, что получилось? (ПОГОДУШКА, ПОГОДЮШКА)
Как правильно? (ПОГОДУШКА)
Прикрепи карточку с корнем в нужной таблице.
Запись слова в тетрадь.
Учащиеся записывают голубой ручкой суффиксы –ушк –юшк– . Образованные у доски слова записывают в один из столбиков, суффиксы пишут голубой ручкой.
На доске:
ПОЛ |
ЮШК |
О(А) |
КОРЕНЬ |
СУФФИКС |
ОКОНЧАНИЕ |
ЗИМ |
УШК |
А |
КОРЕНЬ |
СУФФИКС |
ОКОНЧАНИЕ |
-ушк- |
-юшк- |
погодушка |
горюшко |
– С помощью таблиц, что образовывали? (ласковые названия предметов)
– С помощью каких суффиксов? (-ушк- -юшк-)
2. Устное образование слов.
Будем играть в игру. Я буду говорить слово и кидать мяч, а вы будете возвращать мяч и ласковое название слова.
Учитель называет существительное. Ученики должны назвать предмет ласково. При затруднениях учитель показывает корень слова или ставит корень в одну из таблиц на доске.
Слова для игры:
Борода, няня, доля, соловей, комната, ива, воля, голова, земля, река.
Карточки:
бород |
нян |
дол |
комнат |
ив |
вол |
голов |
земел |
солов |
реч |
3. Самостоятельное письмо слов. Запись схем.
– Вспомните слова, которые образовывали устно и запишите по одному слову в каждый столбик.
– Прочитайте слова первого столбика.
– В словах, которые образовывали одинаковые суффиксы?
А корни одинаковые или разные? (разные)
Корни могут быть разные, поэтому в нашей схеме вместо разных корней нарисуем знак корня.
Логопед вешает таблички со знаком корня.
В тетрадях дорисуем схемы. Учитель пишет на доске, ученики в тетрадях.
– Красным цветом перед суффиксом рисуем знак корня, а после суффикса зелёным цветом записываем окончание.
На доске:
ЮШК |
О(А) |
|
КОРЕНЬ |
СУФФИКС |
ОКОНЧАНИЕ |
УШК |
А |
|
КОРЕНЬ |
СУФФИКС |
ОКОНЧАНИЕ |
-ушк-а | -юшк-о(а) |
погодушка |
горюшко |
С помощью этой схемы мы записали не одно слово, а много слов – ласковых названий предметов.
– Что общего в этих словах? (образованы с помощью суффиксов -ушк- -юшк-)
4. Игра «Собери слова».
Будете из частей собирать ласковые названия предметов.
Ученики работают группой. Ученики берут карточки, собирают слово, строятся перед доской, держа карточки с частями слова. Все вместе называют слово.
– От какого слова образовано ваше слово?
Затем работает следующая группа.
лебёд |
ушк |
а |
гост |
юшк |
трав |
Из частей ЛЕБЁД, УШК, А собрали слово «лебёдушка», оно образовано от слова «лебедь».
Из частей ГОСТ, ЮШК, А можно собрать слово «гостюшка», оно образовано от слова «гость».
Из частей ТРАВ, УШК, А собрали слово «травушка», оно образовано от слова «трава».
V. Подведение итогов, оценка работы учащихся.
– Чему учились на занятии? (учились образовывать ласковые названия предметов)
– С помощью каких суффиксов образовывали ласковые названия предметов? (-ушк- -юшк-)
– Какие задания понравились больше всего?
Оценка работы учащихся на занятии.