Конспект группового логопедического занятия в 3–4-м классе для детей с ОНР III уровня "Образование имен существительных с помощью суффиксов -ушк-, -юшк-"

Разделы: Начальная школа, Логопедия, Коррекционная педагогика


Место урока в системе коррекционных занятий:

  • Родственные слова.
  • Словообразовательная цепочка.
  • Образование имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ик-.
  • Образование имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -чик-.
  • Образование имён существительных с помощью суффиксов -чик- -ик-.
  • Образование имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -к-.
  • Образование имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ок-.
  • Словообразование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -чик- -ик- -к- -ок-.
  • Образование имён существительных с помощью суффиксов -ушк- -юшк-.
  • Образование имён существительных с помощью суффикса -ышк-.
  • Употребление имён существительных с суффиксами -ушк- -юшк- -ышк-.
  • Имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Закрепление.

Конспект занятия

Тема: «Образование  имен существительных с помощью суффиксов -ушк- , -юшк-».

Цель: учить образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Задачи:

1) образовательные:

  • формировать умение распознавать и образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением с помощью суффиксов -ушк-, -юшк-
  • учить понимать значение, которое придают суффиксы -ушк-, -юшк- существительным.

2) коррекционные:

  • расширять и уточнять словарный запас учащихся;
  • развивать умение планировать свою деятельность, выполнять учебную задачу по установленному алгоритму, контролировать свою деятельность;
  • развивать словесно-логическое мышление, умение выполнять мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза, обобщения.

3) воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности, умение помогать друг другу,
  • формировать умение работать в группе по установленным правилам.

Оборудование: рисунки, карточки со словами, модели слов, карточки с морфемами, цветные ручки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Начнем с  необычной игры. Будем играть голосом.

Представим себе большого кота и скажем слово «кот» так, чтобы все поверили, что он большой, сделаем голос низким, глубоким и покажем руками большого кота.

А теперь назовем его ласково. Изменим голос, произнесем  слово «котик» ласково, нежным, тонким, высоким голосом.

Ученики вместе с учителем произносят слова кот-котик.

Поиграем со словом Катя. Катя-Катенька.

II. Актуализация опорных знаний. Образование ласковых названий предметов.

– Будем называть предметы ласково. На доску вывешивается таблица. (Приложение 1)

Ласковое название предметов

Я  буду показывать рисунок. Один человек называет предмет неласково, другой – ласково. Голосом подчеркиваем значение слов.

Рисунки:

ОЛЯ – ОЛЕНЬКА

ПЕТЯ – ПЕТЕНЬКА

РОЗА – РОЗОЧКА

ЮБКА – ЮБОЧКА

КНИГА – КНИЖЕЧКА

ЛОЖКА – ЛОЖЕЧКА

III. Постановка проблемы, объяснение нового материала.

Рисунок. ЗИМА

– Какое время года на рисунке? (зима) Карточка с названием вешается рядом с рисунком.

– Скажите ласково (зимушка). Карточка  с названием вешается под первой карточкой.

Если дети затрудняются, то логопед дает образец: «Если ИЗБА – ИЗБУШКА, то зима – ?»

рисунок

ЗИМА

ЗИМУШКА

Сравним слова зима-зимушка, что можно про них сказать? (они родственные, у них одинаковый корень -зим- )

– Назовите общую часть (-зим-)

– Как называется общая часть слов? (корень)

– Как называются слова с одинаковым корнем? (однокоренные)

Слова зима-зимушка имеют общий смысл. Это названия одного времени года, одно – ласковое, другое – не ласковое.

– Посмотрим, как образовалось слово ЗИМУШКА  от слова  ЗИМА.

– Выделим корень  в слове ЗИМА.

Учитель берет карточку, где написано слово ЗИМА и загибает ту часть, где написано окончание.

В слове  ЗИМУШКА такой же корень, т.к слова однокоренные.

Учитель накладывает карточку ЗИМ  на карточку со словом ЗИМУШКА, затем в слове ЗИМУШКА выделяет окончание.

зим
 
УШК
а

– Как  образовали слово ЗИМУШКА?

ЗИМ

КОРЕНЬ

А

ОКОНЧАНИЕ

  1. Было слово ЗИМА. На доску вешается схема.       
  2. К корню -зим- Добавили  какую часть? (-ушк-)    

Вешается схема 

ЗИМ

УШК

А

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

– Ласковое название ЗИМУШКА образовали с помощью какого суффикса? (-ушк-)

Аналогично разбирается слово ПОЛЮШКО.

На доске:

ЗИМ

УШК

А

 

ПОЛ

ЮШК

О (А)

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

– Какие названия предметов образовывали? (ласковые названия предметов)

– С помощью каких суффиксов? (-ушк- -юшк-)

Тема занятия: Образование ласковых названий предметов с помощью суффиксов -ушк- -юшк-.

IV. Закрепление материала.

1. Работа с таблицами. Работа в тетрадях.

Карточки со словами.

погода

сила

горе

море

корова

– Будем образовывать ласковые названия по таблице.

Ученики по одному  работают у доски.

– Возьми карточку, прочитай слово (погода)

Назови предмет ласково (погодушка)

Определим, как получилось слово. Какой корень в словах «погода, погодушка»? (погод)

Ученик  называет корень и загибает на карточке ту часть, где написано окончание.

– Поставь корень в каждую из таблиц. Прочитай, что получилось? (ПОГОДУШКА, ПОГОДЮШКА)

Как правильно? (ПОГОДУШКА)

Прикрепи  карточку с корнем в нужной таблице.

Запись слова в тетрадь.

Учащиеся  записывают голубой ручкой суффиксы –ушк –юшк– . Образованные у доски слова записывают в один из столбиков, суффиксы пишут голубой ручкой.

На доске:

ПОЛ

ЮШК

О(А)

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

ЗИМ

УШК

А

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

 

-ушк-

 -юшк-

погодушка
силушка
коровушка

горюшко
морюшко

– С помощью таблиц, что образовывали? (ласковые названия предметов)

– С помощью каких суффиксов? (-ушк- -юшк-)

2. Устное образование слов.

Будем играть в игру. Я буду говорить слово и кидать мяч, а вы будете возвращать мяч и ласковое название слова.

Учитель называет существительное. Ученики должны назвать предмет ласково. При затруднениях учитель показывает корень слова или ставит корень в одну из таблиц на доске.

Слова для игры:

Борода, няня, доля, соловей, комната, ива, воля, голова, земля, река.

Карточки:

бород

нян

дол

комнат

ив

вол

голов

земел

солов

реч

3. Самостоятельное письмо слов. Запись схем.

– Вспомните слова, которые образовывали устно и запишите по одному слову в каждый столбик.

– Прочитайте слова первого столбика.

– В словах, которые образовывали одинаковые суффиксы?

А корни одинаковые или разные? (разные)

Корни могут быть разные, поэтому в нашей схеме вместо разных корней нарисуем знак корня.

Логопед вешает таблички со  знаком корня.

В тетрадях дорисуем схемы. Учитель пишет на доске, ученики в тетрадях.

– Красным цветом перед суффиксом  рисуем знак корня, а после суффикса зелёным цветом записываем окончание.

На доске:

корень

ЮШК

О(А)

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

корень

УШК

А

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

 

корень -ушк-а корень -юшк-о(а)

погодушка
силушка
коровушка
бородушка

горюшко
морюшко
нянюшка

С помощью этой схемы мы записали не одно слово, а много слов – ласковых названий предметов.

– Что общего в этих словах? (образованы с помощью суффиксов -ушк- -юшк-)

4. Игра «Собери слова».

Будете из частей собирать ласковые названия предметов. 

Ученики работают группой. Ученики берут карточки, собирают слово, строятся перед доской, держа карточки с частями слова. Все вместе называют слово.

– От какого слова образовано ваше слово?

Затем работает следующая группа.

лебёд

ушк

а

гост

юшк

трав

Из частей ЛЕБЁД, УШК, А собрали слово «лебёдушка», оно образовано от слова «лебедь».

Из частей ГОСТ, ЮШК, А можно собрать слово «гостюшка», оно образовано от слова «гость».

Из частей ТРАВ, УШК, А собрали слово «травушка», оно образовано от слова «трава».

V. Подведение итогов, оценка работы учащихся.

– Чему учились на занятии? (учились образовывать ласковые названия предметов)

– С помощью каких суффиксов образовывали ласковые названия предметов? (-ушк- -юшк-)

– Какие задания понравились больше всего?

Оценка работы  учащихся на занятии.