Тема: «Осенние православные праздники».
Цели:
- Образовательная: знакомство в православными праздниками и песнопениями русского народа, их историей.
- Развивающая: развитие певческих навыков на примере православных песнопений.
- Воспитательная: привитие ученикам уважения к духовным традициям их предков.
Тип урока: работа в классе.
Метод проведения:
- объяснительно-иллюстративный
- творческий
Требования:
Учащийся должен
- иметь представление: об осенних православных праздниках.
- знать: тропари (главные молитвы) осенних православных праздников.
- уметь: петь и слушать песнопения.
Междисциплинарные связи: музыка – православная культура – живопись.
Обеспечение занятия:
- наглядные пособия: иконы праздников.
- оборудование: раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный момент (1 мин): приветствие, подготовка класса к занятию, пение молитвы.
- Мотивация учебной деятельности (2 мин): сообщение темы, цели занятия.
- Рассказ об истории осенних праздников.
- Пение классом или прослушивание тропарей, посвященных этим праздникам.
- Обобщение.
– Чему мы учимся, вспоминая события православных праздников.
– Как отражаются события православных праздников в тропарях этих праздников.
Обоснование урока: урок музыки на тему «Православные осенние праздники» в первую очередь предназначается для Православных гимназий, учащиеся которых знакомятся с русскими духовно-певческими традициями, на уроках музыки изучают церковные гласы, учатся петь тропари. Практика показывает, что для детей изучение церковных гласов (мелодий) дело не представляющее большую сложность. Даже дети, не имеющие хороших музыкальных способностей, осваивают церковные песнопения. Понятно, что для исполнения тропарей ведется подготовительная работа по разучиванию тропарей праздников. На заключительном открытом уроке ученики с учителем исполняют их все вместе.
Другой вариант, это прослушивание тропарей детьми в исполнении хорового коллектива (найти качественную запись не сложно).
Вариант прослушивания тропарей и знакомство с духовно-певческой русской традицией может использоваться и на уроке музыки в светской школе в качестве ознакомления.
Кажущуюся трудность на первый взгляд может представлять старославянский язык, на котором написаны тропари. Однако детям можно прочитать тропарь на старославянском, потом перевод на русский язык. Обычно трудностей с пониманием после этого не возникает.
Мелодии церковных гласов имеют небольшие отличия в зависимости от региона России в связи со сложившимися певческими традиционными особенностями развития церковного пения. Поэтому нотные примеры могут приводиться на усмотрение учителя в зависимости от местных традиций.
«Осенние православные праздники».
Учитель: Сегодня мы поговорим о православных праздниках, которые мы празднуем осенью. Мы будем вспоминать историю праздника и петь (или слушать) тропарь, посвященный этому празднику. Тропарь – это песнопение, в котором кратко рассказывается о главном смысле праздника. Сочинение тропарей очень древний вид творчества и имена их создателей нам по большей степени неизвестны. Но когда мы читаем, слушаем или поем тропари мы понимаем, что сочинители (песнотворцы) тропарей были людьми очень мудрыми и образованными.
21 сентября мы празднуем Праздник Рождество Пресвятой Богородицы. По преданию Рождеству Пресвятой Богородицы предшествовали важные события. Родители Марии были святые Иоаким и Анна, люди благочестивые. Они жили в Палестине, городе Назарете. Дожили они до старости, но не имели детей и тяжело скорбели об этом. Однако они не отчаивались и молились, чтобы Господь даровал им детей. Наконец Господь услышал их молитву, однако сначала еще раз испытал их терпение. Однажды Иоаким пришел в храм и принес дар. Священник не принял от него дара и сказал, что он не достоин принести дар, потому что он бездетен.
«Не пойду домой, – сказал Иоаким, – а пойду в пустыню и буду там молиться и поститься, пока Бог не обещает мне даровать детей».
Так же была огорчена и Анна. В скорби вышла Анна в сад и села под деревом. На дереве она увидела птичье гнездо с птенцами.
«Вот у птиц есть дети, а у меня их нет», – сказала она и заплакала. И тут явился ей Ангел и сказал: «Не плачь, Бог даст вам дочь. Ступай и встречай мужа». В то же время явился Ангел Иоакиму и сказал: «Бог услышал вашу молитву. Он даст вам Дочь, о Которой возрадуются все люди. Ступай домой». И действительно, через год, 21 сентября у них родилась дочь. Они назвали ее Марией.
Сейчас мы рассмотрим икону праздника и споем (или послушаем) тропарь, глас 4., посвященный этому празднику.
Ученики классом поют или слушают тропарь праздника Рождества Богородицы.
Рождество твое, Богородице Дево,/ радость возвести всей вселенней:/ из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш,/ и, разрушив клятву, даде благословение,/ и упразднив смерть, дарова нам живот (т.е. жизнь) вечный.
Рождение Твое, Богородица Дева, объявило радость всей вселенной (всему населенному миру); ибо из Тебя возсияло Солнце правды – Христос Бог наш; уничтожив проклятие, Он дал нам благословение и, низложив смерть, даровал нам вечную жизнь.
Учитель: 27 сентября мы празднуем еще один большой православный праздник – Воздвижения Креста Господня. Он установлен в IV веке, по случаю обретения креста, на котором был распят Господь.
После того, как тело Христово снято было со креста для погребения, крест вместе с крестами двух распятых с Ним разбойников на горе Голгофе были зарыты в землю. Впоследствии на этом месте был поставлен языческий храм. Прошло три столетия. Когда Константин Великий стал императором, он первый из римских императоров объявил христианскую веру главной в своей империи, мать его, царица Елена, пожелала отыскать крест, на котором был распят Христос. Для этого она отправилась в Иерусалим, где был распят Господь, и спрашивала жителей: «Где искать крест?» Но никто не смог ей ответить на этот вопрос. Правда, один престарелый человек показал место на Голгофе, где стоял языческий храм. Царица велела разрушить храм и копать землю. Действительно, здесь найдено было три креста, очень схожих между собой, но который из них Христов – понять было невозможно. Узнать это помог Сам Господь.
В то время поблизости несли покойника. Патриарх Макарий предложил возложить на умершего человека кресты. Возложил один, потом другой, ничего не случилось. Но лишь возложили третий крест, мертвый воскрес. Тогда все поняли, что это был крест Христов, и собрался народ в великом множестве; всем хотелось видеть и целовать святой крест. Но из-за большого скопления народа это было неудобно. Царица Елена и патриарх Макарий взошли с крестом на возвышенное место и здесь его воздвигли, то есть подняли (отчего и назван праздник Воздвижением) и поставили; и весь народ мог видеть крест. Увидев святое древо, народ молился, восклицая: «Господи, помилуй!» Затем крест поставили в храме. Части древа креста Господня имеются во многих местах.
Рассмотрите внимательно икону праздника и споем тропарь, глас 1., посвященный этому празднику.
Ученики классом поют или слушают тропарь Кресту.
Спаси Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя/ и Твое сохраняя крестом Твоим жительство.
Учитель: Великий русский святой Сергий Радонежский жил в XIV веке. Он родился в трудное для Руси время монгольского разорения. Для своих соотечественников и потомков его образ жизни стал высоким примером. Сергий жил и работал в Троицком монастыре, сейчас это Троице-Сергиева Лавра, который он основал вместе со своим старшим братом Степаном, по тем временам в глубокой глуши, довольно далеко от древнерусских городов. Преподобный Сергий был простым монахом, однако имел большое духовное влияние на становление русской государственности. К нему приезжали на совет и благословение русские князья. Он благословил князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем, которая произошла в 1480 году 21 сентября на Куликовом поле. Память преп. Сергия Радонежского празднуется 8 октября.
Ученики классом поют или слушают тропарь преп. Сергию Радонежскому, глас 4.
Иже добродетелей подвижник,/ яко истинный воин Христа Бога,/ на страсти вельми подвизался еси в жизни временней,/ в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником:/ темже и вселися в тя Пресвятый Дух,/ Егоже действием светло украшен еси./ Но, яко имея дерзновение ко Святей Троице, понинай стадо, еже собрал еси, мудре,/ и не забуди, якоже обещался еси,/ посещая чад твоих,/ Сергие, преподобне отче наш.
Как истинный воин Христа Бога, добродетелей исполненный, усердно боролся со страстями в жизни временной, в славословии, в бдениях и посте примером являясь для своих учеников. Поэтому и вселился в тебя Пресвятой Дух, благодатными дарами Которого ты был пышно украшен. Но как имеющий дерзновение ко Святой Троице, помни о стаде, которое ты мудро собрал, и не забудь, как обещал, посещать детей своих, Сергий, Преподобный отче наш.
Учитель: Праздник Покрова Пресвятой Богородицы празднуется 14 октября. Вспоминается событие, которое случилось в начале X века в далекой Византии. Тогда во Влахернской церкви в Константинополе во время богослужения при огромном стечении народа, при служении патриарха, священников молился святой Андрей, Христа ради юродивый. С ним был ученик его Епифаний. Молясь, св. Андрей увидел Пресвятую Богородицу под сводами храма на облаках, окруженную святыми, в белых одеждах. Св. Андрей, подойдя к Епифанию, сказал: «Видишь ли ты Госпожу и Царицу мира?» – «Вижу, отец мой духовный, и ужасаюсь», – отвечал Епифаний. Когда святые смотрели на Пресвятую Богородицу, Она, преклонив колени, молилась, обливаясь слезами. Окончив молитву, сняла с Себя блиставшее, подобно молнии, великое покрывало (омофор) и, держала его над всем стоявшим в храме народом. Затем Пресвятая Богородица и покрывало Ее сделались невидимыми. От видения покрывала (покрова) Пресвятой Богородицы и праздник получил свое название.
Событие, празднуемое нами, произошло в начале X века, когда не было еще православной веры на русской земле. Тогда столице Византии угрожала опасность от сарацинов, в войсках которых были и наши предки, тогда еще славяне-язычники. И вот дивное дело! Это событие не выделилось в отдельный праздник в византийской Церкви. А в памяти русского народа осталось и стало одним из самых дорогих осенних праздников. Одними из первых храмов, построенных на Руси, были храмы освященные в честь праздника Покрова пресвятой Богородицы. (Например, храм Покрова на Нерли).
Давайте вместе рассмотрим икону праздника и споем тропарь, посвященный этому празднику.
Ученики классом поют или слушают тропарь Покрову, глас 4.
Днесь благовернии люди светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающее Пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякого зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ спасти души наша.
В сей день мы, правоверные люди, торжественно празднуем, / осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием; / и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: / "Покрой нас священным Твоим Покровом / и избавь нас от всякого зла, / умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, / спасти души наши".
Учитель: На нашем уроке музыки мы вспомнили осенние православные праздники, хорошо спели или (прослушали) тропари праздников.
Когда мы вспоминаем тот или иной православный праздник, его события, место, где он происходил, время интересно изучать, но самое главное это то, чему мы учимся, когда вспоминаем православный праздник. Например, праздник Рождество Пресвятой Богородицы является примером терпения, надежды, силы духа, упованием на Бога. Праздник Воздвижения Креста Господня – это напоминание нам о жертвенности, святости. Образ Сергия Радонежского являет нам пример любви к своей Родине, к своему народу, к близким людям. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы такой любимый и близкий нашим предкам учит нас любить и беречь как земную Родину, так и небесную. И хотя события православных праздников происходили давно и семьсот и две тысячи лет назад, но самые главные качества человека: любовь, терпение, надежда, вера являются важными качествами души во все времена.
Литература:
- Тропари на каждый день года. – Рязань: «Зерна-Слово», 2011.
- «Лесенка-чудесенка»: литературно-художественный православный календарь для детей и родителей на 2013 год/ сост. Е. Баум, А. Фомкина.– М.: Издательство Сестричества во имя святителя Игнатия ставропольского, 2012.
- Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий: 1-й год обучения: Книга первая. – М.: Издательский дом «Покров», 2003.
- Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий: 1-й год обучения: Книга вторая. – М.: Издательский дом «Покров», 2004.