В сегодняшнее непростое время для страны мы все отчетливее познаем, что одних политических и экономических шагов, чтобы наладить жизнь в Росси, явно недостаточно. Вывести нацию, общество из глубочайшего кризиса мы сможем лишь встав на путь духовно-нравственного возрождения народа, а это – прежде всего восстановление уничтоженных и разрушенных, утерянных или невостребованных национальных ценностей, обращение к источникам, которые на протяжении многих веков питали наших предков.
Во все времена, у любого народа культура и религия были неотделимы друг от друга. Православная вера - это не только часть культурного наследия России, но и философский и нравственный стержень, на котором строилось государственное здание, создавались духовные традиции народа. Многие из них безвозвратно утрачены. И только сейчас мы стали осознавать, что истинно образованный человек в равной степени должен быть и культурным.
Воспитание учащихся на традициях русской культуры должно быть одним из главных направлений обновления содержания педагогического процесса в учебных заведениях.
Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество, музыкальный фольклор должны найти отражение в содержании образования и воспитания детей, так как образцы массовой культуры не всегда художественные, активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение нашей молодежи.
Традиционная народная культура, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует воспитанию нравственности, формированию художественного вкуса, развитию эмоционально-эстетических чувств, развитию творческого отношения к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.
Изделия народных мастеров как проявление творчества народа близки учащимся по своей природе (простотой, завершенностью форм, обобщенностью образов) и поэтому понятны им. В народном и декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами. Мастера-художники порой не детализируют, но сохраняют целостность, законченность образа, а включение изделий народных мастеров в праздничные действа как бы расширяет кругозор данного символизма, что позволяет детям лучше и глубже понять традиции своего народа.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представление народа о красоте, добре, зле, предназначении человека.
Участие детей в различных видах художественной деятельности, основанной на материале народного искусства, - одно из главных условий развития творческой активности детей.
Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов художественной деятельности и, как показала практика работы с детьми, эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности.
В процессе знакомства с живописью народных мастеров происходит освоение и осмысление учащимися нравственных и эстетических ценностей народа. При этом выдвигаются следующие задачи:
- формирование знаний учащихся о народном мировоззрении на природу, общество, семью;
- расширение знаний о художественном образе славянской культуры, формирование умений и навыков анализировать, сравнивать культуру России в процессе изучения;
- развитие навыков изображения художественных образов в различных видах народного творчества;
- развитие эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности, природе через понимание отношения к ней наших предков;
- воспитание любви к своим предкам, к своему роду, к своей малой и большой Родине в процессе творческого осмысления культурного наследия своего народа;
- формирование навыков общения детей в коллективной творческой деятельности.
Возрождение культуры, формирование духовно-нравственного начала, развитие творческой активности определяют основные направления занятий.
Одним из ведущих направлений обучения народной живописи является освоение особого символического языка народной культуры. Знакомство с художественными образами народного изобразительного искусства, возникшими в результате осмысления мира природы нашими древними предками, выяснение глубинного смысла орнаментального строя предметов народного быта, «прочтение» в старинных орнаментальных изображениях понятия образа мира - все это концентрирует в себе глубинный смысл народного творчества и способствует формированию у детей понимания целостного мира русской художественной культуры как части культуры России.
Для знакомства учащихся с культурным наследием предков хорошо применять принцип перехода от хорошо знакомого к новому, от частного к общему, от легкого к сложному. Хорошо знакомая, неоднократно прочитанная сказка выступает для детей «волшебным зеркалом», в котором отражаются удивительные вещи. Необходима лишь помощь сведущего человека, чтобы знать, куда смотреть и что ты хочешь там увидеть. Сберечь доставшееся нам по наследству поможет лишь любовь, а чтобы любить, надо прежде всего знать, помнить и уважать. Приобщение ребенка с самого раннего возраста к истории и культуре своего народа служит цели возрождения генетической памяти молодого поколения.
Немаловажное значение имеет приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира и среду обитания человека. В ходе освоения народной живописи учащиеся подводятся к пониманию того, что предметы имеют не просто утилитарное назначение, но являются носителями духовной культуры от далекой древности до наших дней.
Народная живопись – это обращение к народным истокам посредством изучения быта, изобразительной техники, самобытной культуры русского народа и народов, населяющих Россию, это понимание народной педагогики, возрождение самобытных национальных и семейных традиций с учетом региональных особенностей.
В процессе обучения учащиеся знакомятся с особенностями жизни и быта наших предков, их мировоззрением, литературным и музыкальным фольклором, праздниками и обрядами, получают представление о труде, жилище, традиционной одежде русского народа и частично других народов мира в их историческом развитии.
Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся соотечественников дети знакомятся со славными страницами истории родного города и страны.
Использование в учебно-воспитательном процессе народных календарных праздников позволяет осуществлять комплексный подход к изучению народного традиционного искусства при проведении такой формы работы, как организация посиделок, творческих выставок, праздников по народному календарю с участием детей в их оформлении.
Праздники, обычаи, рукотворная культура любого народа хороши по-своему. В них есть то общее, что объединяет всех людей, несмотря на различия. В календарных праздниках всех народов мира соединились красота, сила и доброе согласие человека и природы. Праздники народных календарей тесно связаны со сменой времен года и соответственно со сменой видов деятельности человека. Они помогают людям жить в одном ритме с природой, равномерно распределяют их общий труд и отдых. Аграрные обычаи и праздники имеют важную народно-педагогическую основу воспитания детей в семье.
Праздники и обряды диктовали нормы поведения людей задолго до появления понятия «нравственность», закреплялись в памяти поколений, требуя их повторения и неукоснительного соблюдения. С помощью праздников осуществлялась связь поколений, укреплялись межличностные взаимоотношения, восполнялся дефицит общения, удовлетворялись эмоциональные и психологические потребности людей.
Изучение народного календаря в общеобразовательных учреждениях имеет большое значение в духовно-нравственном воспитании будущего человека, любящего природу и живущего по ее законам, почитающего свой дом, свою Родину.
Формирование творческой личности школьников средствами народной культуры осуществляется на следующих принципах:
- учет возрастных особенностей при отборе содержательного материала;
- интегрированный подход к изучению народной культуры с использованием различных видов художественной деятельности;
- индивидуальный подход;
- учет региональных особенностей народной культуры.
Таким образом, содержательная часть работы с детьми осуществляется в интеграции с другими видами деятельности детей, а это в свою очередь способствует целостному пониманию ребенком окружающей природы, человека, выявлению своего «Я». В результате такого подхода дети ясно представляют создаваемый художественный образ, что влияет на решение творческих задач в ходе художественно-практической деятельности.
Сложившаяся система работы по изучению народной художественной культуры в процессе непрерывного образования дает возможность сохранить национальные особенности и традиции наших предков, адаптировать эти традиции с учетом современных условий, зародить в душе детей любовь и глубокое уважение к традиционной культуре своего народа.
Литература.
- Багаева Л.Г. Культура православной России: Рассказы и очерки. – Астрахань, Новая линия, 2001.
- Басаргина А.А. Народоведение, 1-4 кл.: Кн. Для учителя / А.А. Басаргина, К.Л. Лисова, Г.Ф. Суворова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
- Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий / авт.-сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.-сост. О.Я. Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», - 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
- Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»)/ Авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. – 2-е изд., испр, и доп. – М.: АРКТИ, 2003.
- Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору: 1 кл. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2004.