Концертмейстер – самая распространенная среди пианистов специализация. Он нужен буквально везде: и в классе инструменталистов, и при работе с хором или вокалистами, и в хореографическом классе. Работа концертмейстера в детской музыкальной школе – важная составляющая часть общего образовательного процесса. На первый взгляд может показаться, что эта работа не сложна. Кажется, что концертмейстер всегда на втором плане. Главный же на уроке педагог-инструменталист или руководитель коллектива. Однако все меняется, как только концертмейстер по тем или иным причинам остается с учеником или группой один на один. В таких ситуациях идет прямой контакт ученика с концертмейстером, который становится проводником между учеником и педагогом, между начальным этапом ознакомления с произведением и конечным исполнением этого произведения в концертном зале. Безусловно, концертмейстер – главный помощник педагога при работе в ансамблях, групповых занятиях.
Что же такое, по сути, концертмейстер? Обратимся к музыкальной энциклопедии. «Концертмейстер – это музыкант, возглавляющий одну из струнных групп симфонического или оперного оркестра. Кроме того, концертмейстер – это пианист, разучивающий партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующий им в концертах». Действительно, понятие концертмейстер включает в себя нечто большее, чем только разучивание с солистами их партий. Это и умение контролировать качество их исполнения, и знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, и умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.
Работе концертмейстера и искусству аккомпанемента посвящено не так много книг и отдельных статей. Еще меньше литературы по методике преподавания этого учебного предмета (Н. Крючков, Е. Шендерович, М. Смирнов и некоторые другие). Авторы статей отмечают, что аккомпанементу принадлежит не подсобная роль, не чисто служебная функция гармонической и ритмической поддержки партнера, а концертмейстер в процессе исполнения становится равноправным членом единого целостного музыкального организма.
Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого или хореографического искусства, особенностей игры на различных инструментах, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партии. Концертмейстеру, как это ни странно, также важна интуиция. На первых порах эта способность играет главенствующую роль в работе концертмейстера, но, безусловно, без научно-обоснованных знаний в области музыкознания, музыкальной психологии, музыкальной педагогики достичь значимого результата невозможно.
При всем разнообразии и определенных особенностях работы в разных классах и на различных отделениях, можно попытаться сформулировать ряд общих черт в работе концертмейстеров детских школ искусств или детских музыкальных школ:
- Умение и готовность быть «вторым».
- При необходимости уметь вычленять партию солиста, сводя фортепианную партию к основным гармоническим функциям и ритмическим формулам.
- Иметь развитое умение чтения с листа и транспонирования.
- Концертмейстер должен быть очень эрудированным музыкантом, так как в поле его деятельности находится огромный и разнообразный репертуар.
Это далеко не полный перечень необходимых профессиональных качеств, помогающих в работе концертмейстера, так как концертмейстерское искусство по своей природе многофункционально и универсально.
Отметим, что достижения всех поставленных перед концертмейстером задач возможно лишь при полном взаимодействии с педагогом, при абсолютном профессиональном доверии. Концертмейстер в классе – это помощник, аранжировщик, репетитор, правая рука и единое целое с преподавателем класса, целенаправленно выполняющий свои профессиональные задачи.
Кроме всего сказанного отметим, что занятия с концертмейстером-пианистом очень любят учащиеся-инструменталисты, так как они приближают их к концертному выступлению. Причем, иногда эта работа бывает полезна и без преподавателя.
Таким образом, творческая деятельность концертмейстера включает в себя и исполнительскую, и педагогическую, и организационную составляющие, где музыка выступает в качестве реального самостоятельного художественного процесса.
Хочу поделиться опытом концертмейстерской работы на отделении народных инструментов в классе домры и балалайки. В практической работе концертмейстеру ДШИ приходится встречаться с самым разнообразным по характеру репертуаром. Но, наверное, чаще всего учащиеся народного отделения играют обработки русских народных песен. Эти произведения, различные по характеру и степени сложности, составляют основу репертуара любого исполнителя на народных инструментах. Они могут быть как кантиленными, что требует от учащегося определенных слуховых и технических навыков, так и виртуозно-концертными, в которых как бы соединяются два источника: собственно народная тема и талант композитора-аранжировщика. Поэтому в репетиционной работе для достижения художественного результата педагог и концертмейстер должны познакомить ребенка и с самой песней, и отметить то новое, что увидел в первоисточнике композитор.
Исполнительский анализ – обязательный этап работы концертмейстера, осуществляемый им на начальном этапе работы над произведением. Мне представляется важным рассказать учащемуся, что представляет собой обработка русской народной песни. Русские народные песни и их обработки – совсем не одно и тоже. Обработки писали многие композиторы, аранжировщики. Их существует великое множество с учетом особенностей музыкального инструмента. Разумеется, это уже совершенно другое произведение, призванное расширить возможности исполнителя и его репертуар.
В качестве примера работы концертмейстера над обработкой народной песни хочу продемонстрировать конспект урока.
Тема урока: «Работа концертмейстера над характером исполнения обработки русской народной песни «Час да по часу» композитора П. Барчунова».
Оборудование и материалы: музыкальный центр, телевизор с USB-входом, аудио- и видеозаписи песни «Час да по часу», ноты обработки П. Барчунова «Час да по часу», домра, фортепиано.
Цели урока:
- Познакомить учащуюся с особенностями жанра обработки русской народной песни.
- Развивать образное мышление и наблюдательность учащейся.
- Расширить кругозор учащейся.
Задача урока: Реализовать исполнительские достижения учащейся, наработанные в классе с преподавателем по специальности.
Вырабатываемые умения и навыки:
- Умение грамотно разбирать форму музыкального произведения.
- Умение давать словесную характеристику прозвучавшему фрагменту (характер, средства выразительности, свое отношение к музыке).
- Умение самостоятельно работать с дополнительной литературой и медиа-средствами.
Тип урока: комбинированный.
Характеристика учащейся: учащаяся 7-го класса отделения народных инструментов ДШИ, возраст 15 лет.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания, повторение пройденного материала.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление нового материала.
- Подведение итогов урока и оценивание деятельности учащейся.
- Домашнее задание.
Ход урока
Концертмейстер: Сегодня мы работаем над характером исполнения обработки русской народной песни «Час да по часу», написанной композитором Павлом Барчуновым.
Учащаяся: Исполняет произведение.
Концертмейстер: Ты уже достаточно хорошо играешь текст этого произведения. В основе обработки композитора Павла Барчунова лежит лирическая протяжная песня «Час да по часу». О чем она? (Читает текст песни без повторов).
Час да по часу (текст)
Час да по часу день проходит,
Солнце зайдет в этот час.
Куда скрылся мой хороший,
С кем рассталась я вчера?
Куда скрылся мой хороший,
С кем рассталась я вчера?
Колокольчик его звонкий
Бьет уныло под дугой.
Колокольчик его звонкий
Бьет уныло под дугой.
Чуть заслышу звон тревожный,
Забьет сердце у меня.
Чуть заслышу звон тревожный,
Забьет сердце у меня.
Забьет сердце ретивое
Безысходною тоской.
Забьет сердце ретивое
Безысходною тоской.
Ах, зачем тоска-кручина
Меня, девку, извела?..
Учащаяся: Эта песня о несчастной любви, о разлуке.
Концертмейстер: Какое настроение в музыке?
Учащаяся: Настроение тоски, отчаяния, одиночества.
Концертмейстер: Какие слова из текста подчеркивают это?
Учащаяся: Уныло, тревожный, безысходною, тоска-кручина.
Концертмейстер: Форма песни?
Учащаяся: Куплетная.
Концертмейстер: Где находится кульминация всей песни?
Учащаяся: В пятом куплете.
Концертмейстер: Мы видим, что композитор очень бережно подошел к народному музыкальному материалу и фактически сохранил не только ее структуру, настроение, но и особенности русской протяжной песни. Дома ты должна была прочитать об особенностях протяжных песен. Расскажи, что ты узнала?
Учащаяся: Главное в лирической песне:
- Отражение человеческих переживаний.
- Яркость поэтических образов в тексте.
- Музыкальные особенности: проникновенность мелодии, распевы, импровизационность, свободный метро-ритм, обилие подголосков. Часто бывает сольный зачин, а затем хоровой подхват.
Концертмейстер: Давай посмотрим, какие из этих черт встречаются в нашей обработке.
Учащаяся: В музыке произведения чувствуются человеческие переживания, есть очень яркий проникновенный напев, который сопровождается разнообразными подголосками.
Концертмейстер: Да, все правильно. Слушала ли ты какие-либо варианты исполнения этой песни?
Учащаяся: Я нашла в интернете три варианта исполнения этой песни: фольклорный, обработку А. Ларина для хорового коллектива и обработку П. Нечепоренко для балалайки.
Концертмейстер: Какое у тебя впечатление от услышанного?
Учащаяся: Мне очень понравилась обработка Ларина для хора, красивые гармонии, которыми он как бы «окутал» песню. Обработка Барчунова, которую я играю, более лаконичная, но не менее интересная.
Концертмейстер: Давай попробуем создать собственную интерпретацию этой обработки? Начнем с формы. В нашем произведении 3-х частная форма:
- 1 ч. – Фа-диез минор.
- 2 ч. – Ля-мажор.
- 3 ч. – Фа-диез минор (реприза).
Форма и тональный план пьесы отражает содержание народной песни, изменение состояния героини. А теперь давай более подробно разберемся в характере исполнения. Сыграй первое проведение темы.
Учащаяся: Исполняет фрагмент <Приложение 2, 1-8 такты>.
Концертмейстер: Как ты понимаешь первую строку текста «час да по часу день проходит»? Какое это состояние?
Учащаяся: Состояние ожидания.
Концертмейстер: Какой должен быть темп, динамика?
Учащаяся: Темп неторопливый, динамика – пиано.
Концертмейстер: Обрати внимание, что уже в первом такте партии фортепиано есть выразительный подголосок, который дополняет мелодию солиста. Сыграй второе проведение темы.
Учащаяся: Исполняет фрагмент <Приложение 2, 9-16 такты>.
Концертмейстер: Как дальше развивает эту тему композитор?
Учащаяся: Она становится более взволнованной.
Концертмейстер: Что еще меняется?
Учащаяся: Регистр и фортепианная партия.
Концертмейстер: Благодаря глубоким басам и взволнованным аккордам в среднем голосе, создается иллюзия ускорения темпа, движения. Это не случайно. Обрати внимание, что уже в конце этого проведения темы есть первая кульминация (фрагмент исполняет концертмейстер). Большую роль здесь играет партия фортепиано, а партия солиста, как будто бы временно выключенная из музыкального потока, должна продолжить, «досказать» музыкальную мысль.
Давай обратимся к третьему проведению темы. Что здесь меняется?
Учащаяся: Лад (ля-мажор вместо фа-диез минора) и темп Piu mossо.
Концертмейстер: Как это переводится?
Учащаяся: Быстрее.
Концертмейстер: Послушай, как уплотняется фактура (фрагмент исполняет концертмейстер). Выразительные подголоски появляются уже и в партии солиста. Сыграй это место.
Учащаяся: Исполняет фрагмент <Приложение 2, 20-30 такты>.
Концертмейстер: В этом фрагменте фортепиано как будто помогает домре (похожая фактура, динамика – несколько «волн» усиления громкости). А в момент кульминации звучат самые высокие ноты, стремительное крещендо и, меняется размер, единственный раз в произведении (4/4 вместо 3/4). За стремительным восхождением идет не менее стремительный спад. Именно в момент кульминации солист остается один и очень выразительный пассаж исполняется ad libitum. Как переводится этот термин?
Учащаяся: По желанию, по собственному усмотрению.
Концертмейстер: Как ты думаешь, каким словам песни соответствует этот момент?
Учащаяся: Ах, зачем тоска-кручина
Меня, девку, извела?..
Концертмейстер: Правильно. Теперь уже партия фортепиано будет договаривать музыкальную мысль. Таким образом, в средней части меняется настроение, а следовательно темп – Piu mossо и лад – ля- мажор (фрагмент исполняет концертмейстер). И, наконец, последнее проведение темы. Что это? Возможно, послесловие. Это возвращение к первоначальному настроению. Ты согласна? Как мы должны это сыграть (фрагмент исполняет концертмейстер)? <Приложение 2, 31-41 такты>. Теперь мы исполним пьесу целиком и постараемся учесть все то, о чем мы с тобой говорили.
Учащаяся: Исполняет все произведение.
Список литературы:
- Алексеев А. История фортепианного искусства. Ч. 1-2. М., 1988.
- Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище // Методические записки по вопросам музыкального образования. М., 1974.
- Концертмейстер: призвание и профессия. Н. Новгород: НТК им. М. Глинки, 2000.
- Кубанцева Е. Концертмейстерский класс. М., 2002.
- Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990.
- Шендерович Е. В концертмейстерском классе. Размышления педагога. М., 1996.